судья Никулин К.А. УИД 16RS0042-03-2022-009472-93
дело № 2-10697/2022
дело № 33-6330/2023
учет № 152
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Янсона А.С.,
судей Сафиуллина Р.М., Сахапова Ю.З.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ибрагимовой Р.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиЯнсона А.С. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КамТранс» на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 02 ноября 2022 года, которым частично удовлетворен иск ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «КамТранс» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда и постановлено:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КамТранс» в пользу ФИО1 сумму материального ущерба в размере 298200 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КамТранс» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 900000 рублей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ООО «КамТранс» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда. В обосновании иска указано, что 07 сентября 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль «SCANIA R» с полуприцепом «SCHMITZ CARGOBULL 9084» под управлением ФИО9, принадлежащий ООО «КамТранс», совершил наезд на пешехода ФИО7 В результате ФИО7 получил телесные повреждения, не совместимые с жизнью и скончался 12 сентября 2019 года.
Приговором Кемеровского районного суда Кемеровской области от 17 августа 2020 года ФИО9 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев, условно с испытательным сроком 2 года.
Апелляционным постановлением Кемеровского областного суда от 15 января 2021 года и определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 августа 2021 года приговор Кемеровского районного суда Кемеровской области от 17 августа 2020 года в части установления вины ФИО9 в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, оставлен без изменения.
В связи со смертью ФИО7 истцу ФИО1 причинен материальный ущерб, выразившийся в следующих расходах: оплата похорон – 63240 рублей, поминальный обед в день похорон – 54397 рублей, поминальный обед на 40 день – 23370 рублей, оплата памятника на сумму 65500 рублей, оплата услуг по благоустройству места захоронения на сумму 116700 рублей.
Акционерное общество «Страховая компания «Гайде», застраховавшее гражданскую ответственность ООО «КамТранс», произвело страховую выплату в пределах лимита ответственности страховой компании в размере 500000 рублей, из которых 25000 рублей – в счет возмещения расходов на погребение.
Кроме того, в связи со смертью ФИО7 его сыну – ФИО2 причинен моральный вред в результате перенесенных нравственных страданий, вызванных потерей близкого человека.
Истец ФИО1 просила взыскать с ответчика в счет возмещения убытков 298200 рублей, а истец ФИО2 просил взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 2000000 рублей.
Суд принял решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ООО «КамТранс» просит отменить решение суда и принять новое решение. В жалобе указано о несогласии с размером взысканной суммы в качестве компенсации морального вреда. Обращается внимание на то, что в ходе рассмотрения уголовного дела ФИО1 уже была выплачена компенсация морального вреда в размере 1000000 рублей.
Участники процесса по извещению в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из материалов дела следует, что 07 сентября 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль «SCANIA R» с полуприцепом «SCHMITZ CARGOBULL 9084» под управлением ФИО9, принадлежащий ООО «КамТранс», совершил наезд на пешехода ФИО7 В результате ФИО7 получил телесные повреждения, не совместимые с жизнь и скончался 12 сентября 2019 года. По указанному факту приговором Кемеровского районного суда Кемеровской области от 17 августа 2020 года ФИО9 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи со смертью ФИО7 истцом ФИО1 понесены расходы: оплата похорон – 63240 рублей, поминальный обед в день похорон – 54397 рублей, поминальный обед на 40 день – 23370 рублей, оплата памятника на сумму 65500 рублей, оплата услуг по благоустройству места захоронения на сумму 116700 рублей.
Акционерное общество «Страховая компания «Гайде», застраховавшее гражданскую ответственность ООО «КамТранс», признав произошедшее событие страховым случаем, произвело страховую выплату в пределах лимита ответственности страховой компании в размере 500000 рублей, из которых 25000 рублей – в счет возмещения расходов на погребение.
Судом принято решение об удовлетворении иска ФИО1 о возмещении убытков с учетом произведенной страховщиком страховой выплаты на погребение. В указанной части решение суда ответчиком не обжалуется.
Принимая решение об удовлетворении иска ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, являясь владельцем источника повышенной опасности и работодателем ФИО9, несет ответственность за вред, причиненный таким источником. При определении размера компенсации морального вреда суд исходил из конкретных обстоятельств дела и принял во внимание, что гибель близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, неимущественное право на родственные и семейные связи, является тяжелейшим событием в жизни, неоспоримо причинившим сыну умершего ФИО7 – истцу ФИО2 нравственные страдания.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Довод апелляционной жалобы о том, что в рамках уголовного дела потерпевшей ФИО1 была произведена выплата компенсации морального вреда не является основанием для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку каждый из близких родственников имеет самостоятельное право на предъявление требования о компенсации морального вреда в связи с перенесенным в результате утраты близкого человека нравственными страданиями. При этом размер компенсации судом определен с учетом установленных законом значимых обстоятельств и соответствует последствиям перенесенных истцом нравственных страданий.
Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену или изменение решения, поскольку не имеют правового значения и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 02 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «КамТранс» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КамТранс» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи