Дело №2-193/2023
УИД: 91RS0005-01-2023-000367-62
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 октября 2023 года г. Армянск Республика Крым
Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Феденевой Т.Н., при помощнике судьи ФИО7, с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Крым ФИО8, представителей ответчика – Администрации <адрес> Республики Крым, ФИО9, ФИО10, представителя третьего лица - МУП «УЖКХ <адрес>» ФИО11, третьих лиц ФИО2, ФИО1, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица ГУП «Крымэкоресурсы», МУП «УЖКХ <адрес>» Республики Крым, Территориальный отдел Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю по Северному Крыму, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, о признании бездействия незаконными и возложении обязанности создать и обустроить места накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> Республики Крым обратился в Армянский городской суд Республики Крым с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать и обустроить места (площадки) сбора и накопления твердых коммунальных отходов, образуемых на территории индивидуальной жилой застройки <адрес> Республики Крым в районе <адрес> требования обоснованы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым в связи с поступившим обращением граждан, проживающих на <адрес> Республики Крым проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории индивидуальной жилой застройки по <адрес> сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство мест накопления твердых коммунальных отходов для населения территориальной схемой не предусмотрено. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется МУП «УЖКХ <адрес>» Республики Крым на основании договора, заключенного с ГУП РК «Крымэкоресурсы». На территории индивидуальной жилой застройки муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым Администрацией <адрес> Республики Крым не исполняются требования статьи 13.4 Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Бестарный метод сбора твердых коммунальных отходов допускается только на территории сельских поселений и территории малоэтажной застройки городских поселений при условии, что региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости для сбора отходов. ГУП РК «Крымэкоресурсы» не обеспечивает население <адрес> Республики Крым пакетами (иными емкостями) для накопления твердых коммунальных отходов, соответственно, сбор и накопление твердых коммунальных отходов может быть организован только с контейнерных площадок, обязанность по созданию которых возложена на органы местного самоуправления. Прокуратурой <адрес> Республики Крым 30.09.2022г. в адрес Администрации <адрес> Республики Крым по выявленным нарушениям внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих. По результатам рассмотрения представления надлежащих мер ответчиком не принято. Вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа. Администрация <адрес> Республики Крым допустила бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию и обустройству в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от индивидуального жилищного фонда <адрес> Республики Крым.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО8 иск поддержал по обстоятельствам и основаниям изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
В судебном заседании представители Администрации <адрес> Республики Крым иск не признали, просили отказать в его удовлетворении, представили и поддержали письменные возражения. Согласно письменным возражениям Федеральным законом №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» установлено, что для накопления (складирования) отходов необходима организация мест (площадок) накопления ТКО, при этом такое требование для сбора (приема) отходов не установлено. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики утвержден постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. В данном реестре места накопления твердых коммунальных отходов по <адрес> отсутствуют. Согласно письма ГУП РК «Крымэкоресурсы» от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> включена в график сбора и вывоза ТКО с периодичностью 1 раз в неделю, субботу, путем бесконтейнерного (пакетированного) сбора. В соответствии с федеральными санитарными нормами и правилами допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках. Такой порядок сбора и вывоза ТКО предусмотрен и нормами законодательства Республики Крым, в частности Постановлением Совета министров Республики ДД.ММ.ГГГГ № утвердившим Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Крым. Прокурор <адрес> Республики Крым обратился с иском в суд нарушая ст. 39 КАС РФ, так как круг лиц, проживающих по <адрес> известен, и не является неопределенным. Граждане, проживающие по <адрес> не имеют претензий по оказываемой услуге «вывоз ТКО», что нашло отражение в акте МУП «УЖКХ <адрес>» Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратура <адрес> Республики Крым с аналогичным иском обращалась в интересах гражданина ФИО4, проживающего по <адрес> Крым. Производство по делу судом прекращено ввиду отказа истца ФИО4 от иска. Производство по настоящему делу так же подлежит прекращению на основании ст.220, 221 ГПК РФ. Таким образом, Администрации <адрес> Республики Крым не бездействует, вопрос с вывозом ТКО по <адрес> решен в соответствии с установленными правилами, принятие дополнительных мер не требуется.
Представитель третьего лица, ГУП «Крымэкоресурсы», в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания, возражений не представил, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, МУП «УЖКХ <адрес>» Республики Крым, ФИО11 просила отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что между ГУП «Крымэкоресурсы» и МУП «УЖКХ <адрес>» Республики Крым заключен договор на вывоз ТКО с <адрес> Республики Крым. Вывоз ТКО осуществляется бестарным методом с помощью специальной техники, один раз в неделю, по субботам. Граждане выносят ТКО в мусорных мешках на проезжую часть в определенное время. Специальная техника, сопровождаемая грузчиком, вывозит мусор. За оказанную услугу установлен тариф. В квитанциях на оплату услуги согласно тарифу указана сумма, подлежащая оплате потребителями. Жалоб со стороны граждан, проживающих на <адрес>, по качеству оказания услуги не поступало. ГУП «Крымэкоресурсы» не представляют гражданам мешки для сбора мусора. В связи с тем, что услуга по вывозу ТКО организована надлежащим образом, нет необходимости обустраивать площадку для его сбора и накопления по <адрес> Республики Крым.
Третьи лица, ФИО2 Н.Х, ФИО1, ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска. Пояснили, что в настоящее время услуга по вывозу ТКО с <адрес> Республики Крым организована надлежащим образом, стоимость услуги всех устраивает. Претензий по качеству ее оказания не имеется. Граждане против установки контейнерной площадки по сбору и накоплению ТКО, так как накопленный мусор будет портить воздух и среду проживания.
Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о дате и времени его проведения, возражений не представили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя. Представил справку о соблюдении требований санитарного законодательства при удалении твердых коммунальных бытовых отходов. Согласно справке, в соответствии с санитарными нормами и правилами, в районе <адрес> Республики Крым должна быть установлена контейнерная площадка для сбора и накопления ТКБО на расстоянии не менее чем 20 метров от жилых домов, но не более 100 метров от них. Вывоз ТКБО должен осуществляться в период с 07 часов до 23 часов по установленному графику. Условия для установки контейнерной площадки по <адрес> Республики Крым имеются (л.д.136).
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей надлежащим образом уведомленных о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав стороны, представителей, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, признает их допустимыми и достоверными, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст.3 Закона РФ № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» (далее закон №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является, в том числе, охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно части 4 статьи 8 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 п.1-4, Закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), обращение с твердыми коммунальными отходами предусматривает три вида складирования коммунальных отходов, в том числе: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы (подп. «а»); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (подп. «б»); в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (подп. «в»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Крым (далее - Порядок). Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что накопление твердых коммунальных отходов, образующихся на территориях индивидуальных жилищных строительств осуществляется в индивидуальные контейнеры, контейнеры, находящиеся на оборудованной контейнерной площадке, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах частных домовладений с учетом требований к накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельному накоплению. Согласно пунктам 2.10 Порядка строительство и ремонт контейнерных площадок для накопления (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов осуществляют органы местного самоуправления Республики Крым, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, где такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с п. 2.12 Порядка сбор твердых коммунальных отходов вне установленных мест (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, накопление твердых коммунальных отходов способами, не предусмотренными данным порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, является нарушением законодательства.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.4 ст.13.4 Закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п.15 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 допускается сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов) на контейнерных площадках.
Таким образом, из положений Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, Правил обращения с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ №, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, в их взаимной связи, следует, что сбор ТКО и оказание услуги по вывозу ТКО может осуществляться несколькими способами, в том числе и бестарным способом, исключающим накопление ТКО и необходимость создание площадки сбора и накопления ТКО.
В судебном заседании установлено, что в районе <адрес>, Республики Крым не обустроена площадка сбора и накопления твердых коммунальных отходов. В тоже время установлено, что вывоз коммунальных отходов осуществляется МУП «УЖКХ <адрес>» Республики Крым на основании договора с ГУП «Крымэкоресурсы» (Региональный оператор) от ДД.ММ.ГГГГг. №т-12/22, бестарным способом. Договор действует в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12. 2023 г. (л. д. 137, л.д.152, л.д.165). Услуга оказывается один раз в неделю, каждую субботу, и оплачивается гражданами, проживающими на <адрес> Республики Крым, согласно установленным тарифам. Стоимость услуги, как и способ оказания услуги, потребителей полностью устраивает. Жалоб и претензий по поводу качества услуги гражданами не предъявлялось как к исполнителю услуги, так и Администрации <адрес> Республики Крым. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями третьих лиц, актом МУП УЖКХ <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.210), письмом ГУП «Крымэкоресурсы» от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 63).
Доводы прокурора <адрес> Республики Крым, что не обустройством площадки для сбора и накопления ТКО нарушаются права граждан, суд признает несостоятельными. Судом установлено, что ТКО вывозятся одним из способов предусмотренных как законодательством Российской Федерации, так и нормативными актами субъекта Российской Федерации. Данный способ вывоза ТКО потребителей услуги и ее стоимость устраивает и не противоречит закону. Доказательств того, что вывоз ТКО бестарным способом негативным образом влияет на среду проживания граждан, на окружающую среду, в материалы дела стороной истца не представлено. Судом так же установлено, что ГУП РК «Крымэкоресурсы» в порядке, предусмотренном подпунктом «в» пункта 10 Правил обращения с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ № не предоставляет гражданам пакеты для сбора ТКО или другие емкости. Данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения настоящего иска. Являться основанием для предъявления требований в связи с оказанием услуги не полностью и перерасчете ее стоимости.
Согласно реестру размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, утвержденному постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в районе <адрес> Республики Крым источники образования ТКО и места их накопления отсутствуют.
Реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, утвержденный постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых являются жилые дома по <адрес> Республики Крым.
Реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории местного самоуправления является источником для сведений, включаемых в раздел «Места накопления отходов» территориальной схемы Республики Крым. В территориальной схеме так же не содержится сведений размещения мест (площадок) накопления ТКО в районе <адрес> Республики Крым.
Вывоз ТКО в районе <адрес> Республики Крым организован с помощью специальной техники (мусоровоза), по утвержденному графику, с ДД.ММ.ГГГГ. Периодичность вывоза ТКО в районе <адрес> Республики Крым установлена графиком ответчика на 2023 г. (л. д. 19 т.2). Устанавливая альтернативные способы сбора и вывоза ТКО законом, таким образом, предоставлена возможность организовать данную услугу не только обязательным обустройством контейнерных площадок сбора и накопления ТКО. Не исключая обязанность органа местного самоуправления по обустройству контейнерных площадок по сбору и накоплению ТКО и дальнейшему их вывозу необходимо принимать во внимание так же обязанности регионального оператора в данной сфере, а так же непосредственного исполнителя услуги. В данном случае не усматривается бездействие органа местного самоуправления в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок, так как использован альтернативный способ сбора и накопления ТКО с последующим их вывозом, не нарушающим права потребителя на пользование данной услугой и не влияющим негативно на окружающую среду. Доказательств опровергающих указанные обстоятельства стороной истца не представлено. Доводы представителя ответчика об отсутствии у прокурора <адрес> Республики Крым полномочий на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц не принимаются судом. Ответчиком представлены выписки из ЕГРН о собственниках жилых домов, проживающих на <адрес> Республики Крым (л. д. 65-90). В данном случае необходимо руководствоваться ст.45 ГПК РФ, а не ст.39 КАС РФ. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав неопределенного круга лиц. Учитывая право граждан на свободу передвижения круг лиц, проживающих по <адрес> Республики Крым не может быть определенным. Иск предъявлен по существу в интересах граждан как в настоящее время проживающих, так и всех других граждан место проживание которых может быть <адрес> Крым. Ходатайство представителей ответчика о прекращении гражданского дела по ст. ст.220, 221 ГПК РФ удовлетворению не подлежит, так как предмет и основание иска являются иными в сравнении с иском ранее заявленным прокурором <адрес> Республики Крым. Кроме того, настоящий иск рассматривается с участием, в том числе, других участников процесса.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, принимая обоснованность и доказанность позиции ответчика по предъявленному иску, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска прокурора <адрес> Республики Крым.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора <адрес> Республики Крым - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Армянский городской суд Республики Крым со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись Т.Н. Феденева
Копия верна.
Судья Т.Н. Феденева