У<номер изъят> <номер изъят>
Решение
именем Российской Федерации
4 июня 2019 года с. Икряное Астраханской области
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Югановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Икрянинского районного суда Астраханской области суда гражданское дело посредством использования систем видеоконференц-связи с ФКУ ИК №4 УФСИН России по Липецкой области по иску РАР к Военному комиссариату по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской области, Военному комиссариату Астраханской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
РАР обратился в суд с иском к Военному комиссариату по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской области, Военному комиссариату Астраханской области о взыскании компенсации морального вреда в размере <номер изъят> рублей, мотивируя свои требования тем, на заседании жилищной комиссии был подтвержден статус истца «Ветеран боевых действий», а также нуждаемость в жилом помещении, в связи с чем администрацией МО «Лиманский район» РАР было направлено сообщение о необходимости предоставления копии удостоверения ветерана боевых действий, для решения вопроса о включении в сводный список ветеранов боевых действий, имеющих право на улучшении жилищных условий, в связи с указанным истцом через ФКУ ИК №4 УФСИН России по Липецкой области на имя Военного комиссариата по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской областибыло направлено заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако до настоящего времени ответ на указанное обращение им не получен. Истец полагает, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, подлежащий компенсации в порядке ст. 16 ФЗ №59 от 2.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращаясь в суд, истец просит возместить ему компенсацию морального вреда в сумме <номер изъят> рублей.
Истец РАР, принимающий участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи с ФКУ ИК №4 УФСИН России по Липецкой области заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, полагает, что бездействиями ответчика нарушены его права на получение информации, в связи с чем просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме <номер изъят> рублей.
Представитель ответчика Военного комиссариата по Икрянинскому, Лиманскому, Наримановскому районам и г. Нариманов Астраханской области Попова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, на отсутствие каких-либо объективных доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий.
Представитель ответчика Военного комиссариата Астраханской области Антропова Н.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие доказательств нарушения неимущественных прав истца, наличия причинной связи причиненных действиями ответчика нравственных страданий и, как следствие, причинение морального вреда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета пора ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил возражение на иск, в котором просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст.1 Федерального закона 9.02.2009 года №8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы-это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства относятся к государственным органам.
Согласно Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента РФ №1609 от 7.12.2012 года военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата изъята> РАР через ФКУ ИК №4 УФСИН России по Липецкой области на имя Военного комиссариата по Икрянинскому району Астраханской области было направлено заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Указанное обращение поступило в военный комиссариат Икрянинского, Лиманского и Наримановского районо г. Нариманова <дата изъята> и зарегистрировано в журнале учета входящих документов под <номер изъят> от <дата изъята>, после чего отписано для исполнения начальнику пенсионного и социального обеспечения Пикаловой В.
Обращение РАР рассмотрено, <дата изъята> подготовлен ответ в установленном законный срок, в котором заявителю сообщено, о том, что лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, для получения удостоверения, обращаются с заявлением в комиссию военного округа на территории которого они проживают через военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения. То есть для оформления удостоверения ветерана боевых действий истцу необходимо обратиться в военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения, предоставив необходимый пакет документов, указанное обращение зарегистрировано в журнале учета исходящих служебных документов исх. <номер изъят> от <дата изъята>, что подтверждается представленной выпиской.
Ответ РАР был выслан по средствам почтовой связи на адрес ФКУ ИК№4 УФСИН России по <адрес>, указанный истцом в своем обращении, что подтверждается списком почтовых отправлений без уведомления от <дата изъята>
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Пленума от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
Как следует из сообщения заместителя начальника ОСП Икрянинский почтам Душановой Л.И. от <дата изъята> за исх. <номер изъят>, простое письмо отправитель Военный комиссариат Икрянинского, Лиманского и Наримановского районов г. Нариманов Астраханской области было принято <дата изъята> в ОПС 416370 по реестру <номер изъят> на простые письма, отправлено в Астраханский МСЦ <дата изъята>, для направления по адресу: в <адрес>
Согласно справки начальника отдела специального учета Кавериной Н.Н. от <дата изъята> установлено, что осужденный РАР письмо от Военного комиссариата Икрянинского, Лиманского и Наримановского районов Астраханской области с <дата изъята> по <дата изъята> не получал.
Вместе с тем из сообщения заместителя начальника Елецкий почтам УФПС Липецкой области филиал ФГУП «Почта-Россия» Цыбаненко Г.В. от <дата изъята> за исх. <номер изъят> установлено, что информация о поступлении и вручении простого письма в адрес г. Елец ФКУ ИК-4 представить нет возможности, так как простая письменная корреспонденция поступает в отделение почтовой связи без приписки и вручается адресату без подтверждения факта получения. Поступающая почта в вышеуказанной организации вручается представителю организации по доверенности <номер изъят> от <дата изъята>
Согласно ст. 34Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) "О почтовой связи"определяющей основания и размеры ответственности операторов почтовой связи, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Порядок предъявления претензий оператору почтовой связи установлен положениями ст. 37Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) "О почтовой связи"
Дополнительно следует иметь в виду, что взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей регламентированы Правилами оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), утвержденными Приказом Минкомсвязи России «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» №234 от 31.07.2014 года
В соответствии с 10 Правил по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а)простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б)регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
В данном конкретном случаи ответственность за доставку и вручение почтовой корреспонденции адресату не может быть возложена на ответчика, так как с момента приема почтовой корреспонденции почтовое отделение ответственно за его доставку.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий в(ред. от 29.12.2016)
Согласно пункту 1, 2 указанной Инструкции удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации был утвержден Приказ Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 г. № 595 “Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации”
Согласно пункту 2 указанного документа рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссии) под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - центральная комиссия).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в целях получения удостоверений ветерана боевых действий, лица отбывающие наказание в местах лишения свободы, для получения удостоверения, обращаются с заявлением в комиссию военного округа на территории которого они проживают через военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения. То есть для оформления удостоверения ветерана боевых действий истцу необходимо обратиться в военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения, предоставив необходимый пакет документов:
Организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению, возлагается согласно приказа Министерства обороны РФ от 29.09.217 года №595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, на военных комиссаров по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание заявитель
Из материалов дела следует, что направленный ответчиком в адрес истца ответ на его обращение содержало указанные разъяснения.
Из справки старшего специалиста ГСЗ и УТСО лейтенанта внутренней службы Кислициной Ж.В. от <дата изъята> установлено, что РАР за время отбывания наказания в ФКУ ИК №4 УФСИН России по Липецкой области с заявлением (запросом) по поводу розыска удостоверения ветерана боевых действий в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных не обращался.
В рамках рассмотрения данного гражданского дела РАР был выслан повторный ответ за исх. <номер изъят> от <дата изъята> по средствам почтовой связи на адрес ФКУ ИК№4 УФСИН России по Липецкой области, г. Елец, ул. Кротевича д.6, что подтверждается списком почтовых отправлений с уведомления от <дата изъята>, указанный ответ был получен сотрудником ФКУ ИК№4 УФСИН России по Липецкой области <дата изъята> и вручен истцу, что им не оспаривалось в судебном заседании.
В настоящее время РАР отбывает наказание в местах лишения свободы ФКУ ИК №4 УФСИН России по Липецкой области в связи с чем не был лишен права самостоятельно истребовать документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях, чего им сделано не было.
Исходя из указанных положений закона, истец, утверждающий, что незаконными действиями (бездействием) должностного лица государственного органа ему причинен вред, был обязан, в силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, доказать факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.
Таких доказательств РАР суду представлено не было.
При этом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истцу причинены физические или нравственные страдания суду не представлено, поэтому оснований для компенсации морального вреда суд не находит находит.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Обязанность по возмещению компенсации морального вреда не может быть возложена на государственные органы или должностных лиц при наличии противоправности поведения и вины указанных органов и лиц в причинении вреда, истцом не представлено доказательств, и судом не установлено какие-либо виновные действий находящихся в причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившим вредом, повлекшие за собой причинение морального вреда истцу.
Представленные в материалы дела документы, подтверждающие, что должностными лицами в отношении истца были совершены какие-либо незаконные действия либо бездействие, причинившие ему моральный вред, нравственные страдания, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии п. 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, размер госпошлины для физических лиц составляет 300 рублей.
Как следует из материалов дела истцом заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки от уплаты государственной пошлины на срок до рассмотрения данного гражданского дела.
На основании определения Икрянинского районного суда Астраханской области от <дата изъята> РАР была предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины в размере <номер изъят> рублей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости взыскания с РАР в доход местного бюджета государственной пошлины в размере <номер изъят> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 7.06.2019 ░░░░