Дело № 2-6/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2018 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю., при секретаре Сараевой Н.Е., с участием ответчика Самохвалова С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Забайкальского края к Самохвалову Сергею Николаевичу о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Забайкальского края обратилось в Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края с указанными выше требованиями к Самохвалову С.Н., ссылаясь на следующие обстоятельства. В соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», в целях реализации мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2010-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 21 июля 2009 года № 289, постановлением Правительства Забайкальского края от 22 мая 2009 года № 212 утвержден Порядок предоставления средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В соответствии с указанным порядком на основании поданных Самохваловым С.Н., документов на предоставление социальной выплаты и свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. Самохвалову С.Н. на четырех членов семьи на строительство индивидуального жилого дома в с. Александровский Завод площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Согласно отметке кредитной организации, в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 17 апреля 2011 года №088_03/2012С, средства социальной выплаты были перечислены со счета Самохвалова С.Н., кредитной организацией ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и договора 1 от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. В соответствии с пунктом 9 Порядка срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве, т.е. Самохвалов С.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ должен был за счет предоставленной ему социальной выплаты, а также собственных средств осуществить строительство жилого дома (площадью не менее <данные изъяты> кв.м.) и, в соответствии с пунктом 23 Порядка, оформить его в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. Согласно сведениям, указанным в представленном техническом паспорте жилого дома, расположенного по фактическому адресу проживания Самохвалова С.Н: <адрес>, Самохваловым С.Н., сделана пристройка к уже имеющемуся жилому дому 1996 года постройки) общей площадью 24,0 кв.м. В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Порядка, получатель социальной выплаты вправе ее использовать на пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому, размер социальной выплаты на строительство пристройки в данном случае составит: 24 кв.м.* 15129 рублей-70%=108928,8 рублей, где: 24 кв.м. - площадь пристройки жилого помещения к имеющемуся жилому дому; 15129 рублей- средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Забайкальского края для расчета размера социальных выплат на 2012 год, утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2012 года № 147; 70% - доля собственных (заемных) средств от расчетной стоимости строительства. Таким образом, возврату подлежат средства социальной выплаты в размере: <данные изъяты> рубля, где <данные изъяты> рублей - размер социальной выплаты, предоставленной Министерством по свидетельству; <данные изъяты> рублей - размер социальной выплаты, рассчитанной на строительство пристройки. В соответствии с пунктом 35 Порядка социальные выплаты, полученные с нарушением условий их предоставления, возвращаются на счет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. Министерством сельского хозяйства Забайкальского края было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № № в адрес Самохвалова С.Н. о добровольном возврате средств социальной выплаты, однако Самохвалов С.Н., средства социальной выплаты на счет Министерства не перечислил. Учитывая несоблюдение Самохваловым С.Н., условий предоставления социальной выплаты Министерство сельского хозяйства Забайкальского края просит суд взыскать с гражданина Самохвалова Сергея Николаевича в пользу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края <данные изъяты>
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Забайкальского края Комогорцева О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, по существу изложила доводы, содержащиеся в заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что составлением списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, как и контроль за исполнением программы возложены на администрацию муниципального района. В рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года» ответчику, в связи с его нуждаемостью в жилом помещении, было выдано свидетельство на получение социальной выплаты на строительство дома, за реализацию которых он должен был отчитаться в администрацию в течение года. Ответчиком не соблюдены условия программы, фактически ответчиком возведена пристройка к дому, в котором он проживает, в связи с чем, он должен вернуть полученную им сумму по программе за минусом денежных средств, потраченных на строительство пристройки. Денежные средства были получены ответчиком по программе на строительство нового жилья, а не на строительство пристройки. В добровольном порядке Самохвалов С.Н., отказывается вернуть выделенную ему истцом сумму социальной выплаты, не реализованную в рамках указанной программы. Полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам, отказалась от проведения строительно-технической экспертизы на предмет определения года постройки спорного объекта недвижимости. Считает срок исковой давности истцом не пропущен, в связи с тем, что о нарушении своих прав истец узнал только после обращения к ним гражданки Григорян, по жалобе которой была проведена проверка обоснованности предоставления и соблюдения условий программы отдельными участниками программы, в том числе Самохваловым С.Н.
Ответчик Самохвалов С.Н., требования истца не признал, представил возражения, в которых просил в иске отказать. В возражениях указал, что в 2012 году ему было предложено принять участие в реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», при подаче заявление для участия, документы и само заявление были проверены специалистами администрации муниципального района «Александрово- Заводский район», при этом ему было разъяснено, что в соответствии с условиями программы он имеет право использовать выделяемые средства для реконструкции жилого дома, а также строительства теплой пристройки к имеющемуся жилому дому. Должностными лицами была рассчитана и названа сумма денежных средств, полагавшихся ему для проведения мероприятий по улучшению жилищных условий в размере <данные изъяты> рублей, с учетом данных обстоятельств, а также в связи с аварийным состоянием жилого дома, в котором проживала семья ответчика, он принял решение участвовать в реализации указанной программы. Им были заключены договоры на поставку строительных материалов и начаты строительные работы. Считает, что при приеме документов и их проверке специалисты администрации его ввели в заблуждение, в связи с тем, что если бы ему на тот момент была названа сумма денежных средств, как считает и указывает в настоящее время истец в размере <данные изъяты> рублей, он бы не согласился принимать участие в реализации вышеуказанной программы и получения социальной выплаты в указанном размере, так как приняв участие в данной
программе он утратил право на участие в других программах. Фактически после получения социальной выплаты с дополнительным вложением собственных средств им была произведена полная реконструкция жилого дома по адресу: <адрес>. Кроме изготовления теплой пристройки из деревянного бруса был изготовлен фундамент под всей площадью дома, осуществлена дополнительная подсыпка, проведена замена 3 нижних рядов бруса на деревянные бревенчатые, изготовлены и установлены оконные блоки, взамен старых, пришедших в негодность, проведена замена полов, реконструкция внутренних перегородок, реконструкция крыши всего дома, демонтирована печь, изготовлена котельная, где установлен отопительный котел, изготовлена новая система отопления всего дома, навес над крыльцом и кладовая. В результате проведенных строительных работ и реконструкции жилого дома была изменена площадь дома, материал его изготовления, способ отопления, материалы внутренней отделки. После завершения строительных работ был изготовлен новый технический паспорт на жилой дом по адресу: <адрес>, где указана общая площадь дома - 79,8, жилая площадь- 63,4, общая площадь составила 93,9. Копия данного паспорта и иные документы в 2013 году были представлены в сельхоз управление Александрово-Заводского района, после проведенной проверки, каких-либо вопросов не возникло. Все денежные средства, полученные на улучшение жилищных условий, были потрачены в полном объеме и по назначению. Считает, что добросовестно и ответственно предоставлял истцу и банку все необходимые документы. Ссылаясь на п 4.1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, общий срок исковой давности составляет три года, указывает, что, поскольку все документы (подтверждающие объем строительных работ и освоение социальной выплаты) были предоставлены истцу еще в 2013 году, то, следовательно, и с 2013 года, истец знал либо должен был знать, что подлежало возмещению заявленная в исковом заявлении сумма денежных средств и истец имел возможность своевременно обратиться с исковым заявлением, как он считает % нарушенных прав. Поскольку истцом пропущен трех годичный срок исковой
давности заявляет о пропуске срока исковой давности. Считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, а также пропущен срок исковой давности.
Представитель администрации муниципального района «Александрово- Заводский район» Балтахинов В.А., привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что истцом пропущен срок исковой давности, так как с момента как Самохвалов С.Н. отчитался по Программе прошло более трех лет, дополнительно пояснил, что денежные средства по решению Министерства сельского хозяйства Забайкальского края о предоставлении ответчику субсидий, были выданы кредитной организацией в полном объеме, и ответчик должен был в течение года отчитаться по ним. При собирании документов для участия в данной программе, ответчик был предупрежден и ознакомлен под роспись с условиями предоставления субсидии именно на строительство жилья, а не ремонт, о чем написал в заявлении о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий; Самохвалов С.Н. знал и был согласен с тем, что собственных средств по условиям программы должно быть 70%, возражений по данному поводу не высказывал. Новый дом ответчиком не выстраивался, он перебрал старый дом и сделал к нему пристройку, общая площадь дома стала 93,9 кв.м, что соответствует условиям программы, согласно которой ему выделялись средства. По ответчику в адрес истца был отправлен отчет о 100% выполнении им программы, однако, Министерство посчитало, что Самохваловым С.Н. были нарушены условия и с него подлежит взысканию указанная в иске сумма. В 2013 году у Министерства вопросов к участнику программы не возникло, и только после обращения Григорян, истец обнаружил, что Самохваловым С.Н. не соблюдены условия программы, а именно, вместо строительства дома, он возвел пристройку к старому. Форма отчета администрации перед Министерством о выполнении гражданами условий программы носит информативный характер, при этом, нет необходимости в направлении документального подтверждения соблюдения ими данных условий.
Привлеченное судом в качестве третьего лица по делу Министерство финансов Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, представили пояснения по заявленным требованиям, в которых указали на обоснованность заявленных истцом требований к Самохвалову С.Н. о взыскании с него денежных средств, в связи с несоблюдением последним условий предоставления социальной выплаты, просили дело рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края (л.д.).
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» основными целями государственной аграрной политики являются обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.
В рамках реализации государственной аграрной политики утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», согласно которой основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях со финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
В судебном заседании установлено, что Самохвалов С.Н., в 2012 году являлся участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», действовавшая на момент предоставления социальной выплаты Самохвалову С.Н., в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2012 года № 198.
В указанную программу Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 года № 336 внесены изменения, то есть, дополнена правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов и типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семья и молодым специалистам, являющимся приложением к правилам.
В целях реализации данной Целевой программы Постановлением Правительства Забайкальского края от 21 июля 2009 года, Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 мая 2009 года №212 утвержден Порядок предоставления средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, согласно которому социальные выплаты предоставляются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края в соответствии с соглашениями, заключенными между данным Министерством и органами местного самоуправления муниципальных районов Забайкальского края.
В соответствии с п. 5 Порядка предоставления средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание гражданина в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; в) признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 7 Порядка гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на: а) приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; б) создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с приложением: копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты, согласно перечню, являющемуся приложением к настоящему Порядку; выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета; документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; копий трудовых книжек (для работающих) ( п. 13 Порядка).
Согласно Порядку, социальные выплаты предоставляются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края в соответствии с соглашениями, заключенными между данным Министерством и органами местного самоуправления муниципальных районов Забайкальского края.
Согласно пункту 14 Порядка, органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
22 марта 2011 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края и администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» заключено соглашение, предметом которого являются мероприятия по улучшению жилищных условий граждан сельской местности, для финансового обеспечения мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Согласно указанному выше соглашению и дополнительному соглашению к нему от 19 апреля 2012 года, орган исполнительной власти обязуется разъяснять населению условия и порядок получения и использование социальных выплат на строительство жилья в сельской местности, осуществлять прием документов у граждан, проверять правильность их составления, оформления и содержания, принимает решение о включении граждан в списки, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимает решение о включении либо об отказе во включении граждан в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия, обеспечивает своевременную полноту и достоверность предоставляемых в Министерство документов и материалов, необходимых для реализации мероприятий Программы, осуществляет выдачу гражданам свидетельств и ведение реестров выданных свидетельств, осуществляет контроль за ходом строительства и вводом жилья в действие, осуществляет проверку договоров, предоставляет отчет в Министерство о выполнении мероприятий Программы, производит перерасчет размера средств исходя из фактической стоимости 1 кв.м общей площади жилья и фактической площади жилья, обеспечивает целевое и эффективное использование средств перечисленных Министерством на банковские счета граждан (л.д. ).
Судом установлено, что 30 августа 2010 года Самохвалов С.Н., обратился в администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в котором указал, что планирует улучшить жилищные
условия путем строительства (жилой пристройки к существующему дому), с условиями участия в мероприятии ознакомлен и обязался их выполнить (л.д. )
Как следует из приложенных к заявлению документов, на момент вступления в программу семья ответчика нуждалась в улучшении жилищных условий по причине ветхости жилья (л.д. ), на ДД.ММ.ГГГГ совместно с ответчиком Самохваловым С.Н., в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы: супруга ФИО8, дети ФИО9, ФИО10 (л.д.).
Из пояснений представителя администрации, а также самого Самохвалова С.Н. следует, что при подаче документов в заявлении было указано о получении средств на строительство пристройки, однако, в дальнейшем сторонами было оговорено то, что Самохваловым С.Н. будет выполнено строительство нового дома, так как было установлено, что дом, в котором проживала семья заявителя, являлся ветхим, таким образом, субсидия была рассчитана не на возведение пристройки, а на строительство нового дома. Данный факт сторонами не оспаривался.
В соответствии с пунктом 10 Порядка расчетная стоимость строительства жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численностью, так на семью из трех и более человек - по 18 кв.м. на каждого члена семьи, таким образом, Самохвалову С.Н., социальная выплата была предоставлена на четырех членов семьи, на строительство индивидуального жилого дома площадью не менее 72 кв.м.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края на основании документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует и с учетом объема средств бюджета Забайкальского края, предусмотренных на эти мероприятия, утверждает сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до щ 2012 года" по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Самохвалову С.Н., выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в селе Александровский Завод, размер предоставляемой социальной выплаты составил <данные изъяты> руб., из расчетной стоимости жилья <данные изъяты> руб., которое подписано сторонами, срок действия свидетельства не более 1 года (л.д.5-6).
Согласно п. 16 Порядка предоставления средств, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателем социальной выплаты договора банковского счета, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а
также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат. Во исполнение указанного пункта, 10 июня 2009 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края и ОАО «Россельхозбанк» заключено соглашение, предметом которого являлось сотрудничество сторон, направленное на выполнение мероприятий по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (л.д.7-9).
Как указано в п. 21 Порядка, перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией: а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение; б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получателя социальной выплаты; в) застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленному в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты; д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья. Указанные договоры до представления их в кредитную организацию проходят проверку в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.
В судебном заседании установлено, что Министерством сельского хозяйства Забайкальского края обязанности по предоставлению ответчику Самохвалову С.Н., социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности выполнены.
На основании представленных ответчиком в ОАО «Россельхозбанк» договоров купли-продажи строительных материалов от ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, со счета ФИО2, открытого для реализации условий Программы, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были перечислены денежные средства в общей сумме <данные изъяты> руб. в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (л.д., )•
Как следует из п. 25, органы местного самоуправления вправе выполнять следующие функции по реализации мероприятий, связанных с предоставлением социальных выплат, на основании соглашений, заключенных с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края: а) вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке; б) разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат; в) ведение реестров выданных свидетельств.
В соответствии с п. 23 Порядка приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
По смыслу п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
На основании п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из пояснений ответчика Самохвалова С.Н. следует, что ему как участнику Программы на строительство индивидуального жилого дома в с. Александровский Завод было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома в размере <данные изъяты> руб. В соответствии с условиями Программы, с которыми он был ознакомлен, начал строительство нового дома, заключив договоры на поставку строительных, по которым были выданы денежные средства. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ, после завершения строительства им был получен новый технический паспорт на строение <адрес>, площадь которого составила 79,8 кв.м., при этом, указал на имеющиеся в паспорте неточности в указании даты постройки жилого дома, а именно, ошибочно год ввода в эксплуатацию жилого дома указан 1996 год. ДД.ММ.ГГГГ им получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на указанный объект. Сведения о выполнении им мероприятий Программы были направлены ответственным лицом администрации по форме согласно приложению к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края в декабре 2013 года (л.д., ). Указывает, что каких-либо нарушений со стороны участника мероприятий по улучшению жилищных условий ни администрацией муниципального района «Александорово-Заводский район», ни Министерством сельского хозяйства Забайкальского края установлено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В рамках проведенной истцом проверки, а также судом установлено, что по адресу: <адрес>, находится жилой дом старой застройки. Являясь с 2004 года собственником указанного дома, площадью 74,1 кв.м. (л.д. ), ФИО2 вступил в Программу по улучшению жилья, однако, как того требовали условия предоставления последнему средств на строительство нового жилья, строительство нового дома ФИО2, не велось, что подтверждается представленной в материалы дела копией технического паспорта, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ, из которой видно, что на дату составления технического паспорта, указанное выше строение стоит из литера А - жилой дом, 1996 года постройки и литера А1 - пристрой, 2013 года постройки, общая площадь жилого дома <данные изъяты> кв.м. (л.д. 13-20). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, выданное заместителем Главы сельского поселения «Александрово-Заводское» Свидетель №1, содержит сведения о разрешении ввод в эксплуатацию жилого дома общей площадью 86,7 кв.м, при этом в п.2.1 разрешения общая площадь вводимого в эксплуатацию объекта 79,8 кв.м. (л.д. 11-13). Согласно техническому паспорту на жилой дом площадь возведенной пристройки литер А1 составляет 24 кв. м. (л.д.20).
Таким образом, ФИО2, использована выплата на строительство не 72 кв. м жилья, а на строительство 24 кв. м.
Рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории <адрес> для расчета размера социальных выплат на 2012 год, была установлена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и составляла 15129 руб. (л.д.).
Согласно расчету, предоставленному истцом, размер выплаты на строительство 24 кв. м жилья с учетом долевого участия участника программы в несении расходов на строительство жилья в размере 70% составляет 79229,7 руб.
Следовательно, выплата, полученная сверх указанной суммы в размере 217858,2 руб., получена с нарушением условий их предоставления.
В силу п. 35 Порядка социальные выплаты, полученные с нарушением условий их предоставления, возвращаются на счет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края с последующим их направлением по целевому назначению.
В судебном заседании доводы ответчика ФИО2, о соблюдении условий программы по строительству жилого дома не нашли своего подтверждения. Так из представленных стороной ответчика разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11- 12), технического паспорта на дом (л.д. 13-20), не следует, что ответчиком соблюдены условия Программы, в рамках которой он должен был выстроить индивидуальный жилой дом общей площадью 72 кв.м., с использованием выделенных ему средств в размере <данные изъяты> руб. и собственных средств в размере 70%. Пояснения ответчика о том, что дом полностью был перестроен, не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не являются основанием для признания соблюдения ответчиком условий Программы, так как денежные средства были получены ответчиком по условиям Программы на строительство жилого дома, а не на его ремонт, что не предусмотрено Программой, с условиями которой был ознакомлен ФИО2, вступая в нее и принимая на себя всю ответственность по ее соблюдению, в том числе путем получения свидетельства на указанную в нем сумму на строительство дома площадью 72 кв.м. В настоящее время к старому дому возведена пристройка площадью 24 кв.м., что отражено в техническом паспорте.
Иных доказательств того, что ФИО2 произведено строительство нового дома, а не была возведена к старому дому пристройка, ответчиком не представлено, как и доказательств того, что в настоящее время за ФИО2 и членами его семьи, как того требуют условия Программы, зарегистрировано право на объект недвижимости, спорный дом. Сославшись на имеющуюся в техническом паспорте на жилой дом описку в указании года постройки дома, ФИО2 отказался от представления дополнительных доказательств в обоснование своих возражений, в том числе от проведения строительной экспертизы на предмет определения года постройки дома и иных доказательств.
Возведенная ФИО2, пристройка к старому жилому дому не является доказательством соблюдения последним условий программы, для участия в которой он вступил и получил по ней <данные изъяты> руб. на строительство индивидуального жилого дома. Пристройка имеет площадь 24кв.м, вместо 72 кв.м, предусмотренных по условиям Программы. Ответчик самостоятельно изменил условия программы выстроив пристройку указанной площади, вместо нового жилого дома площадью 72 кв.м. В связи с тем, что пристройка в настоящее время функционирует, имеется технический паспорт на жилой дом, в том числе в нем зафиксирована указанная выше пристройка, денежные средства, полученные ФИО2, по программе подлежат частичному возврату.
Таким образом, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что по указанному адресу в 2013 году новый жилой дом фактически не возводился, а была лишь возведена пристройка к существующему.
Согласно п. 9 Порядка предоставления социальных выплат, возврат полученных социальных выплат в доход краевого бюджета производится получателем социальных выплат в случаях: неисполнения условий предоставления социальных выплат; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат; установления факта нецелевого использования социальных выплат.
Возврат полученных социальных выплат может быть произведен получателем социальных выплат добровольно по согласованию с министерством либо по решению суда.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В данном случае ФИО2, нецелевым образом использовал социальную выплату. Доводы ответчика являются надуманными и полностью противоречат доказательствам по делу. То обстоятельство, что социальная выплата или ее часть могли быть расходованы на ремонт жилого дома, строительство отдельного помещения никоим образом не влияет на соблюдение условий предоставления социальной выплаты, которая должна расходоваться только на приобретение готового жилья, строительство или пристройку жилого дома, то есть на улучшение жилищных условий.
Согласно ст. 9 и 10 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Ответчик ФИО2, перечисляя денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты, по договорам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, злоупотребил своим правом на получение социальной выплаты по федеральной целевой программе «Социальное развитие села на 2010-2013 годы», причинив вред государству.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По данному делу судом установлено, что вред государству причинен по вине ответчика. Социальная выплата производилась в интересах ФИО2, для улучшения жилищных условий, и он не мог не знать об условиях программы.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия с предложением, о возврате денежных средств в сумме <данные изъяты> коп., излишне полученных ответчиком по Программе, с учетом возведения пристройки к дому площадью 24 кв.м., вместо строительства дома площадью 72 кв.м. (л.д.21).
Ответчиком Самохваловым С.Н., требование истца о возврате денежных средств не исполнено.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика Самохвалова С.Н., полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку Самохвалов С.Н., не исполнил свои обязательства по соглашению сторон.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Общий срок исковой давности устанавливается ст. 196 ГК РФ в три года. В силу статьи 199 Гражданского Кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанном до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец в своих возражениях относительно пропуска исковой давности сослался на то, что факт того, что Самохваловым С.Н. были нарушены условия порядка, а именно, вместо строительства жилого помещения им была выполнена пристройка к старому дому, был выявлен в результате проведенной Министерством сельского хозяйства проверки по обращению гражданки Григорян С.В. Кроме того, в нарушение п.23 Порядка, до настоящего времени не представлено свидетельство на право собственности на спорное жилое помещение.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что согласно п.3.2 Соглашения от 22 марта 2011 года, администрация муниципального района «Александрово-Заводский район» обязана предоставлять ежемесячно до 01 числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство отчет о выполнении мероприятий Программ по форме, согласно приложению к настоящему соглашению; производит перерасчет размера средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программ, исходя из фактической стоимости 1 кв.м общей площади жилья и фактической площади жилья; обеспечивает целевое и эффективное использование средств, перечисляемых Министерством на банковские счета граждан, молодых семей, молодых специалистов (л.д. ), п.4.1
Соглашения, с учетом внесенных в него дополнительным соглашением от 29 апреля 2012 года, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, сведения о выполнении участниками Программы ее условий, в установленные ею сроки проверяется и контролируется должностным лицом, ответственным за реализацию мероприятий Программы (п. 3.2. Соглашения) (л.д. ), и направляется в виде отчета по форме, которая не предусматривает направления копий документов, представленных участниками программы в качестве доказательств выполнения ими всех предусмотренных условий (л.д.
), отчет носит формальный характер, с указанием суммы выделенных по Программе средств, состав семьи и площади введенного в эксплуатацию
жилого помещения (л.д. ), при этом дополнительная проверка и
оценка доказательств стороной истца не проводилась.
Согласно части первой статьи 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
О том, что участником Программы Самохваловым С.Н. были нарушены ее условия, истцу стало известно только после проведенной проверки, а именно, получения по запросу после обращения Григорян, копий документов, представленных Самохваловым С.Н. в администрацию района в качестве доказательств выполнения им условий мероприятий по улучшению жилищных условий, ранее истец не мог провести оценку документов по причине их отсутствия в Министерстве сельского хозяйства. Ответчиком не представлено доказательств обратного.
П.23 Порядка предусмотрено, что приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. Указанное условие стороной ответчика до настоящего времени также не выполнено, в связи с чем, ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности со стороны истца, подлежит отклонению, срок подачи иска в суд не является пропущенным.
В связи с удовлетворением требований истца и освобождением его от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд на основании ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 5378,58 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства Забайкальского края к Самохвалову Сергею Николаевичу о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Самохвалова Сергея Николаевича в пользу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края <данные изъяты>
Взыскать с Самохвалова Сергея Николаевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия
решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло