Дело № 2-922/21
УИД 52RS0012-01-2020-004590-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Забелиной М.В., с участием представителя истца по доверенности ТЕВ, представителя ответчика по доверенности СЮЮ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова В.А. к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Мельников В.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности. В обоснование заявленных требований указал следующее.
Отец истца МАК являлся собственником жилого дома площадью 26,10 кв.м., в том числе основной 13,60 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом перешел отцу истца в порядке наследования от его матери МСВ. Также МСВ принадлежал земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок отцом истца не оформлялось, однако он фактически вступил во владение и пользование этим земельным участком. На данном земельном участке расположен принадлежавший отцу истца дом. При жизни он оплачивал все платежи за землю, содержал земельный участок в надлежащем состоянии, обрабатывал его, охранял от посягательств третьих лиц.
ДД.ММ.ГГГГ отец истца МАК умер.
Наследниками первой очереди после его смерти является его супруга (мать истца) Мельникова Н.Г. и истец.
Мать истца изъявила желание отказаться от наследства в пользу истца.
Истец в установленный законом шестимесячный срок обратился к нотариусу для оформления наследства после умершего отца. 14 ноября 2020 года нотариусом истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону №. В соответствии с этим свидетельством Мельникову В.А. принадлежит жилой дом <адрес>.
При указанных обстоятельствах истец обратился в суд и просил включить в наследственную массу после смерти МСВ, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственное имущество – земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- включить в наследственную массу после смерти МАК, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное имущество – земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;
- признать право собственности Мельникова В.А. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Мельников В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца по доверенности ТЕВ заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности СЮЮ не возражала против удовлетворения заявленного иска, суду пояснила, что согласно сведениям похозяйственной книги за М числится участок №, но ранее этот участок был под номером №. В случае удовлетворения иска истец будет вправе обратиться с заявлением об изменении адреса. Участок № и участок № – это один и тот же участок.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 1 ст. 15 ЗК РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 9 ст. 3 указанного Федерального закона установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
В силу ч. 1 ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельников В.А. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, площадью 26,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 ноября 2020 года (л.д. 12-13).
Право собственности на указанный жилой дом возникло у истца на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от 14 ноября 2020 года, в соответствии с которым Мельников В.А. является наследником к имуществу МАК, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящему из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта – №, состоящего из основного строения общей площадью 26,1 кв.м., этажность – 1, в том числе подземных 0, принадлежащего наследодателю на праве собственности, дата регистрации 23 апреля 2004 года, регистрационный номер №, наименование государственного реестра, в котором зарегистрировано право: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 16).
Право собственности на указанный жилой дом возникло у наследодателя МАК, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону № от 24 марта 2004 года, в соответствии с которым МАК является наследником к имуществу МСВ, умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящему из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Под застройку жилого дома занят земельный участок площадью 81,50 кв.м. Указанный жилой дом принадлежит наследодателю на основании справки № от 15 декабря 2003 года, выданной Останкинской сельской администрацией Борского района Нижегородской области. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрация права собственности на указанный выше жилой дом не производилась (л.д. 18).
Таким образом, Мельников В.А. принял указанный жилой дом в порядке наследования от своего отца МАК, который также при жизни приобрел право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования от своей матери МСВ
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно справке № от 15 декабря 2003 года, выданной администрацией Останкинского сельсовета Борского района Нижегородской области, МСВ в <адрес>, согласно похозяйственной книге принадлежит одноэтажный кирпичный жилой дом, расположенный на земельном участке размером 1000 кв.м., предоставленном в пользование администрацией Останкинского сельсовета.
В настоящее время адрес указанного земельного участка - <адрес>.
Согласно межевому плану от 24 мая 2021 года, составленному кадастровым инженером СГВ, площадь спорного участка по фактическим граница составляет 1000 кв.м., что соответствует Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № от 02 апреля 2021 года и. выписке из похозяйственной книги от 14 января 2021 года.
Судом также установлено, что при жизни МСВ и МАК оплачивали все платежи за землю, содержали земельный участок в надлежащем состоянии, обрабатывали его.
Указанное обстоятельство при рассмотрении дела сторонами не оспаривалось.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в материалы дела представлены доказательства, обосновывающие первоначальное предоставление в пользование наследодателю МСВ спорного земельного участка площадью 1000 кв.м., принятия наследодателем МАК в порядке наследования от МСВ жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, а также принятия истцом в порядке наследования от МАК жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, отсутствия правопритязаний со стороны третьих лиц, его использования более пятнадцати лет в указанных границах, несения бремени содержания спорного земельного участка, а также отсутствия иного способа защиты права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░