Решение по делу № 2-287/2023 (2-7004/2022;) от 22.08.2022

Дело № 2-287/2023 УИД 66RS0004-01-2022-007948-97

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «26» января 2023 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семянниковой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Яковлевой С. Е. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

истец заместитель военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Яковлевой С.Е. предъявил к ответчику Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области») иск о признании действия по снижению с 01.01.2022 Яковлевой С.Е. размера должностного оклада при исчислении пенсии с 63 до 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации незаконными; возложении обязанности выплачивать Яковлевой С.Е. пенсию, исходя из должностного оклада в размере 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, установленного приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 06.09.2007 и при её увольнении с военной службы, и произвести перерасчет пенсии с 01.01.2022 исходя из данного размера должностного оклада.

В обоснование иска указано, что по обращению Яковлевой С.Е. военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона проведена проверка в ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области», по результатам которой установлено, что пенсионное обеспечение истца Яковлевой С.Е. осуществляется с нарушением действующего законодательства. При назначении на должность военного прокурора отдела организационно – мобилизационного и кадров военной прокуратуры Приволжско – Уральского военного округа в соответствии с приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 06.09.2007 и в последующем при увольнении с военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.02.2008 № 133 истцу была назначена пенсия, исходя из 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. До 01.01.2022 пенсия начислялась и выплачивалась, исходя из указанного размера должностного оклада, однако с 01.01.2022 в одностороннем порядке ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» размер должностного оклада для исчисления пенсии был снижен с 63 % до 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, что является нарушением прав пенсионера на пенсионное обеспечение.

Помощник военного прокурора Екатеринбургского гарнизона Бунин К.А. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям.

Истец Яковлева С.Е. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие, иск удовлетворить.

Представитель ответчика Чаава Д.С., действующая по доверенности от 24.01.2023, в судебном заседании иск не признал по доводам представленных письменных возражений, в которых указала, что размер пенсии истца подсчитан верно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации по вопросу применения данного нормативно-правового акта. Перерасчет и уменьшение пенсии истца в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 ответчиком не производились и не осуществлялись.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу».

В судебном заседании представитель третьего лица Левин П.П., действующий по доверенности от 10.01.2023, полагал иск не подлежащим удовлетворению по доводам представленных письменных возражений, в которых полностью поддержал доводы стороны ответчика, просил учесть, что перерасчет и уменьшении пенсии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 истцу не производилось, изменение процентного соотношения в окладах предусмотрено законом, но не должно влечь ухудшения материального положения пенсионера. Юридически у истца остался прежний размер должностного оклада, изменилась только его внутренняя структура.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на военных прокуроров распространяются условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4461-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», за исключением положений части 2 статьи 43 указанного Закона.

На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсии уволенным со службы военным прокурорам исчисляются из денежного довольствия, в которое включается оклад по должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет.

Оклады по должностям военных прокуроров согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются Правительством Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Процентная надбавка за выслугу лет устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и окладу по воинскому званию в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 данного Закона.

В силу пункта 8 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы денежного довольствия, указанного в его пунктах 9 и 10, с его повышением (индексацией) по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 01 марта 2018 г. должностные оклады военных прокуроров установлены в новых размерах применительно к существующей организационно-штатной структуре органов военной прокуратуры.

Пунктом 2 указанного постановления установлено, что в случае уменьшения размеров должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего постановления за указанными работниками сохраняются размеры должностных окладов, установленные им в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до дня вступления в силу настоящего постановления, до приобретения ими права на должностные оклады в больших размерах на условиях, установленных настоящим постановлением.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.06.2020 № 315 «Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации» для единого подхода к определению должностных окладов прокурорских работников при исчислении пенсий установлено, что должностные оклады, учитываемые для исчисления пенсий в органах прокуратуры лицам, уволенным до 13 марта 2018 г., и членам их семей, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206.

По упраздненным должностям прокурорских работников утвержден порядок приравнивания должностных окладов к должностным окладам по имеющимся штатным должностям прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в целях пересмотра пенсий.

С 01.03.2018 приказано пересмотреть размеры пенсий лицам, указанным в пункте 1 и абзаце первом настоящего пункта, независимо от обращения пенсионеров. В случае если размеры должностных окладов, учитываемых для исчисления пенсий, в связи с их пересмотром подлежат уменьшению, пенсии выплачивать из должностных окладов, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до 13.03.2018.

Таким образом, на основании приведенных нормоположений при исчислении пенсии по выслуге лет с 13.03.2018 орган пенсионного обеспечения должен учитывать следующие обстоятельства: если по упраздненной должности в органах военной прокуратуры, которую замещал военный прокурор на день увольнения с военной службы, должностной оклад до 13.03.2018 был установлен в большем размере (в процентом отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и, соответственно, в рублях), чем должностной оклад по должности, к которой эта упраздненная должность приравнена с 13.03.2018, то пенсия с 13.03.2018 выплачивается исходя из должностного оклада, установленного в большем размере по упраздненной должности, из которого пенсия начислялась до 13.03.2018 (то есть исходя из сохраненного должностного оклада по упраздненной должности).

В случае повышения (индексации) должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на соответствующий коэффициент, этот коэффициент подлежит применению к должностному окладу (в рублях), установленному с 13.03.2018 по приравненной должности, и полученный новый размер должностного оклада (в рублях) сравнивается с размером сохраненного должностного оклада по упраздненной должности (в рублях).

Если размер сохраненного должностного оклада превышает размер должностного оклада по приравненной должности с учетом коэффициента, при пересмотре пенсии подлежит применению сохраненный должностной оклад по упраздненной должности.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 06.09.2007 Яковлева С.Е. была назначена на должность военного прокурора отдела организационно – мобилизационного и кадров военной прокуратуры Приволжско – Уральского военного округа.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.02.2008 она была уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 22.05.2008 Яковлева С.Е. с 01.02.2008 исключена из списков личного состава военной прокуратуры Приволжско – Уральского военного округа.

С 02.06.2008 она является получателем пенсии по выслуге лет, размер его должностного оклада при увольнении составлял 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, что на дату назначения пенсии соответствовало 13206 рублей 98 копеек, в дальнейшем производилась его индексация.

Согласно расчету пенсии за выслугу лет ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» с 01.01.2022

Согласно представленным материалам пенсионного дела Яковлевой С.Е. на дату проведения последней индексации 01.10.2021 размер должностного оклада истца для начисления пенсии составлял 19067 рублей 85 копеек, что составляет 63 %.

С 01.01.2022 размер должностного оклада Яковлевой С.Е. составляет 18765 рублей 19 копеек, что соответствует 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Таким образом, из анализа расчета пенсии истца с момента ее назначения до 01.01.2022 судом установлено, что исчисленный ответчиком с 01.01.2022 размер должностного оклада истца соответствует 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом повышений и индексаций, что составляет более должностного оклада истца в размере 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, действующего на дату назначения пенсии истцу, с учетом последующих индексаций, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, в судебном заседании также установлено, что данный расчет пенсии стал применяться ответчиком, несмотря на вступившие в законную силу изменения 13.03.2018, только с 01.01.2022. До этого периода расчет выплачиваемой истцу пенсии осуществлялся органом пенсионного обеспечения иным образом, что фактически привело к изменению размера должностного оклада истца после его приведения в соответствие с действующим законодательством и перерасчета с 01.01.2022 г. в сторону уменьшения (с 19067 рублей 85 копеек с учетом индексации 1,057 до 18765 рублей 19 копеек).

Из материалов дела следует, что для исчисления пенсии истца до 01.01.2022 ответчик учитывал размер должностного оклада не от должностного оклада 63 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по состоянию на дату назначения пенсии с учетом последующих индексаций, а 63 % от действующего должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом его повышений и индексаций, что по сути является ошибочным применением органом пенсионного обеспечения норм действующего законодательства.

Положениями статьи 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4461-1 установлено, что в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, формально, начиная с 01.01.2022, ответчиком порядок исчисления пенсии истца по выслуге лет приведен в соответствие с действующими нормативными актами, при исчислении пенсии исчислен и учтен должностной оклад 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом его повышений и индексаций, который более должностного оклада 63 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по состоянию на дату назначения пенсии с учетом индексаций.

Вместе с тем, при определении правовых последствий допущенной ошибки суд руководствуется правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.01.2016 № 1-П, а также Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.08.2022 № 44-КГ22-11-К7, согласно которой при разрешении данной категории спора необходимо учитывать срок, в течение которого ошибка не была пенсионным органом выявлена и устранена, возраст истца и добросовестность его действий.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом указанные вопросы были поставлены на обсуждение сторон, доказательств недобросовестности действий истца, связанных с порядком исчисления пенсии, ответчиком не представлено.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок, независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

Вместе с тем соответствующий правовой механизм – исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства – должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих их указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем, чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, при том, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения.

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основанным в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официального признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.

В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств.

На основании приведенных норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, суд при разрешении настоящего спора учитывает, что Яковлева С.Е., <данные изъяты> года рождения, уволена со службы по выслуге лет, является получателем пенсии по выслуге лет с 02.06.2008, какой-либо недобросовестности с её стороны, приведшей к неверному исчислению ответчиком пенсии с 13.03.2018, не имеется.

При таких обстоятельствах действия ответчика по изменению (перерасчету) с 01.01.2022 размера должностного оклада истца для исчисления пенсии в сторону его уменьшения в сравнении с размером должностного оклада, который был исчислен до 01.01.2022, подлежат признанию незаконными. При этом доводы ответчика о том, что общий размер получаемой истцом пенсии после уменьшения (перерасчета) размера должностного оклада фактически изменен не был, судом отклоняются, поскольку в общем размере пенсии истца с 01.01.2022 учтена установленная всем военным пенсионерам ежемесячная доплата к пенсии в размере 8,6 %.

На основании изложенного, с 01.01.2022 размер должностного оклада истца при исчислении пенсии подлежит установлению в том размере, который он был исчислен ответчиком по состоянию на 31.12.2021, то есть 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом повышений и индексаций. Выплаченная истцу пенсия с 01.01.2022 подлежит перерасчету, исходя из указанного выше размера должностного оклада.

В последующем на данный должностной оклад органом пенсионного обеспечения подлежит начислению только индексация. Исчисленный в таком порядке должностной оклад будет являться «сохраненным должностным окладом» истца.

При повышении (индексации) должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на соответствующей коэффициент, этот коэффициент подлежит применению только к должностному окладу (в рублях), установленному с 13.03.2018 по приравненной должности. Полученный новый размер должностного оклада с учетом повышений (индексаций) подлежит сравнению с размером сохраненного должностного оклада истца (с учетом индексаций).

Если размер сохраненного должностного оклада истца будет превышать размер должностного оклада по приравненной должности с учетом коэффициента, дальнейшему применению подлежит сохраненный должностной оклад истца (с учетом индексаций). И только в случае, если размер сохраненного должностного оклада истца (с учетом индексации) будет менее размера должностного оклада по приравненной должности с учетом его повышения (индексации), последующий расчет пенсии истца подлежит осуществлению, исходя из размера должностного оклада по приравненной должности (то есть сохраненный должностной оклад подлежит применению до момента приобретения истцом права на должностной оклад при исчислении пенсии в больших размерах на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования заместителя военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Яковлевой С. Е. – удовлетворить:

признать действия Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» по снижению с 01.01.2022 Яковлевой С. Е. размера должностного оклада при исчислении пенсии – незаконными;

возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Свердловской области» (ИНН ) обязанность выплачивать Яковлевой С. Е. (паспорт гражданина Российской Федерации ) пенсию, исходя из должностного оклада в размере 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, установленного при её увольнении с военной службы, и произвести перерасчет пенсии с 01.01.2022 исходя из данного размера должностного оклада.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Помощник судьи:

Дело № 2-287/2023 УИД 66RS0004-01-2022-007948-97

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «26» января 2023 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семянниковой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Яковлевой С. Е. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

истец заместитель военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Яковлевой С.Е. предъявил к ответчику Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области») иск о признании действия по снижению с 01.01.2022 Яковлевой С.Е. размера должностного оклада при исчислении пенсии с 63 до 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации незаконными; возложении обязанности выплачивать Яковлевой С.Е. пенсию, исходя из должностного оклада в размере 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, установленного приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 06.09.2007 и при её увольнении с военной службы, и произвести перерасчет пенсии с 01.01.2022 исходя из данного размера должностного оклада.

В обоснование иска указано, что по обращению Яковлевой С.Е. военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона проведена проверка в ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области», по результатам которой установлено, что пенсионное обеспечение истца Яковлевой С.Е. осуществляется с нарушением действующего законодательства. При назначении на должность военного прокурора отдела организационно – мобилизационного и кадров военной прокуратуры Приволжско – Уральского военного округа в соответствии с приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 06.09.2007 и в последующем при увольнении с военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.02.2008 № 133 истцу была назначена пенсия, исходя из 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. До 01.01.2022 пенсия начислялась и выплачивалась, исходя из указанного размера должностного оклада, однако с 01.01.2022 в одностороннем порядке ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» размер должностного оклада для исчисления пенсии был снижен с 63 % до 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, что является нарушением прав пенсионера на пенсионное обеспечение.

Помощник военного прокурора Екатеринбургского гарнизона Бунин К.А. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям.

Истец Яковлева С.Е. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие, иск удовлетворить.

Представитель ответчика Чаава Д.С., действующая по доверенности от 24.01.2023, в судебном заседании иск не признал по доводам представленных письменных возражений, в которых указала, что размер пенсии истца подсчитан верно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации по вопросу применения данного нормативно-правового акта. Перерасчет и уменьшение пенсии истца в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 ответчиком не производились и не осуществлялись.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу».

В судебном заседании представитель третьего лица Левин П.П., действующий по доверенности от 10.01.2023, полагал иск не подлежащим удовлетворению по доводам представленных письменных возражений, в которых полностью поддержал доводы стороны ответчика, просил учесть, что перерасчет и уменьшении пенсии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 истцу не производилось, изменение процентного соотношения в окладах предусмотрено законом, но не должно влечь ухудшения материального положения пенсионера. Юридически у истца остался прежний размер должностного оклада, изменилась только его внутренняя структура.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на военных прокуроров распространяются условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4461-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», за исключением положений части 2 статьи 43 указанного Закона.

На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсии уволенным со службы военным прокурорам исчисляются из денежного довольствия, в которое включается оклад по должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет.

Оклады по должностям военных прокуроров согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 49 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются Правительством Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Процентная надбавка за выслугу лет устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и окладу по воинскому званию в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 данного Закона.

В силу пункта 8 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы денежного довольствия, указанного в его пунктах 9 и 10, с его повышением (индексацией) по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 01 марта 2018 г. должностные оклады военных прокуроров установлены в новых размерах применительно к существующей организационно-штатной структуре органов военной прокуратуры.

Пунктом 2 указанного постановления установлено, что в случае уменьшения размеров должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего постановления за указанными работниками сохраняются размеры должностных окладов, установленные им в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до дня вступления в силу настоящего постановления, до приобретения ими права на должностные оклады в больших размерах на условиях, установленных настоящим постановлением.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.06.2020 № 315 «Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации» для единого подхода к определению должностных окладов прокурорских работников при исчислении пенсий установлено, что должностные оклады, учитываемые для исчисления пенсий в органах прокуратуры лицам, уволенным до 13 марта 2018 г., и членам их семей, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206.

По упраздненным должностям прокурорских работников утвержден порядок приравнивания должностных окладов к должностным окладам по имеющимся штатным должностям прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в целях пересмотра пенсий.

С 01.03.2018 приказано пересмотреть размеры пенсий лицам, указанным в пункте 1 и абзаце первом настоящего пункта, независимо от обращения пенсионеров. В случае если размеры должностных окладов, учитываемых для исчисления пенсий, в связи с их пересмотром подлежат уменьшению, пенсии выплачивать из должностных окладов, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до 13.03.2018.

Таким образом, на основании приведенных нормоположений при исчислении пенсии по выслуге лет с 13.03.2018 орган пенсионного обеспечения должен учитывать следующие обстоятельства: если по упраздненной должности в органах военной прокуратуры, которую замещал военный прокурор на день увольнения с военной службы, должностной оклад до 13.03.2018 был установлен в большем размере (в процентом отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и, соответственно, в рублях), чем должностной оклад по должности, к которой эта упраздненная должность приравнена с 13.03.2018, то пенсия с 13.03.2018 выплачивается исходя из должностного оклада, установленного в большем размере по упраздненной должности, из которого пенсия начислялась до 13.03.2018 (то есть исходя из сохраненного должностного оклада по упраздненной должности).

В случае повышения (индексации) должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на соответствующий коэффициент, этот коэффициент подлежит применению к должностному окладу (в рублях), установленному с 13.03.2018 по приравненной должности, и полученный новый размер должностного оклада (в рублях) сравнивается с размером сохраненного должностного оклада по упраздненной должности (в рублях).

Если размер сохраненного должностного оклада превышает размер должностного оклада по приравненной должности с учетом коэффициента, при пересмотре пенсии подлежит применению сохраненный должностной оклад по упраздненной должности.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 06.09.2007 Яковлева С.Е. была назначена на должность военного прокурора отдела организационно – мобилизационного и кадров военной прокуратуры Приволжско – Уральского военного округа.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.02.2008 она была уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Приказом военного прокурора Приволжско – Уральского военного округа от 22.05.2008 Яковлева С.Е. с 01.02.2008 исключена из списков личного состава военной прокуратуры Приволжско – Уральского военного округа.

С 02.06.2008 она является получателем пенсии по выслуге лет, размер его должностного оклада при увольнении составлял 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, что на дату назначения пенсии соответствовало 13206 рублей 98 копеек, в дальнейшем производилась его индексация.

Согласно расчету пенсии за выслугу лет ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» с 01.01.2022

Согласно представленным материалам пенсионного дела Яковлевой С.Е. на дату проведения последней индексации 01.10.2021 размер должностного оклада истца для начисления пенсии составлял 19067 рублей 85 копеек, что составляет 63 %.

С 01.01.2022 размер должностного оклада Яковлевой С.Е. составляет 18765 рублей 19 копеек, что соответствует 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Таким образом, из анализа расчета пенсии истца с момента ее назначения до 01.01.2022 судом установлено, что исчисленный ответчиком с 01.01.2022 размер должностного оклада истца соответствует 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом повышений и индексаций, что составляет более должностного оклада истца в размере 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, действующего на дату назначения пенсии истцу, с учетом последующих индексаций, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, в судебном заседании также установлено, что данный расчет пенсии стал применяться ответчиком, несмотря на вступившие в законную силу изменения 13.03.2018, только с 01.01.2022. До этого периода расчет выплачиваемой истцу пенсии осуществлялся органом пенсионного обеспечения иным образом, что фактически привело к изменению размера должностного оклада истца после его приведения в соответствие с действующим законодательством и перерасчета с 01.01.2022 г. в сторону уменьшения (с 19067 рублей 85 копеек с учетом индексации 1,057 до 18765 рублей 19 копеек).

Из материалов дела следует, что для исчисления пенсии истца до 01.01.2022 ответчик учитывал размер должностного оклада не от должностного оклада 63 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по состоянию на дату назначения пенсии с учетом последующих индексаций, а 63 % от действующего должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом его повышений и индексаций, что по сути является ошибочным применением органом пенсионного обеспечения норм действующего законодательства.

Положениями статьи 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4461-1 установлено, что в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, формально, начиная с 01.01.2022, ответчиком порядок исчисления пенсии истца по выслуге лет приведен в соответствие с действующими нормативными актами, при исчислении пенсии исчислен и учтен должностной оклад 62 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом его повышений и индексаций, который более должностного оклада 63 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по состоянию на дату назначения пенсии с учетом индексаций.

Вместе с тем, при определении правовых последствий допущенной ошибки суд руководствуется правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.01.2016 № 1-П, а также Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.08.2022 № 44-КГ22-11-К7, согласно которой при разрешении данной категории спора необходимо учитывать срок, в течение которого ошибка не была пенсионным органом выявлена и устранена, возраст истца и добросовестность его действий.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом указанные вопросы были поставлены на обсуждение сторон, доказательств недобросовестности действий истца, связанных с порядком исчисления пенсии, ответчиком не представлено.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок, независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

Вместе с тем соответствующий правовой механизм – исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства – должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих их указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем, чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, при том, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения.

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основанным в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официального признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.

В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств.

На основании приведенных норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, суд при разрешении настоящего спора учитывает, что Яковлева С.Е., <данные изъяты> года рождения, уволена со службы по выслуге лет, является получателем пенсии по выслуге лет с 02.06.2008, какой-либо недобросовестности с её стороны, приведшей к неверному исчислению ответчиком пенсии с 13.03.2018, не имеется.

При таких обстоятельствах действия ответчика по изменению (перерасчету) с 01.01.2022 размера должностного оклада истца для исчисления пенсии в сторону его уменьшения в сравнении с размером должностного оклада, который был исчислен до 01.01.2022, подлежат признанию незаконными. При этом доводы ответчика о том, что общий размер получаемой истцом пенсии после уменьшения (перерасчета) размера должностного оклада фактически изменен не был, судом отклоняются, поскольку в общем размере пенсии истца с 01.01.2022 учтена установленная всем военным пенсионерам ежемесячная доплата к пенсии в размере 8,6 %.

На основании изложенного, с 01.01.2022 размер должностного оклада истца при исчислении пенсии подлежит установлению в том размере, который он был исчислен ответчиком по состоянию на 31.12.2021, то есть 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с учетом повышений и индексаций. Выплаченная истцу пенсия с 01.01.2022 подлежит перерасчету, исходя из указанного выше размера должностного оклада.

В последующем на данный должностной оклад органом пенсионного обеспечения подлежит начислению только индексация. Исчисленный в таком порядке должностной оклад будет являться «сохраненным должностным окладом» истца.

При повышении (индексации) должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на соответствующей коэффициент, этот коэффициент подлежит применению только к должностному окладу (в рублях), установленному с 13.03.2018 по приравненной должности. Полученный новый размер должностного оклада с учетом повышений (индексаций) подлежит сравнению с размером сохраненного должностного оклада истца (с учетом индексаций).

Если размер сохраненного должностного оклада истца будет превышать размер должностного оклада по приравненной должности с учетом коэффициента, дальнейшему применению подлежит сохраненный должностной оклад истца (с учетом индексаций). И только в случае, если размер сохраненного должностного оклада истца (с учетом индексации) будет менее размера должностного оклада по приравненной должности с учетом его повышения (индексации), последующий расчет пенсии истца подлежит осуществлению, исходя из размера должностного оклада по приравненной должности (то есть сохраненный должностной оклад подлежит применению до момента приобретения истцом права на должностной оклад при исчислении пенсии в больших размерах на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования заместителя военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Яковлевой С. Е. – удовлетворить:

признать действия Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» по снижению с 01.01.2022 Яковлевой С. Е. размера должностного оклада при исчислении пенсии – незаконными;

возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Свердловской области» (ИНН ) обязанность выплачивать Яковлевой С. Е. (паспорт гражданина Российской Федерации ) пенсию, исходя из должностного оклада в размере 63 % должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, установленного при её увольнении с военной службы, и произвести перерасчет пенсии с 01.01.2022 исходя из данного размера должностного оклада.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Помощник судьи:

2-287/2023 (2-7004/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлева Светлана Евгеньевна
Заместитель военного прокурора Екатеринбургского гарнизона
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Свердловской области
Другие
ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Центральному военному округу"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Блинова Юлия Алексеевна (Шперлинг)
Дело на сайте суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
22.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2022Передача материалов судье
29.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2022Судебное заседание
15.12.2022Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
26.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее