Решение по делу № 2-967/2023 от 26.09.2023

дело № 2-967/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 г.                            г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре помощнике судьи Дмитриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район», в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО «Северо-Байкальский район» в непринятии мер по освобождению земельного участка с кадастровым номером: , расположенного в границах муниципального образования «Куморское эвенкийское», от размещенных на нём твердых коммунальных отходов, по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» освободить земельный участок с кадастровым номером: от размещенных на нем твердых коммунальных отходов; обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» организовать площадку накопления твердых бытовых коммунальных отходов с целью временного складирования твердых коммунальных отходов сроком не более 11 месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурорской проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в границах МО СП «Куморское эвенкийское» размещены твердые коммунальные отходы в отсутствие специально оборудованной площадки твердых коммунальных отходов, чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду и является нарушением п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В соответствии с Таблицей 9.2. «Объект временного размещения отходов до 2023 года» Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -ПР, земельный участок отнесен к объектам временного размещения отходов до 2023 г.

Кроме того, в соответствии с Таблицей 9.3. «Площадки накопления» Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -ПР, в <адрес> на земельном участке в кадастровом квартале предусмотрена площадка накопления твердых коммунальных отходов, сроком до 11 месяцев для проведения термического обезвреживания ТКО с применением мобильных инсинераторов.

Проверкой установлено, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером в <адрес> используется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «ЭкоАльянс» как место складирования образующихся ТКО от населения <адрес>.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, исключение из Территориальной схемы в области обращения с отходами, как объекта размещения ТКО в настоящее время не представляется возможным, поскольку отсутствуют другие близлежащие объекты.

Спорный земельный участок передан муниципальным районом «Северо-Байкальский район» в постоянное (бессрочное) пользование сельскому поселению "Куморское эвенкийское", при этом обязанность администрации района осуществлять полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами и муниципальный земельный контроль на территориях сельских поселений Северо-Байкальского района, установленные действующим законодательством, администрации сельского поселения по соглашению сторон не передавалась.

В результате бездействия администрации МО «Северо-Байкальский район», выразившегося в непринятии мер к ликвидации свалки твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке и создания площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, загрязняется окружающая среда, а также нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Бурятия.

В судебном заседании прокурор ЖЭА иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду показал, что в обязанности администрации МО «Северо-Байкальский район» входит организация обращения с отходами. В соответствии с Территориальной схемой размещения ТКО предусмотрено создание площадки длительного накопления ТКО на территории Куморского сельского поселения. Ответчик должен был исполнить требования законодательства по созданию мест накопления отходов. Однако такая обязанность не была исполнена Администрацией МО «Северо-Байкальский район». Ответчиком в настоящее время заключен контракт на ликвидацию свалки, для выполнения обязательств по контракту выделяются денежные средства на счет соответствующего бюджета.

Представитель администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности ГЖВ иск не признала, суду пояснила, что обязанность по очистке земельного участка должна быть возложена на ООО «ЭкоАльянс» как на лицо, которое в настоящее время использует объект для размещения ТКО. Они же не отрицают, что в обязанности администрации района входит принятие мер по созданию на территории МО СП «Куморское эвенкийское» площадки накопления ТКО. Однако просила учесть, что в настоящее время площадку ТКО на спорном участке создать невозможно в виду того, что на данный земельный участок складируют ТКО, иных земельных участков для размещения площадки ТКО в поселении нет.

Представитель Министерства природы и экологии Республики Бурятия по доверенности КЛИ иск поддержала, суду пояснила, что Министерство природных ресурсов ежегодно выделяет денежные средства на мероприятия, связанные с очисткой территории от ТКО, в том числе денежные средства предоставляются администрации МО «Северо-Байкальский район». Земельный участок был включен в Территориальную схему размещения отходов при предоставлении ответчиком сведений о возможности использования данного земельного участка под размещение ТКО. Площадку размещения ТКО должна была создать администрация МО «Северо-байкальский район».

Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия по доверенности МЕВ иск поддержала, суду пояснила, что мероприятия по очистке территории должны проводиться администрацией района, которая в свою очередь имеет право получения на эти мероприятия субсидии из бюджета. Может отметить, что ежегодно Министерством природных ресурсов РБ выделяются денежные средства по содержанию мест размещения отходов. Правительство Республики Бурятия координирует органы исполнительной власти Республики. Указанная прокурором свалка включена в Территориальную схему по обращению с отходами, соответственно, земельный участок может использоваться как объект размещения отходов. По требованиям о создании площадок накопления также считает, что ответственность должна быть возложена на администрацию района, т.к. в силу закона администрация района обязана принять меры по созданию площадок накопления ТКО.

В судебное заседание представитель ООО «ЭкоАльянс», администрации МО СП «Куморское эвенкийское» не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, третьих лиц, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Из материалов дела следует, что прокурором проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в границах МО СП «Куморское эвенкийское» размещены твердые коммунальные отходы в отсутствие специально оборудованной площадки твердых коммунальных отходов.

На основании постановления администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером предоставлен МО СП «Куморское эвенкийское» в постоянное (бессрочное) пользование МО СП «Куморское эвенкийское» с видом разрешенного использования специальная деятельность (площадка ТКО).

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации Постановлением от 12.11.2016 № 1156 утвердило Правила обращения с твердыми коммунальными отходами ( далее Правила обращения с твердыми коммунальными), которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -ПР, утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (Приказ -ПР).

Согласно данному приказу земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к объектам временного размещения отходов до 2023 г.

В соответствии с Таблицей 9.2 Приложения к Приказу -ПР «Объект временного размещения отходов до 2023 года» Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия, земельный участок отнесен к объектам временного размещения отходов до 2023 г.

В соответствии с Таблицами 9.1, 9.3 Приказа -ПР «Площадки накопления» Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия, в <адрес> на земельном участке в кадастровом квартале предусмотрена площадка накопления твердых коммунальных отходов, сроком до 11 месяцев для проведения термического обезвреживания ТКО с применением мобильных инсинераторов. Земельный участок с кадастровым номером в <адрес> используется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «ЭкоАльянс» как место складирования образующихся ТКО от населения <адрес>.

Указанный в Приказах срок размещения ТКО продлен до ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от 19.12.2022 N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», региональный оператор ООО «ЭкоАльянс» обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, исключение из Территориальной схемы в области обращения с отходами, исключение данного объекта размещения ТКО в настоящее время не представляется возможным, поскольку отсутствуют другие близлежащие объекты.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия подтвердил, что невозможно в настоящее время принять решение об исключении спорного земельного участка с кадастровым номером из Территориальной схемы размещения ТКО невозможно в виду отсутствия иных объектов для размещения ТКО.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов в силу статьи 1 данного Закона понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-1V «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» (далее по тексту - Закон РБ № 1254-1V), на территориях поселений накопление твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов в случае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронения твердых коммунальных отходов. Организацию площадок осуществляют органы местного самоуправления поселений (городских округов).

Площадка накопления твердых коммунальных отходов - это специально обустроенное сооружение в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на которых осуществляется временное складирование твердых коммунальных отходов сроком не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона РБ № 1254-IV).

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 14, 35 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов и осуществление муниципального земельного контроля, что в свою очередь предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее по тексту - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 5.3.1, 5.3.2 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.12.2016 № 570, региональные операторы взаимодействуют с органами местного самоуправления в рамках организации сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления содействуют выбору и выделению земельного участка под объекты накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Порядок создания мест (площадок) накопления отходов, а также требования к ним, определены статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», постановлениями Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и от 12.11.2016 г.№ 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».

Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч.1).

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (ч.2).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч.3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч.4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч.5).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.6).

В нарушение пункта 11 Правил № 1039 в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, накопление твердых коммунальных отходов путем их складирования сроком не более чем 11 месяцев, не предусмотрен, что исключает возможность вывоза твердых коммунальных отходов в установленное место складирования для временного складирования в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Таким образом, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления района.

Спорный земельный участок передан муниципальным районом «Северо-Байкальский район» в постоянное (бессрочное) пользование сельскому поселению «Куморское эвенкийское», при этом обязанность администрации района осуществлять полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами и муниципальный земельный контроль на территориях сельских поселений Северо-Байкальского района, установленные действующим законодательством, администрации сельского поселения по соглашению сторон не передавалась.

В результате бездействия администрации МО «Северо-Байкальский район», выразившегося в непринятии мер к ликвидации ТКО твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке и создания площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, загрязняется окружающая среда, а также нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В нарушение пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образовавшиеся твердые коммунальные отходы размещены на земельном участке в отсутствие специально оборудованной площадки твердых коммунальных отходов, чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные обстоятельства не отрицались представителем ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район».

Таким образом, ответчик не выполнил обязательства по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем, требования прокурора о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, возложения обязательств по принятию мер по созданию на территории муниципального образования сельское поселение «Куморское эвенкийское» площадки накопления твердых бытовых коммунальных отходов на срок не более 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как ранее было указано судом, ООО «ЭкоАльянс» в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, размещает ТКО на земельном участке с кадастровым номером .

Вместе с тем, суд установил, что, несмотря на то, что на земельный участок с кадастровым номером в настоящее время региональный оператор размещает ТКО, суд считает, что ответчик в лице администрации МО «Северо-Байкальский район» обязан принять меры по освобождению данного земельного участка от размещенных на нем твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и ООО «Мария» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ, согласно которому Подрядчик ООО «Мария» обязан по заданию заказчика выполнить работы по содержанию объектов размещения твердых коммунальных отходов в <адрес>. Состав и объем работ определяется технически заданием, указанным в приложении к контракту, сметной документации, что является неотъемлемой частью контракта. Из пункта 1.2. данного контракта следует, что ООО «Мария» выполняет работы по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка

МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» является структурным подразделением администрации МО «Северо-Байкальский район» и осуществляет функции по управлению имуществом администрации района.

В судебном заседании представитель ответчика ГЖВ подтвердила, что работы по очистке спорного земельного участка проводятся на основании заключенного контракта.

Таким образом, судом установлено, что администрация района в силу возложенных на нее полномочий за счет средств бюджета выполняет работы по содержанию объекта размещения твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером Однако выполнение данных работ в полной мере не обеспечивает очистку земельного участка от ТКО, что подтверждено актами проверки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного специалистом отдела по муниципальному контролю администрации МО «Северо-Байкальский район» ПНС (фото таблицы ), актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка заместителем прокурора ДНВ и представителем администрации МО «Северобайкальский район» ГЖВ В силу чего суд усматривает бездействие администрации МО «Северо-Байкальский район», выразившееся в непринятии мер по освобождения земельного участка от отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером

Доводы представителя ответчика ГЖВ о том, что земельный участок используется для размещения ТКО региональным оператором ООО «ЭкоАльянс», что будет препятствовать исполнению решения, суд не может принять во внимание, поскольку установлено, что данный земельный участок не соответствует санитарным и строительным нормам, его использование для размещения ТКО стало возможно только при предоставлении администрацией района Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия для включения в Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, документов на земельный участок с соответствующим видом разрешенного использования, категорией земель, паспортом объекта, актом обследования объекта отДД.ММ.ГГГГ площадки накопления ТКО <адрес>, проведенного представителем администрации района.

При этом администрация МО «Северо-Байкальский район», указывая в Минприроды РБ о наличии площадки для размещения ТКО, фактически не приняла соответствующих мер для создания на данном земельном участке площадки накопления ТКО, в результате чего были нарушены требования законодательства, регулирующего положения об охране окружающей среды.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области", признаны положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования.

Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора): из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности; из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах муниципального образования на землях, государственная собственность на которые не разграничена, суд считает необходимым определить, что исполнение решения в части освобождения земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах муниципального образования «Куморское эвенкийское» Северо-Байкальского района Республики Бурятия, на площади <данные изъяты> кв.м., должно осуществляться за счет средств из соответствующего бюджета, получаемых через Главного распорядителя бюджетных средств – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, в необходимых объемах, позволяющих принять меры по очистке земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно частям 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судом принимается во внимание, что для создания (строительства) площадки накопления твердых коммунальных отходов потребуется значительное время. Суд считает возможным предоставить ответчику время для исполнения решения суда в один год со дня выделения денежных средств, и год для принятия мер по освобождению земельного участка с кадастровым номером: от размещенных на нём твердых коммунальных отходов, исчисляемого со выделения средств из соответствующего бюджета, получаемых через Главного распорядителя бюджетных средств – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, в необходимых объемах, позволяющих принять меры по очистке земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Северо-Байкальский район», выразившееся в непринятии мер по освобождению земельного участка от отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером , расположенного в границах муниципального образования «Куморское эвенкийское» Северо-Байкальского района Республики Бурятия, на площади <данные изъяты> кв.м., а также по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» освободить земельный участок с кадастровым номером расположенного в границах муниципального образования «Куморское эвенкийское» Северо-Байкальского района Республики Бурятия, на площади <данные изъяты> кв.м., от размещенных на нем твердых коммунальных отходов.

Установить срок исполнения решения - один год со дня выделения средств из соответствующего бюджета, получаемых через Главного распорядителя бюджетных средств – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, позволяющих принять меры по очистке земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м.

Обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» принять меры по созданию на территории муниципального образования сельское поселение «Куморское эвенкийское» площадку накопления твердых бытовых коммунальных отходов на срок не более 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Установить срок исполнения решения в течение года со дня выделения денежных средств для создания площадки твердых бытовых коммунальных отходов.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Председательствующий судья:                 Е.Н.Казакова

Окончательная форма решения принята ДД.ММ.ГГГГ

УИД:

2-967/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация МО "Северо-Байкальский район"
Другие
ООО "Экоальянс"
Администрация Муниципального образования сельского поселения "Куморское эвенкийское"
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2023Передача материалов судье
27.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2023Подготовка дела (собеседование)
11.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее