УИД 66RS0044-01-2023-001942-06
Дело № 88-16618/2024
мотивированное определение составлено 07 октября 2024 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 26 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.
судей Бурматовой Г.Г., Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-420/2024 по иску Ледневой Татьяны Владимировны, Белоусовой Татьяны Николаевны, Дружинина Даниила Викторовича, Бажиной Любови Федоровны, Попова Валерия Вениаминовича, Копыла Александра Геннадьевича, Филатовой Альбины Ароновны к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности,
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Даниловское» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., объяснения представителя Белоусовой Т.Н., ООО «Даниловское» - Доровских А.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Леднева Т.В., Белоусова Т.Н., Дружинин Д.В., Бажина Л.Ф., Попов В.В., Копыл А.Г., Филатова А.А. обратились в суд с иском к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее Фонд), в котором с учетом уточнений, просили обязать ответчика обеспечить в срок до 31 декабря 2024 г. проведение ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, <данные изъяты>, в случае неисполнения решения суда взыскать с ответчика неустойку за неисполнение решения суда в размере 500 руб. за каждый день просрочки в пользу каждого из истцов.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками квартир в доме по адресу: <данные изъяты>. Указанный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 г. № 306-ПП со сроком проведения капитального ремонта (ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработку проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль) в 2021 - 2023 годах. Под номером 1495 данный дом включен в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 03 сентября 2020 г. № 607-ПП, с указанием на то, что плановой датой завершения работ является 2022 год. Исходя из ответа от 07 февраля 2023 г. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в период 2021-2023 годов по данному дому должен быть проведен капитальный ремонт, включающий в себя следующие виды работ: ремонт крыши; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта; услуги по строительному контролю, проводимому в процессе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ. Однако по итогам электронного аукциона в отношении спорного дома будет проводиться капитальный ремонт, включающий в себя следующие виды работ: ремонт фасада, ремонт системы теплоснабжения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт крыши. То есть, работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения по данному дому были исключены, тогда как произвольное сокращение перечня работ по капитальному ремонту законом не предусмотрено. Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <данные изъяты> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Региональный оператор капитального ремонта не может быть освобожден от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта в сроки, которые предусмотрены региональной программой.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2024 года, исковые требования оставлены без удовлетворения
В кассационной жалобе и дополнениях к ней заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Белоусова Т.Н. полагает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В возражениях на кассационную жалобу Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ссылается на отсутствие основания для отмены апелляционного определения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 г. № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 г.
В качестве регионального оператора на территории Свердловской области создан Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области создан Указом Губернатора Свердловской области от 16 августа 2013 г. № 444 УГ.
Согласно ст. 1 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 г. № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» настоящим Законом в соответствии с федеральным законом регулируются отдельные отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области.
Статьей 3 Закона определено, что к полномочиям Правительства Свердловской области отнесено утверждение в порядке, установленном настоящим Законом, региональной программы капитального ремонта и краткосрочные планы ее реализации.
В силу положений ч. 9 ст. 2 данного Закона региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создаваемая Свердловской областью в соответствии с федеральным законом в организационно-правовой форме фонда.
Виды капитального ремонта и сроки их выполнения в МКД конкретизируются в утверждаемых Правительством Свердловской области краткосрочных планах реализации Региональной программы (далее - Областные КСП).
Правительство Свердловской области 10 августа 2023 г. приняло постановление № 576-ПП (опубликовано 11 августа 2023 г. на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru/), которым утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024-2026 годы на территории Свердловской области (далее - Областной КСП на 2024-2026 г.г.).
Согласно Областному КСП на 2024-2026 г.г. капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения в МКД установлен на 2025 год. Указанным правовым актом Свердловской области помимо перечня работ и услуг по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома утверждены предельные стоимости данных видов ремонта.
Разрешая спор и руководствуясь ч. 1 ст. 167, ст. 168, ч.ч.1,2 ст.178, ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 19 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 г. №127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2023 г. № 576-ПП, которым был утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024 - 2026 годы на территории Свердловской области, суд исходил из отсутствия нарушения прав истцов, поскольку капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения в доме по адресу: <данные изъяты> в соответствии с Краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы установлен на 2025 год.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 г. № 77-ПП, принятым после рассмотрения дела судом первой инстанции, Региональная программа была актуализирована, в том числе, в части сроков проведения капитального ремонта МКД и перечня работ и услуг по капитальному ремонту.
В соответствии с п. 9500 приложения 4 к Региональной программе, в ее действующей редакции, в отношении многоквартирного дома предусмотрены: в 2021-2023 г.г. разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, ремонт крыши, фасада, подвальных помещений, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, оказание услуг строительного контроля, в 2024-2026 г.г.: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, оказание услуг строительного контроля, в 2042-2044 г.г.: ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, оказание услуг строительного контроля.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что Региональная программа с учетом её актуализации и Краткосрочный план реализации Региональной программы не отменены и не признаны незаконными в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении ходатайства ООО «Даниловское» о приостановлении производства по рассмотрению апелляционной жалобы ООО «Даниловское» на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2024 г. до рассмотрения административного дела № 3а-621/2024 по административному исковому заявлению Белоусовой Т.Н. о признании недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строки 9500 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2053 годах, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 г. № 306-ПП, в редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 г. № 77 в части установленного на 2024-2026 годы планового периода капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, в отношении ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, внутридомовых инженерных систем водоотведения, строительного контроля, суд апелляционной инстанции указал, что в случае признания незаконным нормативного акта в части объема и сроков выполнения работ, у Фонда возникнет обязанность по выполнению региональной программы с учетом изменений.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может.
В силу статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент разрешения спора, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Таким образом, региональная программа не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта, но только по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что изменение срока проведения работ по капитальному ремонту в региональную программу внесено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о переносе установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на более поздний срок, что противоречит требованиям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доказательств принятия решения общего собрания о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на более поздний срок материалы дела не содержат.
Кроме того, при оценке правомерности заявленных исковых требований юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора являлось установление технического состояния внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома и их нуждаемость в проведении капитального ремонта.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ссылались на то, что необходимость капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей (теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) подтверждена обследованием, проведенным в 2021 году ООО «ТермоТехника».
Однако данные обстоятельства не были определены в качестве юридически значимых при рассмотрении настоящего спора.
Указанные обстоятельства в совокупности с отсутствием решения общего собрания свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истцов.
Разрешение спора без установления имеющих значение обстоятельств свидетельствует о нарушении положений статей 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13) разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы не принял во внимание нормы материального права, регулирующие возможность изменения сроков проведения капитального ремонта, не проверил нуждаемость в проведении работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома, ограничившись указанием на то, что Региональная программа и Краткосрочный план реализации Региональной программы являются действующими, не отменены и не признаны незаконными в судебном порядке.
Ввиду изложенного судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить настоящий спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи