Дело № 92RS0003-01-2018-004477-52
Производство № 2-748/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием истца – Малярчука А.Н.,
представителя истца – Куревлева О.Г.,
представителей ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) – Новиковой Н.В., Дыбовой С.Н., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Малярчука Александра Николаевича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о понуждении произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит:
- признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) за исх. М-3238-11 от 21 ноября 2018 года об отсутствии права Малярчука А.Н. на исчисление размера пенсии с учетом норм Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
- признать за Малярчуком Александром Николаевичем право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
- обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное) произвести перерасчет пенсии с применением положений Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также осуществить выплату недополученной пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу отказано в перерасчете пенсии с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ, со ссылкой на отсутствие в паспорте регистрации по состоянию на 18 марта 2014 года. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, поскольку факт его постоянного проживания на территории г. Севастополя подтверждается совокупностью доказательств, в том числе, по состоянию на 18 марта 2014 года был установлен судом, он признан гражданином РФ на основании ст. 5 Договора между РФ и Республикой Крым и образования в составе РФ новых субъектов от 18 марта 2014 года, в связи с чем к нему применяются положения указанного федерального закона №208-ФЗ.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, сославшись на письменные возражения, представленные ранее.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел кследующим выводам.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за назначением пенсии, пенсия назначается с 01 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано в период с 01 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 11 апреля 2016 года истец обратился в Управление с заявлением о назначении ему страховой пенсии по инвалидности. По представленным истцом документам последнему с 29 февраля 2016 года назначена страховая пенсия по инвалидности в размере <данные изъяты> руб.
В порядке ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с достижением истцом возраста 60 лет, с 04 сентября 2018 года ему была назначена страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении пенсионного органа, исходя из страхового стажа истца на 01 января 2002 года - 18 лет 1 месяц и 13 дней и отношения заработков - 1,322 (ограничение отношения по закону — 1,2), поскольку согласно ст.11 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж с 01 января 2002 года учитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФИО2 являлся гражданином Украины, что подтверждается его паспортом гражданина Украины серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Ленинским РО УМВД Украины в г. Севастополе.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 30 марта 2015 года, вступившим в законную силу 05 мая 2015 года, установлен факт постоянного проживания Малярчук А.Н. на территории города федерального значения Севастополя в период с февраля 2000 года по дату вынесения решения, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года, в целях получения им гражданства Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации на имя Малярчука А.Н. он выдан последнему 14 сентября 2015 года, а зарегистрирован истец по месту жительства в городе Севастополе с 19 января 2017 года - гор. Севастополь, <адрес>.
Вместе с тем, обстоятельства того, что в выданном истцу паспорте гражданина Российской Федерации стоит отметка о его регистрации с 19 января 2017 года, не указывает на то, что он прибыл в Российскую Федерацию на территорию города Севастополя в январе 2017 года.
Как следует из трудовой книжки серии № на имя Малярчука А.Н., он с июля 2005 года по апрель 2014 года осуществлял трудовую деятельность на территории города Севастополя.
Вступившим в законную силу решением суда от 30 марта 2015 года установлено, что Маляруком А.Н. подтвержден факт постоянного проживания в городе Севастополе с февраля 2000 года по 30 марта 2015 года, что подтверждается письменными доказательствами: договором купли-продажи земельного участка от 16 декабря 1999 года супругой истца; государственным актом от 04 мая 2000 года; адресным листком убытия; справкой, выданной 24 мая 2014 года председателем квартального комитета <данные изъяты> ФИО9; приказом о приеме на работу от 04 июля 2005 года и трудовой книжкой №; справкой, выданной 30 января 2004 года ООО «<данные изъяты>»; медицинскими документами, представленными заявителем; почтовыми конвертами; ходатайством о прекращении уголовного дела от 21 мая 2014 года и постановлением Ленинского районного суда г.Севастополя от 21 мая 2014 года.
Как указал истец, с 2000 года он проживал в доме, который они построили на принадлежащем супруге земельном участке. Однако этот дом не был своевременно введен в эксплуатацию. Вместе с тем, никогда с территории города Севастополя не выезжал. Кроме того, факт постоянного проживания Малярчука А.Н. на территории гор. Севастополя подтверждается его участием в качестве потерпевшего в уголовном деле, рассматриваемом Ленинским судом города Севастополя в 2012 году, и фактом направления корреспонденции по адресу – гор. Севастополь, <адрес>.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Одно из направлений такой интеграции - включение новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, в том числе в систему пенсионного обеспечения, конечной целью которого являлся переход к назначению пенсий, пособий, предоставлению мер социальной поддержки населению новых субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11). При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 ноября 2017 года N 33-П, был введен запрет снижения размера пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года (часть 3 статьи 11 этого же Федерального конституционного закона), исходя из того, что принятое после указанной календарной даты законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 года.
Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях (часть 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона при обращении граждан, указанных в части 1 его статьи 1, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Поскольку обязательное пенсионное страхование на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации введено с 1 января 2015 года, то указанный Федеральный закон предписал исходить из того, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в том числе за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4 статьи 5).
Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на которых не распространяется особый порядок назначения и исчисления размера страховой пенсии, предусмотренный Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется в общем порядке в соответствии с иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе предусматривающими, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (часть 1 статьи 12.1 Федерального закона 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации гарантировать всем гражданам Российской Федерации, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, реализацию права на пенсионное обеспечение.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05 декабря 2019 года N 3279-О "По жалобе гражданина Малярчука Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом право на пенсию не пересматривается, а перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
При обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на 31 декабря 2014 года, за перерасчетом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по 31 декабря 2014 года включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с 1 января 2015 года.
Вышеуказанные нормы специального закона предусматривают право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, на получение пенсий, пособий, предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт постоянного проживания Малярчука А.Н. на территории города Севастополя с февраля 2000 года, в том числе и по состоянию на 18 марта 2014 года, имеются основания для перерасчета пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона N 208-ФЗ.
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 29 апреля 2014 года №69п на территории города Севастополя было создано государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (далее — УПФР в г. Севастополе (межрайонное)) и утверждено Положение о его деятельности.
Согласно указанному Положению за Управлением пенсионного фонда России в г. Севастополе (межрайонное) закреплены следующие полномочия: установление пенсий, пособий и иных социальных выплат; прием, проверка, обработка и учет документов для установления, начисления и выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат; принятие решений (распоряжений) об установлении либо в отказе в установлении пенсий, пособий и иных социальных выплат, о приостановлении, прекращении, возобновлении и восстановлении выплат; проведение массового перерасчета пенсий и социальных выплат в связи с их увеличением и (или) индексацией в автоматизированном режиме и т.д.
Таким образом, надлежащим лицом, уполномоченным принимать решения по пенсионному обеспечению, является только Управление пенсионного фонда России в г. Севастополе (межрайонное).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) обоснованы, а следовательно подлежат удовлетворению, поскольку истец относится к числу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Малярчук Александра Николаевича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о понуждении произвести перерасчет страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) за исх. М-3238-11 от 21 ноября 2018 года об отсутствии права Малярчука А.Н. на исчисление размера пенсии с учетом норм Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Признать за Малярчуком Александром Николаевичем право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии Малярчука Александра Николаевича, 04 сентября 1958 года рождения, с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 29 февраля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 17.03.2020.
Председательствующий –