Судья Барчо Р.А.                                                              К делу № 33-2267/2022

                                                                    (№ дела в суде I инстанции 2-40/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 октября 2022 года                                              г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Тачахова Р.З.,

судей Аутлева Ш.В. и Боджокова Н.К.,

при секретаре судебного заседания Цеевой Д.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчиков ПАО «МТС» и ФИО1 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11 июля 2022 года, которым постановлено:

Исковое заявление администрации МО «Тахтамукайский район» к ФИО1 и ПАО «МТС» о сносе (демонтаже) базовой станции сотовой связи, находящейся по адресу: <адрес>

В удовлетворении требования администрации МО «Тахтамукайский район» о признании самовольной постройкой базовую станцию сотовой связи, установленную на земельном участке с кадастровым номером №, из категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: <адрес> - отказать.

Обязать ПАО «МТС» осуществить своими силами и за свой счет демонтаж базовой станции сотовой связи, установленной на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.

В удовлетворении требования администрации МО «Тахтамукайский район» о возложении на ФИО1 обязанности осуществить своими силами и за свой счет снос объекта недвижимости - базовой станции связи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> - отказать.

Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., объяснения представителя ответчика ФИО1 – Натхо А.Ч. и представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея - Завгороднего С.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация МО «Тахтамукайский район» обратилась в суд с иском к ФИО1 и ПАО «МТС» о признании самовольной постройкой; и о сносе (демонтаже) базовой станции сотовой связи, находящейся по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО1, является собственником земельного участка площадью 400 кв.м. с кадастровым номером 01:05:0600013:82, из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>

11 ноября 2020 года ФИО1 (арендодатель) заключил с ПАО «МТС» (арендатором) договор аренды № в отношении земельного участка площадью 400 кв.м. с кадастровым номером №, из категории земель «земли населенных пунктов» с видом, разрешенного использования «для индивидуального жилищного, строительства», расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с п. 1.1 договора, земельный участок передан во временное пользование для размещения электрооборудования (ВЦУ, ВРЩ) и оборудований связи арендатора.

Приказом администрации МО «Тахтамукайский район» от 02 апреля 2021 года №17 постановлено, в порядке муниципального земельного и градостроительного контроля, провести внеплановый (рейдовый) осмотр и обследование земельного участка с кадастровым номером №, из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, на предмет наличия нарушений действующего законодательства.

09 апреля 2021 года ведущим специалистом отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Тахтамукайский район» проведена проверка и выявлено, что на указанном земельном участке размещен фундамент, представляющий собой бетонную плиту с выходами арматуры, предположительно для установления вышки сотовой связи.

При этом, разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка, разрешение на отклонение от предельных параметров строительства - не выдавались.

По факту выявленных обстоятельств ведущим специалистом отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Тахтамукайский район» составлен акт №2 от 09 апреля 2021 года.

20 мая 2021 года комиссией администрации МО «Тахтамукайский район» повторно проведено обследование земельного участка и выявлено, что на указанном земельном участке (входящем в зону Ж1), на месте ранее выявленного фундамента с выпусками арматуры, установлена металлическая конструкция, неразрывно связанная с ранее выявленным фундаментом. Сооружение оснащено дизельным генератором, а земельный участок огорожен по периметру металлическим забором с колючей проволокой, занимаемая сооружением площадь земельного участка составляет около 16 кв.м., а высота - 20 м.

Указанные обстоятельства зафиксированы комиссией в акте обследования земельного участка от 20 мая 2021 года.

В связи с отсутствием у органа местного самоуправления сведений о наличии договорных правоотношениях между ответчиками, а также в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об аренде (на дату обследования), 31 мая.2021 года ФИО1 направлено уведомление о сносе самовольной постройки (в качестве объекта капитального строительства, неразрывно связанного с землей), однако в разумные сроки, равно как и до настоящего времени требование органа местного самоуправления не было исполнено.

Администрация МО «Тахтамукайский район» (с учетом привлечения в качестве соответчика ПАО «МТС»), просит признать самовольно возведенным объект недвижимости, находящийся на земельном участке с кадастровым номером №, из категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО1.

Обязать ФИО1 и ПАО «МТС» осуществить своими силами и за свой счет снос объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционных жалобах ответчики ссылаются на неверное применение норм материального права, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На апелляционную жалобу письменных возражений не поступило.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 – 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.

Фактические обстоятельства по делу, установленные судом первой инстанции, с достаточной полнотой отраженные в описательной части обжалуемого решения, сторонами по делу не оспариваются.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований о признании спорного объекта самовольной постройкой суд первой инстанции с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и положений статьи 222 ГК РФ, пришел к обоснованному выводу, что положения ст.222 ГК РФ, не могут быть применены в рамках рассматриваемого гражданско-правового спора, поскольку передвижная базовая станции связи не является объектом недвижимости.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что базовая станция связи размещена на земельном участке с нарушением Правил землепользования и застройки МО «Козетское сельское поселение» по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Росреестpa от 10.11.2020г N П/0412 (далее - классификатор).

Примечанием 2 к данному классификатору (Приложения к Приказу) установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускается без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию в том числе, антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно ранее данному разъяснению (письмо Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2016г. №Д23и-1239), положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать, как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Исходя из вышеуказанного, размещение оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.

Кроме того, п. 8 ст.3 и п.6 ст.40 Правил землепользования и застройки МО «Козетское сельское поселение» указано, что инженерно-технические сооружения являются всегда разрешенными при условии их соответствия строительным/противопожарным нормам и правилам, стандартам безопасности. Статьей 1 указанных правил в разделе термины к инфраструктуре территорий относятся и инженерно-технические сооружения - связи.

Таким образом, не поименованный в ст.43 ПЗЗ «Козетское сельское поселение» разрешенный вид использования под размещения оборудования связи дополнительно регулируется Классификатором и п.8 ст.3 и п.6 ст.40 ПЗЗ местного органа.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник/пользователь земельного участка имеет право возводить в том числе и сооружения в с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 3 ст. 85 Земельного кодекса пользователь земельного участка вправе использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Любой вид разрешенного использования выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Согласно пункту 1.2 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Каких-либо ограничений/запретов по размещению, нормам (границам) от радиопередающих устройств до ближайших строений - санитарные нормы, применительно к спорному объекту не имеется. Согласно п.3.7 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 эксплуатация радиотехнических объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Такие документы имеются в материалах дела - заключение Роспотребнадзора Республики Адыгея №01.РА.01.000.Т000027.02.21 от 08.02.2021 года.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Контроль по исключению угрозы причинения вреда здоровью жителей муниципального образования является основной задачей государственного органа - Роспотребнадзор, в компетенцию которого входит проверка на соответствие СанПиН.

В материалах дела имеются доказательства (проектная документация, экспертиза), что базовая станция размещенная на опоре/столбе высотой 28м, возведена без нарушения требований законодательства, не создает угрозу окружающей среде, а также жизни и здоровью. Размещение оборудования связи на высоту более 25м исключает установление защитных/охранных зон.

Письмом от 15.09.11 №01-12/17527 Управление ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю указано, что башни, столбы сотовой связи (фундаменты, светоограждения, молниезащита и металлоконструкции) не являются источником воздействия физических факторов на человека и вопросы их размещения/эксплуатации не регламентируются действующими санитарными нормами и правилами.

Правила охраны линий и сооружений связи №578 в данном случае не применимы, так как в п.4 указано о распространении на подземные линии и кабеля; в п. 5 имеется ссылка на проектную документацию, то есть при отсутствии в проектной документации на требование по установлению границ охранных зон, то не требуется согласование данных зон с местной администрацией.

В подтверждение отсутствия у базовой станции на опоре неблагоприятного воздействия представлено санитарно-эпидемиологическое заключение №01.РА.01.000.Т000027.0221 от 08.02.2021, экспертное заключение №0777/20 от 23.12.2020 года. На основании данных документов Управление Роспотребнадзора согласовало эксплуатацию спорного объекта.

Вышеуказанными документами и судебной экспертизой установлено отсутствие необходимости установления защитных/охранных зон, отсутствие неблагоприятного воздействия сооружения сотовой связи на окружающую среду, возведение и монтаж осуществлен в соответствии со строительными нормами и стандартами и каких-либо отклонений не имеется.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что сооружение сотовой связи возведено с соблюдением строительных норм и правил, без нарушений правил охранных законом, а также прав и охраняемых интересов правообладателей смежных земельных участков и не создает для них yгрозу жизни и здоровью.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания ПАО «МТС» осуществить своими силами и за свой счет демонтаж базовой станции сотовой связи, установленной на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░> - ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░

░░░░░: ░.░. ░░░░░░, ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░                                                                          ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-2267/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Ответчики
ПАО "Мобильные ТелеСистемы"
Хакуз Адам Байзетович
Другие
Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Боджоков Назырбий Касимович
Дело на сайте суда
vs.adg.sudrf.ru
11.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2022Передано в экспедицию
11.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее