Решение по делу № 2-2948/2021 от 10.08.2021

Дело № 2-2948/2021 (37RS0022-01-2021-003524-29)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2021 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составепредседательствующего судьи Козиной Ю.Н.,

при секретаре Васильевой К.Н.,

с участием представителя истца Заботлиной Л.В.,

представителя ответчика Молевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Веры Вячеславовнык Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Кузнецова В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) о защите пенсионного права.

Исковое заявление мотивировано тем, что 02.02.2021 истец обратилась в ГУ-УПФР в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п. 20 ч. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением № 16661/21 от 10.06.2021 пенсионного органа отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием права на пенсию. По мнению пенсионного органа стаж истца, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составил 21 год 3 месяца 18 дней при требуемом стаже 30 лет, при этом величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 52,848 при требуемой величине 21.

В исчисление стажа, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения пенсионным органом не включен период с 01.10.1998 по 02.02.2009 работы в должности фельдшера в здравпункте ОАО «Ивхимпром» продолжительностью 10 лет 4 месяца 2 дня, в том числе отпуск по уходу за ребенком, 30.07.2001 года рождения, с 17.10.2001 по 30.01.2003, продолжительностью 1 год 3 месяца 14 дней.

Не согласившись с принятым решением, Кузнецова В.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж период с 01.10.1998 по 02.02.2009 работы в должности фельдшера в здравпункте ОАО «Ивхимпром», за исключением отпуска по уходу за ребенком, 30.07.2001 года рождения, с 17.10.2001 по 30.01.2003; признать за истцом право на досрочное получение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», с даты приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии, то есть с 26.09.2020; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины и юридических услуг.

Определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 16.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Ивхимпром».

Определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 07.10.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) на надлежащего – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области в порядке процессуального правопреемства в связи с реорганизацией в форме присоединения.

В судебное заседание истец, третье лицо не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в порядке гл.10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика поддержала письменный отзыв. Сославшись на практику Верховного Суда Российской Федерации, указала на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку здравпункт, в котором работала истец, относился к коммерческой организации, не являющейся учреждением здравоохранения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Из материалов дела следует, что 02.02.2021Кузнецова В.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное)с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) № 16661/21 от 10.06.2021 Кузнецовой В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа работы.

Из данного решения следует, что в специальный стаж пенсионным органом не был включен период работы Кузнецовой В.В. с 01.10.1998 по 02.02.2009 работы в должности фельдшера в здравпункте ОАО «Ивхимпром» продолжительностью 10 лет 4 месяца 2 дня, в том числе отпуск по уходу за ребенком, 30.07.2001 года рождения, с 17.10.2001 по 30.01.2003, продолжительностью 1 год 3 месяца 14 дней, в связи с тем, что ОАО «Ивхимпром» по организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения.

По расчету пенсионного органа, продолжительность специального стажа истца составила 21 год 3 месяца 18 дней.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О спискахработ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22.09.1999 № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991№ 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06.09.1991 № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959№1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Из материалов дела следует, что Кузнецова В.В. с 01.10.1998 по 02.02.2009 работала фельдшером в ОАО «Ивхимпром», что подтверждается трудовой книжкой AT-V № 0641102 от 06.04.1987, выданной на имя Кузнецовой (Шибаевой) В.В., а также архивной справкой № 12 от 26.04.2021, штатным расписанием работающих АО «Ивхимпром».

Здравпункт являлся самостоятельным структурным подразделением АО «Ивхимпром».

Согласно Списку профессий и должностей от 06.09.1991 №464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно, и действовавшему, в том числе, в период работы Кузнецовой В.В. в должности фельдшерав ОАО «Ивхимпром» с 01.10.1998 по 02.02.2009), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Между тем, в соответствии со Списком профессий и должностей от 06.09.1991 № 464, а также действовавшей в спорный период работы Кузнецовой В.В. в данном учреждении Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 №35), здравпункт ОАО «Ивхимпром» не являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением и не входил в состав поликлиники или амбулатории.

Судом также установлено, что ОАО «Ивхимпром» не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 № 229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 № 627.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 №529н, ОАО «Ивхимпром» в качестве учреждения здравоохранения также не указано.

Сведений об оформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности указанной организации суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что учреждение, в котором осуществляла свою трудовую деятельность Кузнецова В.В., не оказывала медицинскую, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В связи с чем, период работы Кузнецовой В.В. в должности фельдшера здравпункта ОАО «Ивхимпром»с 01.10.1998 по 02.02.2009 не подлежит включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Довод о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности фельдшера здравпункта, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от 29.10.2002 № 781, со ссылкой на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее также - Правила), является ошибочным.

В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 № 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном пункте 6 Правил речь идет о медицинских пунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако Кузнецова В.В. работала в здравпункте, который не относится к категории медпункта воинской части, а ОАО «Ивхимпром»не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем, положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ, к спорным отношениям не применимы.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2016 №16-КГ17-35).

Доказательств того, что работодатель подавал в пенсионный орган сведения в отношении истца по спорному периоду работы с указанием льготного характера работы, суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт выполнения лечебной и иной деятельности по охране здоровья в лечебном учреждении, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в указанной части необходимо отказать.

При том суд учитывает, что, устанавливая в ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №1920-О).

В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Веры Вячеславовнык Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Козина Ю.Н.

Решение изготовлено в окончательной форме 30.11.2021.

2-2948/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Вера Вячеславовна
Ответчики
Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области
Другие
АО "Ивхимпром"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Козина Юлия Николаевна
Дело на странице суда
frunzensky.iwn.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2021Передача материалов судье
16.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее