Дело № 2-1676/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Цурцумия К.М. с участием представителя Департамента образования г. Севастополя – Ушаковой М.В., истца - Гурулёва В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурулёва Виктора Васильевича, действующего также и в интересах несовершеннолетних ФИО5, к Департаменту капитального строительства <адрес>, третьи лица - Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>, УМВД России по <адрес> о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать за ним и его несовершеннолетними детьми право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с истцом договор социального найма на указанное жилое помещение.
Иск обоснован тем, что указанное жилое помещение, имевшее статус служебного, было предоставлено истцу для проживания. Поскольку в настоящее время указанное жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя, оно не отнесено к специализированному жилищному фонду, следовательно, к правоотношениям, связанным с указанным жилым помещением, подлежат применению положения Жилищного законодательства о договоре социального найма. Желая заключить договор социального найма, истцы обратились в Управление жилищной политики Департамента капитального строительства г.Севастополя с заявлением на предоставление услуги по заключению договора социального найма на указанное жилое помещение. Уполномоченный орган отказал истцам по тем основаниям, что истцы не относятся к категории лиц, с которыми в соответствии с Административным регламентом может быть заключен договор социального найма. Указывая, что они не имеют в собственности иного жилого помещения, в приватизации жилого помещения никогда не участвовали, истцы просят признать за ними право пользования спорным жилым помещением и обязать заключить с ними договор социального найма.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что имеются все предусмотренные законом основания для признания за ним права пользования указанной квартирой и для заключения с ним договора социального найма, поскольку он проживают в указанном жилом помещении на законных основаниях, оплачивает коммунальные услуги, осуществляет текущий ремонт жилого помещения, то есть фактически выполняет все обязанности нанимателя, предусмотренные договором социального найма, при этом он отнесен к категории граждан, имеющих право на заключение с ними договора социального найма.
Представитель Департамента образования г. Севастополя полагала возможным иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не известил, письменных возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Севастополю подал заявление о рассмотрении дела без его участия, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть при данной явке.
Заслушав истца, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № серия 50, выданного Севастопольской городской государственной администрацией, Гурулёв В.В.. и его сын ФИО6 вселились для проживания в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеющее статус служебного.
В последующем истец и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Так как истцы были вселены в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом Украинской ССР.
Согласно статье 118 ЖК УССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.
В соответствии со статьей 121 ЖК УССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.
На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный орде, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 122 ЖК УССР).
То есть право пользования спорным жилым помещением возникло у истцов и их несовершеннолетнего сына в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. №, с учетом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее: факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, жилищное законодательство не содержит, однако применяя аналогию закона, положения статьи 7 вышеуказанного закона должны применяться и к отношениям, связанным с пользованием служебными жилыми помещениями.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
То есть в действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.
Обосновывая исковые требования, истцы указывают, что желая заключить договор социального найма, они обратились в Департамент капитального строительства, однако в заключении договора им было отказано ввиду отсутствия оснований, предусмотренных законом для заключения такого договора.
Согласно копии решения об отказе в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма № ОДН/19-4 от 13.03.2019г. года истцу отказано в заключении договора социального найма, основанием для такого отказа послужило то обстоятельство, что истец не относится к категории лиц, заключение с которыми договора социального найма предусмотрено законом, поскольку договор социального найма может быть заключен только с лицами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также с лицами, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированных в данном жилом помещении.
Судом установлено, что истцу Гурулёву В.В. была предоставлена квартира, являющаяся служебным жилым помещением, в связи с прохождением службы в органах МВД Украины, однако в последующем при передаче спорного жилого помещения в собственность города Севастополя, квартирой утрачен статус служебного жилого помещения.
Из предоставленных суду письменных доказательств следует, что истец и его несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту жительства по адресу спорного жилого помещения, иного жилого помещения в собственности истца нет, что подтверждается уведомлениями Севреестра.
Из справки УМВД России по г. Севастополю следует, что Ликвидационной комиссией УМВД Украины в г. Севастополе жилищной комиссии УМВД России по г. Севастополю передан список лиц, состоящих на квартирном учете при УМВД Украины в г. Севастополе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно данному списку на основании решения ЖБК УМВД Украины в г. Севастополе Гурулёв В.В. числится под № с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм законодательства, регулирующего отношения, связанные с пользованием жилыми помещениями на условиях договора социального найма, у истца, постоянно проживающего в спорном жилом помещении, оплачивающего коммунальные услуги, осуществляющего текущий ремонт за счет собственных средств, возникли предусмотренные законом основания для пользования спорной квартирой.
Кроме того, судом установлены предусмотренные законом основания для заключения с истцом договора социального найма, поскольку он отнесены законом к категории лиц, имеющих право на заключение с ними такого договора в силу того, что его нуждаемость в жилье судом установлена.
Таким образом, на основании изложенного требования истца о признании за ними права пользования данным жилым помещением и возложении на ответчика обязанности заключить договор социального найма подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ и учитывая, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению истцу за счет средств бюджета Ленинского района города Севастополя.
Руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Гурулёва Виктора Васильевича, действующего также и в интересах несовершеннолетних ФИО7, к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, УМВД России по г. Севастополю о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма удовлетворить.
Признать за Гурулёвым Виктором Васильевичем, ФИО8 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Гурулёвым Виктором Васильевичем, действующим также и в интересах несовершеннолетних ФИО9, договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать в пользу Гурулёва Виктора Васильевича из средств бюджета Ленинского района города Севастополя расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03.08.2019 г.
Судья –