Решение по делу № 2-702/2024 (2-13341/2023;) от 07.11.2023

                                                                                                Дело

                                                                               

                                                РЕШЕНИЕ

                        

ДД.ММ.ГГ. Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Викторовой Ж.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чернышева И. А. к Министерству социального развития Московской области об установлении факта нарушения прав по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50% со стороны должностных лиц управления социального развития Министерства социального развития Московской области, обязании предоставить компенсацию расходов на оплату жилого помещения в размере 50% (ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в соответствии с наименованием предоставляемой услуги с ДД.ММ.ГГг., компенсации морального вреда,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Истец в обоснование иска указал, что он, Чернышов И. А., является ветераном боевых действий, зарегистрирован по месту жительства: <адрес>. Имеет в общей долевой собственности с супругой квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГ через портал государственных и муниципальных услуг Московской области истец направил заявление на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ «О ветеранах» (ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в соответствии с наименованием предоставляемой услуги).

ДД.ММ.ГГ получил отказ в предоставлении компенсации решением окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области. Отказ в соответствии с названным решением обусловлен следующей причиной: отсутствие у заявителя права на получение Государственной услуги.

В пояснении к решению указано, что ему отказано в предоставлении услуги, в связи с несоответствием категориям лиц, имеющих право на получение услуги.

Компенсация по ЖКХ гражданам льготных категорий предоставляется по месту постоянной регистрации в Московской области.

Истец указал, что в соответствии со статьей 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

Таким образом, Закон о ветеранах однозначно устанавливает, что льготная категория «ветеран боевых действий» имеет право на получение запрашиваемой компенсации.

По существу необоснованного решения об отказе, ДД.ММ.ГГ в адрес министерства социального развития Московской области истцом была направлена жалоба. Ответ поступил по электронной почте ДД.ММ.ГГ.

В полученном ответе, ссылаясь на многочисленные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Московской области, указано, что имея место жительства в <адрес>, предоставить в настоящее время компенсацию по оплате за жилое помещение и взноса на капитальный ремонт по месту пребывания в Московской области в соответствии с законодательством Московской области не представляется возможным.

    В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Указал, что в соответствии абзацем 3 статьи 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» установлено, что Российской Ф. как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

Как видно из представленных норм права, законом однозначно определено, что меры социальной поддержки должны предоставляться вне зависимости от места регистрации и места жительства, основными условиями предоставления компенсации являются отнесение гражданина к льготной категории, наличие правовых оснований для проживания в жилом помещении и факта своевременной оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Учитывая все обстоятельства, считает, что окружным управлением социального развития Министерства социального развития Московской области и Министерством социального развития Московской области нарушены его права на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренной статьей 16 Закона о ветеранах.

Указал, что по адресу регистрации по месту жительства компенсацию не получаю. Коммунальные услуги за находящуюся в собственности квартиру оплачивает своевременно, задолженности не имеет.

Указал, что действиями должностных лиц он получил моральный вред, выразившийся нравственными страданиями и переживаниями.

На основании вышеизложенного, просил признать факт нарушения его прав по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов со стороны должностных лиц управления социального развития Министерства социального развития Московской области и Министерством социального развития Московской области.

Просил обязать    Министерство    социального    развития    Московской области предоставить компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов (ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в соответствии с наименованием предоставляемой услуги) с ДД.ММ.ГГ.

Обязать    Министерство социального развития    Московской области выплатить ему 10000 (десять тысяч) рублей в качестве компенсации морального вреда.

Истец исковые требования в суде поддержал.

Представитель ответчика с иском не согласился. Представил письменные возражения.

Представитель 3-его лица Министерства экономики и финансов Московской области в суд не явился, извещен.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Данное толкование закона предусмотрено судебной практикой Верховного Суда РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.07.2019г. -КГ19-31).

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 12.0.1.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов.

Согласно ст. 23.2 указанного Закона Р. Ф. передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Законом Московской области от ДД.ММ.ГГ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (далее Закон Московской области N 36/2006-ОЗ) устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым, в том числе, относятся ветераны боевых действий в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии с преамбулой данного Закона он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительство в Московской области.

В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" ветераны боевых действий (п. 34 ст. 1) имеют право, в том числе, на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение); лица, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления имеют право на ежемесячную денежную компенсация в размере 50 процентов, стоимости платы за твердое топливо при наличии печного отопления и транспортных услуг для его доставки; стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.

Статьей 1.1 названного Закона действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Статьями 1, 2 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области от ДД.ММ.ГГ N 1235/52 предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим местожительства в Московской области.

    Таким образом, указанной нормой законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.

В целях реализации данного Закона Правительством Московской области, Министерством социальной защиты Московской области, предусмотрен ряд организационно-учетных правил, в соответствии с которыми обязательным условием признания за гражданином права на получение мер социальной поддержки является наличие у него регистрации как доказательство проживания на законных основаниях на территории Московской области.

    Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец является ветераном боевых действий, что подтверждается копией его удостоверения, удостоверение выдано бессрочно и действует на территории всей Российской Федерации (л.д. 11).

    Материалами дела подтверждается, что истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 12-15).

    Истец указал, что он проживает с семьей по данному адресу и пользуется коммунальными услугами и оплачивает их в полном объеме, что подтверждается копиями платежных документов.

    Доказательств обратного, суду не представлено.

    Истец указал, что иногда проживает в Москве по месту регистрации, но собственником квартиры в Москве по адресу: <адрес>, не является и льготами по оплате жилья не пользуется, что подтверждается Единым жилищным документом (л.д. 25).

    Суд пришел к выводу, что он имеет право в соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГ N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" на предоставление мер поддержки в виде компенсации    расходов на оплату жилых помещений в размере 50%.

Истец просил назначить ему ежемесячную денежную компенсацию (ЕДК) с даты обращения к ответчику с ДД.ММ.ГГ на которое ему было в удовлетворении обращения отказано.

Данное требование также подлежит удовлетворению.

Следует признать факт нарушения прав истца на получение льготной оплаты жилья в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГ. и обязать ответчика предоставить истцу данную льготу с ДД.ММ.ГГ.

Ввиду нарушения неимущественных прав истца по Закону «О ветеранах» следует взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявления о компенсации морального вреда в размере, превышающем взысканную судом денежную сумму, истцу к ответчику следует отказать.

С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

                                                  РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Установить факта нарушения прав Чернышева И. А. по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50% со стороны должностных лиц управления социального развития Министерства социального развития Московской области.

Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Чернышеву И. А. компенсацию расходов на оплату жилого помещения по адресу: <адрес> размере 50% (ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в соответствии с наименованием предоставляемой услуги, начиная с ДД.ММ.ГГг.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области за счет средств Министерства экономики и финансов Московской области в пользу Чернышева И. А. ( <адрес> ДД.ММ.ГГ компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявления о компенсации морального вреда в размере, превышающем взысканную судом денежную сумму, истцу к ответчику отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                            Т.В. Сорокина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ

2-702/2024 (2-13341/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернышов Иван Александрович
Ответчики
Министерство социального развития Мос обл Окружное управление социального развития № 3 Министерства социального развития Московской области
Другие
Министерство экономики и финансов Московской области
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Сорокина Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
luberetzy.mo.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024Дело оформлено
12.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.12.2024Судебное заседание
23.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее