Решение по делу № 2а-740/2020 от 18.05.2020

Дело № 2а-329/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2020 года город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Рословой О.В.,

при введении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой С.А.,

с участием представителя административного истца по доверенности Мирзоян ФИО5.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова к Егорову ФИО6 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова (далее по тексту – административный истец, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Егорову ФИО7 (далее по тексту – административный ответчик) о взыскании обязательных платежей и санкций, просила взыскать с Егорова ФИО8 в свою пользу задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 руб. 00 коп. и пени в сумме 48 руб. 28 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 руб. 00 коп. и задолженность по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 219 руб. 44 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Егоров ФИО9 являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Административный ответчик не уплатил за 2018 год страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб. 00 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб. 00 коп. Кроме того, налогоплательщику Егорову ФИО10 была начислена пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 219 руб. 44 коп. и на обязательное пенсионное страхование в сумме 48 руб. 28 коп. Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), Егорову ФИО11 было направлено требование №4041 от 11.01.2019 года об уплате страховых взносов за 2018 год и пени на основании действующего на территории РФ законодательства о налогах и сборах. Указанное требование в добровольном порядке в срок административным ответчиком не исполнено. 30.08.2019 года мировым судьей судебного участка №2 Фрунзенского района г.Саратова вынесен судебный приказ по административному делу №2А-2646/2019 о взыскании с Егорова ФИО12 в пользу ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова задолженности по уплате страховых взносов и пени. Определением мирового судьи судебного участка №2 Фрунзенского района г.Саратова от 18.11.2019 года указанный судебный приказ отменен. До настоящего времени задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год Егоровым ФИО13 не погашена, в связи с чем инспекция была вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мирзоян ФИО14 административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Егоров ФИО15 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в суд не представил.

При таких обстоятельствах, в силу ч.2 ст.100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), не явившиеся лица, считаются извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного искового заявления в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года изменился действовавший порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, на Федеральную налоговую службу России возложены функции по администрированию страховых взносов. С этой же даты отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 24 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов, виды, размер и порядок исчисления и уплаты которых определены в статьях 430 и 432 Кодекса.

Согласно п. 6 ст. 83 НК РФ постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 2 которой адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ адвокат исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 430 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абз. 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии со ст. 432 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Как следует из материалов административного дела, Егоров ФИО16 на основании пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, в суммах 26545 руб. и 5840 руб. соответственно.

Данная обязанность административным ответчиком в указанный срок выполнена не была, в связи с чем налоговым органом в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ Егорову ФИО17. по последнему известному адресу его регистрации по месту жительства: <адрес>, направлено требование №4041 от 11.02.2019 года об уплате недоимки по страховым взносам за 2018 год и пени в общей сумме 32 652 руб. 72 коп., со сроком их уплаты до 08.04.2019 года.

В связи с неисполнением Егоровым ФИО18 указанного выше требования Инспекция с соблюдением предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ срока обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка №2 Фрунзенского района г.Саратова о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных сумм задолженности по страховым взносам за 2018 год и пени.

30.08.2019 года мировым судьей судебного участка №2 Фрунзенского района г.Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с Егорова ФИО19 в пользу Инспекции задолженности по страховым взносам.

18.11.2019 года указанный судебный приказ мировым судьей судебного участка №2 Фрунзенского района г.Саратова был отменен по заявлению должника.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 18.05.2020 года (направлен почтовой корреспонденцией 15.05.2020 года), то есть с соблюдением предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный ответчик, являясь адвокатом, относится к страхователям, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, при этом, доказательств добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год в установленных законом размере и сроки в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом административных исковых требований и с Егорова ФИО20 подлежит взысканию недоимка по страховым взносам за 2018 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 руб. и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26545 руб.

Разрешая требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога (страховых взносов). Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (страховых взносов).

После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Принимая во внимание, что административным истцом представлены доказательства предъявления требований к ответчику о погашении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и принятия иных мер к её принудительному взысканию, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 48 рублей 28 копеек и в сумме 219 рублей 44 копеек, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, что, исходя из суммы удовлетворенных требований, составляет 1 179 рублей 58 копеек.

Руководствуясь п. 1 ст. 333.19 НК РФ с Егорова ФИО21. следует взыскать государственную пошлину в сумме 1 179 руб. 58 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к Егорову ФИО22 о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать с Егорова ФИО23 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Саратова задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5840 рублей 00 копеек и пени в сумме 48 рублей 28 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей 00 копеек и пени в сумме 219 рублей 44 копеек.

Взыскать с Егорова ФИО24 в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в сумме 1 179 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть 05 августа 2020 года.

Судья О.В. Рослова

2а-740/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова
Ответчики
Егоров Дмитрий Владимирович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратов
Судья
Рослова Оксана Васильевна
Дело на странице суда
fr.sar.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее