УИД: №
Дело № 5-113/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 июля 2024 года с. Красногвардейское
Судья Красногвардейского районного суда Безуглов В.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Рашоян Х. М., рассмотрев в единоличном составе дело об административном правонарушении, возбужденное по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Рашоян Х. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки Республики Армения, не замужней, имеющей детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, со слов работающей по найму у частных лиц, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
24.07.2024 в отношении Рашоян Х.М. старшим инспектором ОВМ ОМВД России по Красногвардейскому району Дауровым Р.А. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела Рашоян Х.М. пояснила, что она приехала в Россию вместе с детьми к своему отцу, который является гражданином РФ, т.к. других родственников у нее больше не имеется. Работала с 2021 года по сентябрь 2022 года по договору в г. Горячий Ключ. По истечении окончания трудового договора не выехала, т.к. она ухаживала за отцом. Выехала из РФ в октябре 2023 года и приехала снова в январе 2024 года. Просила ее не выдворять с территории РФ, в связи с тем, что ее дети и отец живут в России, жилья и других родственников в Армении у нее нет. Пояснила, что она является гражданкой Армении, однако имеет намерение приобрести гражданство РФ. Вину признает, раскаивается в содеянном.
Выслушав Рашоян Х.М., изучив и оценив в совокупности материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что Рашоян Х.М. совершила действия, которые влекут наступление административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона законно находящимся в РФ иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
Согласно п. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг)
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 названной статьи.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Виновность Рашоян Х.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ подтверждается данными базы «Мигрант», из которой следует, что в мае 2021 Рашоян Х.М. въехала на территорию РФ с целью работы и должна была выехать из РФ до 08.09.2022, трудовой договор расторгнут 24.08.2022; гражданско-правовым договором выполнения работ (оказания услуг) с иностранным гражданином, согласно которому договор заключен с Рашоян Х.М. с 11.10.2021 по 10.10.2022; протоколом об административном правонарушении 01 АА № 190375 от 24.07.2024, из которого следует, что 24.07.2024 в 10.00 часов в <адрес> было установлено, что Рашоян Х.М. являясь гражданкой Республики Армения, нарушила режим пребывания на территории РФ, после расторжения трудового договора 24.08.2022 не выехала за пределы РФ до 08.09.2022, осуществила выезд 13.10.2023, чем нарушила требования п. 5 п. 9 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, совершенное Рашоян Х.М. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы РФ, депортации либо передачи РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Рашоян Х.М. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ подлежат распространению на административную ответственность.
В постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 17.02.2016 № 5-П и др.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что у Рашоян Х.М. на территории РФ проживают отец и трое несовершеннолетних детей. Других родственников и жилья в Армении у нее не имеется. Отец ее является гражданином РФ, т.е. близкий родственник Рашоян Х.М. законно находится на территории РФ. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении Рашоян Х.М., свидетельствами о рождении троих несовершеннолетних детей, а также паспортом гражданина РФ ее отца.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ являются наличие троих несовершеннолетних детей, признание вины и раскаяние Рашоян Х.М. в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство об административном правонарушении, по данному делу не имеется.
Таким образом, учитывая личность Рашоян Х.М., наличие устойчивых семейных связей на территории РФ, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, полагаю необходимым назначить ей административное наказание в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 18.8, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Рашоян Х. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданку Республики Армения, не замужнюю, имеющую детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, со слов работающую по найму у частных лиц, проживающую по адресу: <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей без административного выдворения за пределы РФ.
Разъяснить Рашоян Х. М., что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье.
Штраф необходимо уплатить по реквизитам: №.
Разъяснить Рашоян Х. М., что в соответствии с ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ, обязаны выехать из РФ в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Адыгея.
Судья: