Решение по делу № 33-3873/2020 от 25.08.2020

N дела,

присвоенный судом

первой инстанции: 2-1605/2020

УИД: 05RS0-31

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2020 г. по делу N 33-3873/2020 г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО13,

судей ФИО12, Омарова Х.М.

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет

по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД "город Махачкала" по доверенности ФИО5 на решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от <дата>, которым иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи ФИО12, изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1, действуя через своего представителя ФИО6, обратилась в суд с иском к администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

В обоснование требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец был лишён родительских права, а мать умерла. В 2004 году была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени жильём не обеспечена. При обращении в 2020 году в администрацию г.Махачкалы о предоставлении жилья, в этом ей было отказано со ссылкой на то, что будет обеспечена жильём согласно установленной очереди.

Решением Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от <дата> исковое заявление ФИО1 удовлетворено, на администрацию ГОсВД «город Махачкала» возложена обязанность предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Администрации ГОсВД "город Махачкала" по доверенности ФИО5

В обоснование жалобы указывается на то, что решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

Приводится, что ФИО1 действительно состоит на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 2004 года по категории «Воспитанник детского дома», номер очередности 62.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

Указывается, что п. 2 ч. 2 указанной статьи, предусматривающий предоставление вне очереди жилого помещения указанной категории лиц, с <дата> утратил силу. В связи с этими изменения законодательства с <дата> лицам, состоящим в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильё предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Истец ФИО1, её представитель ФИО6, представитель администрации ГОсВД «город Махачкала» в заседание судебной коллегии не явились, надлежащим образом и заблаговременно извещены о месте, дате и времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Руководствуясь положениями п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями пунктов 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от <дата> "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению неявившихся участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании части 3 статьи 167, частей 1, 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец ФИО1 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, на момент рассмотрения спора жилым помещением не обеспечена, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения сроком на 5 лет.

С таким выводом суда соглашается и судебная коллегия, поскольку он основан на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.

Как следует из материалов дела и установлено судом, удостоверением администрации <адрес> г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> ФИО7, проживающая по адресу: г. Махачкала, <адрес>, назначена опекуном несовершеннолетней ФИО8, родившейся в г. Махачкала, <дата> года рождения. Мать ребенка ФИО9 умерла <дата>, отец ребенка ФИО10 решением Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> лишен родительских прав.

ФИО1 с <дата> зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Махачкала, <адрес>.

Согласно ответу врио начальника МКУ «Управление по реализации программы «ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий г. Махачкалы» ФИО11 от <дата> .18-304/<адрес> г. Махачкалы ФИО1 принята на учет и включена в список очередности по категории «Воспитанники детского дома» с <дата>. Согласно указанному списку ФИО1 значится зарегистрированной под N 62.

За ФИО1 жилое помещение не закреплялось, в собственности жилого помещения она не имеет.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Исходя из приведенных выше норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.

Факт достижения ФИО1 возраста 23-х лет не является препятствием для обеспечения её жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из приведённого, установив, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список очередности по категории «Воспитанники детского дома», подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в собственности жилого помещения не имеет и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, на момент рассмотрения гражданского дела истец жилым помещением не обеспечена, исходя из перечисленных выше норм закона, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ФИО1

Давая оценку доводу апелляционной жалобы о том, что поскольку п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающий предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока пребывания в образовательных, учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, утратил силу с <дата>, то указанным лицам жилье предоставляется в порядке очередности исходя из времени принятии таких граждан на учет, так как они подпадают под ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, судебная коллегия отмечает следующее.

Как указано выше, ФИО1 администрацией <адрес> г. Махачкалы принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности по категории «Воспитанники детского дома» с <дата> за .

Данный факт ответчиком не оспаривается.

В связи с изменениями Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, указанный Федеральный закон от <дата> N 15-ФЗ имеет обратную силу, в связи с чем на возникшие правоотношения он также распространяется.

Поскольку истец принята администрацией города Махачкалы на учет <дата>, то в данном случае применяются нормы материального права, действовавшие на момент принятия истца на учет.

Таким образом, истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, подлежал обеспечению жилым помещением в льготном (внеочередном) порядке.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

При таких обстоятельствах постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГОсВД "город Махачкала" по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-3873/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаджиева (Махмудова) Сабина Ибакаевна
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкала
Другие
Гаджиев Д.М.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.08.2020Передача дела судье
21.09.2020Судебное заседание
21.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее