дело № 12-54/2016
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево, Республики Коми 14 июня 2016 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Родионов А.В.,
при секретаре Шучалиной А.А.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Пименова М.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации муниципального района «Прилузский» на решение мирового судьи,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 20.04.2016 юридическое лицо - администрация муниципального района «Прилузский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 17 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, представитель администрации обратился в Прилузский районный суд с жалобой, в которой указал, что представление органов ГИБДД не исполнено администрацией муниципального района «Прилузский» по объективным причинам, поскольку <адрес> не относится к автомобильной дороге местного значения, за которую несет ответственность муниципальный район. Согласно реестру наименования улиц, расположенных в границах муниципального образования сельского поселения «Объячево», утвержденного постановлением администрации сельского поселения от 02.10.2015 № <адрес> муниципального образования сельского поселения «Объячево». <адрес> в реестре имущества муниципального образования муниципального района «Прилузский» отсутствует. Собственником <адрес> является муниципальное образование сельского поселения «Объячево», которое в рамках «благоустройства» осуществляет содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения общего пользования. Между администрацией муниципального района «Прилузский» и администрацией сельского поселения «Объячево» соглашение о передаче части полномочий по содержанию <адрес> не заключалось, в связи с чем, полномочия по содержанию данной улицы у администрации муниципального района «Прилузский» отсутствуют.
В судебном заседании представитель юридического лица на доводах жалобы настаивает.
Выслушав мнение представителя юридического лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением, в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, указано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Требования стандарта являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 «Область применения» ГОСТа Р 50597-93, все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального района «Прилузский», ответственная по содержанию <адрес>, не исполнила требование предписания ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от 16.03.2016 о ликвидации искажения покрытия в виде гребневых возвышений и занижений, образовавшихся на проезжей части по <адрес>.
Совершение юридическим лицом административного правонарушения наряду с протоколом об административном правонарушении подтверждается:
- актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии <адрес> от 16.03.2016 (л.д. 6-11),
- предписанием от 16.03.2016 о ликвидации искажения покрытия в виде гребневых возвышений, занижений образовавшихся на проезжей части по <адрес> напротив домов под № и устранении выявленных нарушений в течение 5 суток (л.д. 5),
- актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии <адрес> от 23.03.2016 (л.д. 12-28).
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что суду не было представлено доказательств, подтверждающих своевременное и эффективное принятие всех возможных мер по исполнению предписания в установленный срок, вина юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения имеется.
Доводы представителя юридического лица о том, что установленную законом ответственность должно нести иное юридическое лицо – администрация сельского поселения «Объячево», были надлежащим образом проверены судом первой инстанции и своего подтверждения не нашли.
Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ даны основные понятия, по которой «Автомобильная дорога» - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
«Дорожная деятельность» - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
«Содержание автомобильной дороги» - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 9, 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Улично-дорожная сеть в границах сельского поселения «Объячево» является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что автомобильные дороги села Объячево по классификации, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно Приказу Минфина России от 16.12.2013 N 121н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" по подразделу 0503 "Благоустройство" подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, содержатся следующие понятия: "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии".
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пунктам 1, 6, 11 части 1, части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативно-финансовых затрат на капитальные ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 ст. 13 статьи Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Доводы представителя юридического лица о том, что <адрес> не является автомобильной дорогой, поскольку не имеет технического паспорта и находится в ведении сельского поселения, которое в рамках программы благоустройства территории села должно было содержать данную улицу, по мнению суда, основаны не неправильном толковании законодательства.
В материалах дела не имеется и суду не представлено никаких нормативно-правовых актов о передаче администрации сельского поселения «Объячево» полномочий по дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Следовательно, полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них к вопросам местного значения поселения не относятся. Данные полномочия в соответствии с положением ст. 14 Федерального Закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, Законом Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми».
Доводы жалобы о том, что согласно Реестру, <адрес> находится в собственности сельского поселения, является несостоятельным, поскольку данный документ представляет собой перечень улиц, которые расположены в границах сельского поселения.
Отсутствие технического паспорта у <адрес>, обусловленное недостаточным финансированием бюджетных расходов, не свидетельствует о том, что данная улица не является автомобильной дорогой, поскольку она соответствует определению «дороги», данным законодателем. При этом отсутствие технического паспорта данной улицы, является причиной не постановки улицы, как автомобильной дороги, на баланс администрации муниципального района «Прилузский».
До настоящего времени и на момент совершения административного правонарушения в обязанность администрации сельского поселения «Объячево» входило только благоустройство территории села Объячево.
Доводы жалобы о том, что искажение покрытия в виде колеи, неровностей, образовавшихся в снежном накате на проезжей части <адрес> администрации сельского поселения «Объячево» должна была устранить за счет бюджетных средств, предназначенных на благоустройство, являются несостоятельными, поскольку указанная деятельность не относится к благоустройству, а относится к безопасности дорожного движения, поскольку требования ГОСТа Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, направлены на обеспечение безопасного передвижения участников дорожного движения.
Кроме того, в данном случае в действиях администрации сельского поселения «Объячево» имело бы место нецелевое расходование бюджетных средств, так как согласно приказу Минфина России от 16.12.2013 N 121н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н", расходы на осуществление дорожной деятельности, не подлежат отражению в подразделе 0503 "Благоустройство".
Поскольку полномочия по дорожной деятельности, в том числе содержанию автомобильных дорог с 01 января 2015 года переданы администрации муниципального района «Прилузский», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагалось на данное юридическое лицо, которое, по мнению суда, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, не исполнило предписание, за что было привлечено к установленной законом ответственности.
Таким образом, факт совершения администрацией муниципального района «Прилузский» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными мировым судьей в совокупности с другими материалами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, вывод о виновности администрации муниципального района «Прилузский» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Оснований для переоценки установленных судом фактических обстоятельств дела, не имеется.
Из изложенного следует, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Существенных нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи с чем, законных оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 20 апреля 2016 года, вынесенное в отношении юридического лица – администрации муниципального района «Прилузский» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя администрации муниципального района «Прилузский» без удовлетворения.
Судья А.В. Родионов