Решение по делу № 2-2170/2023 от 08.12.2022

                                                                         УИД 32RS0027-01-2022-006680-40

Дело № 2-2170/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года                                                                                           гор. Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи                                                                Сочень Т.Ю.,

при секретаре                                                                                            Нехаевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрович Галины Васильевны к Брянской городской администрации, Правительству Брянской области о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

Истец Петрович Г.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что во время весеннего паводка с 15 апреля 2022 года ее домовладение, расположенное <адрес>, находилось в зоне затопления. Дом не узаконен, т.к. находится в реконструированном состоянии, на основании чего ей было отказано в выплатах. На основании изложенного Петрович Г.В. просила суд признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека: Петрович Галины Васильевны, Петрович В.В., Заозерского Д.Е., Заозерской О.Г., З.А., З.А. и З.Д.; обязать Брянскую городскую администрацию выплатить Петрович Галине Васильевне 10 000 руб. – сумма нанесенного ущерба по результатам осмотра дома и акта обследования, взыскать с Брянской городской администрации в пользу Петрович Галины Васильевны, компенсацию морального вреда 100 000 руб. Из письменных дополнительных обоснованиях иска Петрович Г.В. следует, что она совместно с Петровичем В.В., Заозерским Д.Е., Заозерской О.Г., З.А., З.Д., З.А. постоянно зарегистрирована и проживает <адрес>, в связи с чем, они имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека, предусмотренной п.п. в п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.

Представитель ответчика Брянской городской администрации и третьего лица Бежицкой районной администрации г. Брянска Березовская Н.И. в письменном отзыве, имеющемся в материалах дела, исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность отказа в выплате истцу единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого помещения (дома), поврежденного в результате весеннего половодья в 2022 году, поскольку Петрович Г.В. не были представлены документы, подтверждающие ее право собственности (2/5 доли в общей долевой собственности) на фактически существующий дом, общей площадью 250 кв.м. взамен дома 1959 г. строительства, общей площадью 26,9 кв.м. Доказательств, подтверждающих причинение физических или нравственных страданий, истцом не представлено, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству пояснила, что выплату единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека осуществляет Правительство Брянской области.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела к участию в деле были привлечены в качестве соответчика Правительство Брянской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора: Петрович В.В., Заозерский Д.Е., Заозерская О.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З.А., З.А., З.Д., Бежицкая районная администрация г. Брянска, Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, МКУ «Управление по делам ГОЗНТЧС города Брянска», ГУ МЧС России по Брянской области, Департамент региональной безопасности Брянской области, Департамент финансов Брянской области, Департамент социальной политики и занятости населения Брянской области.

Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся в судебное заседание истца Петрович Г.В., представителя истца Сергеевой С.В., представителей ответчиков Брянской городской администрации, Правительства Брянской области, третьих лиц Петровича В.В., Заозерского Д.Е., Заозерской О.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З.А., З.А., З.Д., представителей третьих лиц: Бежицкой районной администрации г. Брянска, Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, МКУ «Управление по делам ГОЗНТЧС города Брянска», ГУ МЧС России по Брянской области, Департамента региональной безопасности Брянской области, Департамента финансов Брянской области, Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки в судебное заседание.

Определением Советского районного суда г. Брянска от 05.07.2023 г. исковые требования Петрович Г.В. в части признания права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека: Петрович В.В., Заозерского Д.Е., Заозерской О.Г., З.А., З.А. и З.Д., на основании абзаца 4 статьи 222 Гражданского процессуального коде РФ, оставлены без рассмотрения.

Изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Постановление Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 утверждены утверждении Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Настоящие Правила, согласно пункту 1 устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 указанных Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Правовые основы деятельности органов государственной власти Брянской области в сфере защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций, организации Брянской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлены Законом Брянской области от 30.12.2005 N 122-З "О защите населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В соответствии со статьей 2 Закон Брянской области от 30.12.2005 N 122-З, Правительство Брянской области принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Брянской области, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Брянской области утвержден Постановлением Правительства Брянской области от 08.04.2013 N 3-п. На момент возникновения спорных правоотношений действовала ред. от 14.03.2022 (начало действия редакции - 18.03.2022, окончание действия редакции - 23.09.2022).

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации предусмотрен Постановлением Брянской городской администрации от 14.12.2018 № 3905-п.

В соответствии с пунктом 1.3 вышеуказанного Постановления (ред. от 13.06.2019, начало действия редакции - 13.06.2019, окончание действия редакции - 23.03.2023), бюджетные ассигнования резервного фонда Брянской городской администрации (далее - резервный фонд) используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе:

мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

мероприятий по ликвидации локальных чрезвычайных ситуаций на объектах организаций, имущество которых находится в муниципальной собственности города Брянска, и их последствий;

проведение поисковых, аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

приобретение специального оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, продуктов питания, топлива для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

оказание единовременной материальной помощи гражданам, чьи жилые помещения, находящиеся в их собственности, пострадали от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведение ремонтных работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и восстановительных работ по ликвидации их последствий;

проведение экстренных противоэпидемических мероприятий (в случае недостаточности средств, выделенных органами исполнительной власти Брянской области);

оплата судебных расходов органов местного самоуправления города Брянска, отраслевых (функциональных) и территориальных органов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;

выплаты по решению судов, предъявленные к органам местного самоуправления города Брянска, отраслевым (функциональным) и территориальным органам исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;

исполнение судебных решений по искам к муниципальной казне и (или) субсидиарной ответственности муниципальных учреждений города Брянска;

организация мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий;

создание и восполнение резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

другие непредвиденные расходы по решению вопросов местного значения.

В Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 14.12.2018 N 3905-п (в редакции постановления Брянской городской администрации от 13.06.2019 N 1896-п) Постановлением Брянской городской администрации от 16.03.2023 N 835-п "О внесении изменений в Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации" внесены следующие изменения:

Пункт 1.3 изложить в следующей редакции:

"1.3. Бюджетные ассигнования резервного фонда Брянской городской администрации (далее - резервный фонд) используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе:

1.3.1. Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций муниципального характера, а также локального характера на объектах организаций, имущество которых находится в муниципальной собственности города Брянска:

а) проведение аварийно-спасательных работ и неотложных аварийно-восстановительных работ в зоне чрезвычайной ситуации по перечню согласно приложениям NN 18, 19 к настоящему Порядку;

б) приобретение специального оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, продуктов питания, топлива для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

в) оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека;

г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50,0 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100,0 тыс. рублей на человека;

д) выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью (тяжкий или средней тяжести вред - 400,0 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200,0 тыс. рублей на человека);

е) выплата единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1,0 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

ж) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для граждан, жизнедеятельность которых нарушена в местах их постоянного проживания (из расчета за временное размещение - до 913 рублей на человека в сутки, за питание - до 415 рублей на человека в сутки).

Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений расходы на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека, не были включены в перечень непредвиденных расходов, для финансового обеспечения которых используются бюджетные ассигнования резервного фонда Брянской городской администрации.

С учетом изложенного, исковые требования Петрович Г.В. к Брянской городской администрации о взыскании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования Петрович Г.В. о взыскании с Брянской городской администрации единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого помещения (дома), поврежденного в результате весеннего половодья в 2022 году, в размере 10 000 рублей, суд руководствуется изложенными выше правовыми нормами, а также следующим.

В соответствии с п. 3.1 вышеуказанного Постановления (ред. от 13.06.2019, начало действия редакции - 13.06.2019, окончание действия редакции - 23.03.2023), если в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий пострадали жилые помещения граждан, собственниками которых они являются, граждане не позднее 15 рабочих дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются к главе районной администрации с просьбой об оказании единовременной материальной помощи. Районная администрация обобщает все обращения пострадавших граждан и обращается к Главе Брянской городской администрации с просьбой об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи гражданам, чьи жилые помещения, находящиеся в их собственности, пострадали от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общий срок подготовки обращения главой районной администрации города Брянска составляет не более 20 рабочих дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Согласно п. 3.2. указанного Постановления по поручению Главы Брянской городской администрации обращение рассматривается Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Брянска (далее - Комиссия). Руководители организаций и главы районных администраций города Брянска в последующие 15 дней представляют в Комиссию следующие документы: смету-заявку потребности в денежных средствах (включая финансово-экономическое обоснование расходов) на оказание помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку; список граждан, чьи жилые помещения, находящиеся в их собственности, получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, на получение единовременной материальной помощи согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку; акты обследования на каждый пострадавший объект с указанием характера и объемов разрушений (повреждений) с приложением смет на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по каждому объекту (по каждому жилому помещению) согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку; копии документов, свидетельствующих о праве собственности (балансовой принадлежности) на пострадавший объект (жилое помещение), или выписка из Единого государственного реестра недвижимости; справки, подтверждающие факт возникновения чрезвычайной ситуации, от Главного управления МЧС России по Брянской области; справку о факте возникновения неблагоприятных погодных явлений от Брянского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; фотодокументы, представленные оперативной группой главного управления МЧС России по Брянской области, выезжавшей на место происшествия. Списки граждан формируются на основании обращений и комиссионных актов обследований. Обращения хранятся в районной администрации города Брянска и при необходимости представляются в Комиссию. По истечении установленных сроков документы к рассмотрению не принимаются

Пункт 3.3. Постановления устанавливает, что оказание финансовой помощи на возмещение ущерба гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, производится с учетом стоимости материалов и прямых расходов, но не более 10000 (десяти тысяч) рублей на одно жилое помещения. В случае долевого владения жилым помещением финансовая помощь распределяется равными долями между собственниками.

Согласно п. 3.4. Постановления по результатам рассмотрения обосновывающих документов оформляется решение Комиссии в форме протокола с рекомендациями о правомерности и целесообразности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении. В случае положительной рекомендации о возможности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении, Управление готовит проект постановления Брянской городской об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда. В постановлении указывается общий размер используемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При использовании бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных и/или восстановительных работ на пострадавших объектах в постановлении должно быть указано пообъектное распределение средств. Основаниями для отказа в использовании бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также локальных чрезвычайных ситуаций на объектах организаций, имущество которых находится в муниципальной собственности города Брянска, являются: отсутствие или недостаточность бюджетных ассигнований резервного фонда в текущем финансовом году; обращение организаций об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение аварийно-восстановительных и/или восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, не относящихся в соответствии с действующим законодательством к чрезвычайным ситуациям; несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в 3.2 настоящего Порядка (непредставление либо неполное представление документов); представление обращения, а также документов и материалов по истечении сроков, установленных пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Порядка. При наличии хотя бы одного из указанных выше оснований для отказа в использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации оформляется решение Комиссии Протоколом в форме рекомендации о неправомерности и нецелесообразности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении. На основании Протокола Управление готовит мотивированный отказ заявителю о невозможности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении, и согласовывает в установленном порядке с Главой Брянской городской администрации. Районная администрация города Брянска на основании Протокола направляет мотивированный отказ гражданам, обратившимся к Главе районной администрации города Брянска с просьбой об оказании единовременной материальной помощи.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Петрович Г.В. 14.05.2022 г. обратилась в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о выплате единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого помещения (дома), расположенного <адрес>, поврежденного в результате весеннего половодья в период с 9.00 часов 22 апреля по 9.00 часов 30 апреля 2022 года.

Документов, подтверждающих право собственности истца на поврежденный объект недвижимости, предоставлено не было.

С аналогичными заявлениями по данному объекту обратились Заозерская О.Г. в интересах своих несовершеннолетних детей З.А., З.А., З.Д.

19.05.2022 г. в результате комиссионного обследования двухэтажного дома было установлено, что дом имеет среднюю степень повреждения: видимые волосяные трещины кладки, трещина 1,7 п.м. примыкания дома и пристройки, правоустанавливающие документы на кирпичное строение не представлены. По результатам визуального осмотра жилой дом общей площадью 250 кв.м. выполнен из кирпичной кладки силикатного кирпича с высоким цокольным этажом, согласно выписке из ЕГРН на участке должен быть жилой дом площадью 26,9 кв.м. 1959 года постройки.

Комплект документов, предусмотренный п. 3.2. постановления № 3905-п от 14.12.2018, был направлен районной администрацией в Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Брянска.

На заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Брянска от 12.07.2022 № 4 было принято решение об отказе в выплате единовременной помощи Петрович Г.В. ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности на пострадавший объект, о чем заявитель был проинформирован районной администрацией.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Для признания права собственности на объект недвижимости, возникший в результате переустройства и восстановления иного объекта, необходимо доказать создание новой вещи за счет собственных средств.

В силу положений статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из материалов дела следует, что истец Петрович Галина Васильевна является собственником 2/5 доли в праве собственности на земельный участок, кадастровый №..., расположенный <адрес>.

Собственниками по 1/5 доли указанного участка, также являются З.А., З.Д., З.А. (Выписка из ЕГРН от 04.05.2023 г.).

В пределах указанного земельного участка документально, согласно Выписке из ЕГРН, расположен единственный объект недвижимости, поставленный на кадастровой учет – жилой дом, кадастровый №..., количество этажей – 1, площадь - 26,9 кв.м., материал наружных стен: рубленные, год завершения строительства: 1959, <адрес>. Объект недвижимости находится в общей долевой собственности: Петрович Г.В. – 1/5, Петрович Г.В. – 1/5, З.А. – 1/5, З.Д. – 1/5, З.А. – 1/5.

Как следует из технического паспорта, изготовленного Межрайонным отделением по г. Брянску № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», по состоянию на <дата>, на жилой дом, расположенный <адрес>, состав объекта включает в себя: жилой дом (лит А.), 2011 года, состоящий из пеноблоков, общей площадью 120,5 кв.м., пристройки (лит. а) 2011 года, состоящей из кирпича, общей площадью 7,2 кв.м., пристройки (лит. а1), 2011 года, состоящей из пеноблоков, общей площадью 11,4 кв.м. На возведение указанных построек разрешения не предъявлено, дом находится в стадии строительства.

В данном жилом доме зарегистрированы: Петрович Галина Васильевна, Петрович В.В., Заозерский Д.Е., Заозерская О.Г., З.А., З.Д., З.А., что подтверждено сведениями отдела адресно – справочной службы УВМ УМВД России по Брянской области от 16.02.2023 г.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд, изучив предоставленные в материалы дела доказательства, с учетом положений действующего законодательства, в том числе пункта 1 статьи 235, статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Брянской городской администрации в пользу Петрович Г.В. единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого дома, ввиду фактического отсутствия объекта недвижимости (жилой дом 1959 г. постройки, площадью 26,9 кв.м.), долевым собственником которого, согласно выписке из ЕГРН, является истец, а также отсутствием подтвержденного права собственности на имеющийся в настоящее время объект недвижимости (площадью 250 кв.м.), расположенный <адрес>.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности).

Заявленные в рамках настоящего гражданского дела требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от основных о взыскании единовременной материальной помощи, в удовлетворении которых отказано.

В ходе рассмотрения дела истцом не предоставлено доказательств того, что действия ответчика повлекли для него последствия в виде нарушения личных неимущественных прав, в связи с чем, у суда не имеется законных оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Петрович Галины Васильевны к Брянской городской администрации, Правительству Брянской области о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Советского районного суда г. Брянска                                             Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 12.07.2023 г.

                                                                         УИД 32RS0027-01-2022-006680-40

Дело № 2-2170/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года                                                                                           гор. Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи                                                                Сочень Т.Ю.,

при секретаре                                                                                            Нехаевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрович Галины Васильевны к Брянской городской администрации, Правительству Брянской области о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

Истец Петрович Г.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что во время весеннего паводка с 15 апреля 2022 года ее домовладение, расположенное <адрес>, находилось в зоне затопления. Дом не узаконен, т.к. находится в реконструированном состоянии, на основании чего ей было отказано в выплатах. На основании изложенного Петрович Г.В. просила суд признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека: Петрович Галины Васильевны, Петрович В.В., Заозерского Д.Е., Заозерской О.Г., З.А., З.А. и З.Д.; обязать Брянскую городскую администрацию выплатить Петрович Галине Васильевне 10 000 руб. – сумма нанесенного ущерба по результатам осмотра дома и акта обследования, взыскать с Брянской городской администрации в пользу Петрович Галины Васильевны, компенсацию морального вреда 100 000 руб. Из письменных дополнительных обоснованиях иска Петрович Г.В. следует, что она совместно с Петровичем В.В., Заозерским Д.Е., Заозерской О.Г., З.А., З.Д., З.А. постоянно зарегистрирована и проживает <адрес>, в связи с чем, они имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека, предусмотренной п.п. в п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.

Представитель ответчика Брянской городской администрации и третьего лица Бежицкой районной администрации г. Брянска Березовская Н.И. в письменном отзыве, имеющемся в материалах дела, исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность отказа в выплате истцу единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого помещения (дома), поврежденного в результате весеннего половодья в 2022 году, поскольку Петрович Г.В. не были представлены документы, подтверждающие ее право собственности (2/5 доли в общей долевой собственности) на фактически существующий дом, общей площадью 250 кв.м. взамен дома 1959 г. строительства, общей площадью 26,9 кв.м. Доказательств, подтверждающих причинение физических или нравственных страданий, истцом не представлено, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству пояснила, что выплату единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека осуществляет Правительство Брянской области.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела к участию в деле были привлечены в качестве соответчика Правительство Брянской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора: Петрович В.В., Заозерский Д.Е., Заозерская О.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З.А., З.А., З.Д., Бежицкая районная администрация г. Брянска, Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, МКУ «Управление по делам ГОЗНТЧС города Брянска», ГУ МЧС России по Брянской области, Департамент региональной безопасности Брянской области, Департамент финансов Брянской области, Департамент социальной политики и занятости населения Брянской области.

Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся в судебное заседание истца Петрович Г.В., представителя истца Сергеевой С.В., представителей ответчиков Брянской городской администрации, Правительства Брянской области, третьих лиц Петровича В.В., Заозерского Д.Е., Заозерской О.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З.А., З.А., З.Д., представителей третьих лиц: Бежицкой районной администрации г. Брянска, Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, МКУ «Управление по делам ГОЗНТЧС города Брянска», ГУ МЧС России по Брянской области, Департамента региональной безопасности Брянской области, Департамента финансов Брянской области, Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки в судебное заседание.

Определением Советского районного суда г. Брянска от 05.07.2023 г. исковые требования Петрович Г.В. в части признания права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека: Петрович В.В., Заозерского Д.Е., Заозерской О.Г., З.А., З.А. и З.Д., на основании абзаца 4 статьи 222 Гражданского процессуального коде РФ, оставлены без рассмотрения.

Изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Постановление Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 утверждены утверждении Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Настоящие Правила, согласно пункту 1 устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 указанных Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Правовые основы деятельности органов государственной власти Брянской области в сфере защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций, организации Брянской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлены Законом Брянской области от 30.12.2005 N 122-З "О защите населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В соответствии со статьей 2 Закон Брянской области от 30.12.2005 N 122-З, Правительство Брянской области принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Брянской области, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Брянской области утвержден Постановлением Правительства Брянской области от 08.04.2013 N 3-п. На момент возникновения спорных правоотношений действовала ред. от 14.03.2022 (начало действия редакции - 18.03.2022, окончание действия редакции - 23.09.2022).

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации предусмотрен Постановлением Брянской городской администрации от 14.12.2018 № 3905-п.

В соответствии с пунктом 1.3 вышеуказанного Постановления (ред. от 13.06.2019, начало действия редакции - 13.06.2019, окончание действия редакции - 23.03.2023), бюджетные ассигнования резервного фонда Брянской городской администрации (далее - резервный фонд) используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе:

мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

мероприятий по ликвидации локальных чрезвычайных ситуаций на объектах организаций, имущество которых находится в муниципальной собственности города Брянска, и их последствий;

проведение поисковых, аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

приобретение специального оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, продуктов питания, топлива для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

оказание единовременной материальной помощи гражданам, чьи жилые помещения, находящиеся в их собственности, пострадали от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведение ремонтных работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и восстановительных работ по ликвидации их последствий;

проведение экстренных противоэпидемических мероприятий (в случае недостаточности средств, выделенных органами исполнительной власти Брянской области);

оплата судебных расходов органов местного самоуправления города Брянска, отраслевых (функциональных) и территориальных органов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;

выплаты по решению судов, предъявленные к органам местного самоуправления города Брянска, отраслевым (функциональным) и территориальным органам исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;

исполнение судебных решений по искам к муниципальной казне и (или) субсидиарной ответственности муниципальных учреждений города Брянска;

организация мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий;

создание и восполнение резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

другие непредвиденные расходы по решению вопросов местного значения.

В Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 14.12.2018 N 3905-п (в редакции постановления Брянской городской администрации от 13.06.2019 N 1896-п) Постановлением Брянской городской администрации от 16.03.2023 N 835-п "О внесении изменений в Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации" внесены следующие изменения:

Пункт 1.3 изложить в следующей редакции:

"1.3. Бюджетные ассигнования резервного фонда Брянской городской администрации (далее - резервный фонд) используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе:

1.3.1. Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций муниципального характера, а также локального характера на объектах организаций, имущество которых находится в муниципальной собственности города Брянска:

а) проведение аварийно-спасательных работ и неотложных аварийно-восстановительных работ в зоне чрезвычайной ситуации по перечню согласно приложениям NN 18, 19 к настоящему Порядку;

б) приобретение специального оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, продуктов питания, топлива для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

в) оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека;

г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50,0 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100,0 тыс. рублей на человека;

д) выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью (тяжкий или средней тяжести вред - 400,0 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200,0 тыс. рублей на человека);

е) выплата единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1,0 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

ж) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для граждан, жизнедеятельность которых нарушена в местах их постоянного проживания (из расчета за временное размещение - до 913 рублей на человека в сутки, за питание - до 415 рублей на человека в сутки).

Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений расходы на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека, не были включены в перечень непредвиденных расходов, для финансового обеспечения которых используются бюджетные ассигнования резервного фонда Брянской городской администрации.

С учетом изложенного, исковые требования Петрович Г.В. к Брянской городской администрации о взыскании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в размере 10,0 тыс. рублей на человека удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования Петрович Г.В. о взыскании с Брянской городской администрации единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого помещения (дома), поврежденного в результате весеннего половодья в 2022 году, в размере 10 000 рублей, суд руководствуется изложенными выше правовыми нормами, а также следующим.

В соответствии с п. 3.1 вышеуказанного Постановления (ред. от 13.06.2019, начало действия редакции - 13.06.2019, окончание действия редакции - 23.03.2023), если в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий пострадали жилые помещения граждан, собственниками которых они являются, граждане не позднее 15 рабочих дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются к главе районной администрации с просьбой об оказании единовременной материальной помощи. Районная администрация обобщает все обращения пострадавших граждан и обращается к Главе Брянской городской администрации с просьбой об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи гражданам, чьи жилые помещения, находящиеся в их собственности, пострадали от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общий срок подготовки обращения главой районной администрации города Брянска составляет не более 20 рабочих дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Согласно п. 3.2. указанного Постановления по поручению Главы Брянской городской администрации обращение рассматривается Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Брянска (далее - Комиссия). Руководители организаций и главы районных администраций города Брянска в последующие 15 дней представляют в Комиссию следующие документы: смету-заявку потребности в денежных средствах (включая финансово-экономическое обоснование расходов) на оказание помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку; список граждан, чьи жилые помещения, находящиеся в их собственности, получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, на получение единовременной материальной помощи согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку; акты обследования на каждый пострадавший объект с указанием характера и объемов разрушений (повреждений) с приложением смет на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по каждому объекту (по каждому жилому помещению) согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку; копии документов, свидетельствующих о праве собственности (балансовой принадлежности) на пострадавший объект (жилое помещение), или выписка из Единого государственного реестра недвижимости; справки, подтверждающие факт возникновения чрезвычайной ситуации, от Главного управления МЧС России по Брянской области; справку о факте возникновения неблагоприятных погодных явлений от Брянского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; фотодокументы, представленные оперативной группой главного управления МЧС России по Брянской области, выезжавшей на место происшествия. Списки граждан формируются на основании обращений и комиссионных актов обследований. Обращения хранятся в районной администрации города Брянска и при необходимости представляются в Комиссию. По истечении установленных сроков документы к рассмотрению не принимаются

Пункт 3.3. Постановления устанавливает, что оказание финансовой помощи на возмещение ущерба гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, производится с учетом стоимости материалов и прямых расходов, но не более 10000 (десяти тысяч) рублей на одно жилое помещения. В случае долевого владения жилым помещением финансовая помощь распределяется равными долями между собственниками.

Согласно п. 3.4. Постановления по результатам рассмотрения обосновывающих документов оформляется решение Комиссии в форме протокола с рекомендациями о правомерности и целесообразности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении. В случае положительной рекомендации о возможности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении, Управление готовит проект постановления Брянской городской об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда. В постановлении указывается общий размер используемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При использовании бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных и/или восстановительных работ на пострадавших объектах в постановлении должно быть указано пообъектное распределение средств. Основаниями для отказа в использовании бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также локальных чрезвычайных ситуаций на объектах организаций, имущество которых находится в муниципальной собственности города Брянска, являются: отсутствие или недостаточность бюджетных ассигнований резервного фонда в текущем финансовом году; обращение организаций об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение аварийно-восстановительных и/или восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, не относящихся в соответствии с действующим законодательством к чрезвычайным ситуациям; несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в 3.2 настоящего Порядка (непредставление либо неполное представление документов); представление обращения, а также документов и материалов по истечении сроков, установленных пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Порядка. При наличии хотя бы одного из указанных выше оснований для отказа в использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Брянской городской администрации оформляется решение Комиссии Протоколом в форме рекомендации о неправомерности и нецелесообразности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении. На основании Протокола Управление готовит мотивированный отказ заявителю о невозможности использования бюджетных ассигнований резервного фонда на цели, указанные в обращении, и согласовывает в установленном порядке с Главой Брянской городской администрации. Районная администрация города Брянска на основании Протокола направляет мотивированный отказ гражданам, обратившимся к Главе районной администрации города Брянска с просьбой об оказании единовременной материальной помощи.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Петрович Г.В. 14.05.2022 г. обратилась в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о выплате единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого помещения (дома), расположенного <адрес>, поврежденного в результате весеннего половодья в период с 9.00 часов 22 апреля по 9.00 часов 30 апреля 2022 года.

Документов, подтверждающих право собственности истца на поврежденный объект недвижимости, предоставлено не было.

С аналогичными заявлениями по данному объекту обратились Заозерская О.Г. в интересах своих несовершеннолетних детей З.А., З.А., З.Д.

19.05.2022 г. в результате комиссионного обследования двухэтажного дома было установлено, что дом имеет среднюю степень повреждения: видимые волосяные трещины кладки, трещина 1,7 п.м. примыкания дома и пристройки, правоустанавливающие документы на кирпичное строение не представлены. По результатам визуального осмотра жилой дом общей площадью 250 кв.м. выполнен из кирпичной кладки силикатного кирпича с высоким цокольным этажом, согласно выписке из ЕГРН на участке должен быть жилой дом площадью 26,9 кв.м. 1959 года постройки.

Комплект документов, предусмотренный п. 3.2. постановления № 3905-п от 14.12.2018, был направлен районной администрацией в Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Брянска.

На заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Брянска от 12.07.2022 № 4 было принято решение об отказе в выплате единовременной помощи Петрович Г.В. ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности на пострадавший объект, о чем заявитель был проинформирован районной администрацией.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Для признания права собственности на объект недвижимости, возникший в результате переустройства и восстановления иного объекта, необходимо доказать создание новой вещи за счет собственных средств.

В силу положений статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из материалов дела следует, что истец Петрович Галина Васильевна является собственником 2/5 доли в праве собственности на земельный участок, кадастровый №..., расположенный <адрес>.

Собственниками по 1/5 доли указанного участка, также являются З.А., З.Д., З.А. (Выписка из ЕГРН от 04.05.2023 г.).

В пределах указанного земельного участка документально, согласно Выписке из ЕГРН, расположен единственный объект недвижимости, поставленный на кадастровой учет – жилой дом, кадастровый №..., количество этажей – 1, площадь - 26,9 кв.м., материал наружных стен: рубленные, год завершения строительства: 1959, <адрес>. Объект недвижимости находится в общей долевой собственности: Петрович Г.В. – 1/5, Петрович Г.В. – 1/5, З.А. – 1/5, З.Д. – 1/5, З.А. – 1/5.

Как следует из технического паспорта, изготовленного Межрайонным отделением по г. Брянску № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», по состоянию на <дата>, на жилой дом, расположенный <адрес>, состав объекта включает в себя: жилой дом (лит А.), 2011 года, состоящий из пеноблоков, общей площадью 120,5 кв.м., пристройки (лит. а) 2011 года, состоящей из кирпича, общей площадью 7,2 кв.м., пристройки (лит. а1), 2011 года, состоящей из пеноблоков, общей площадью 11,4 кв.м. На возведение указанных построек разрешения не предъявлено, дом находится в стадии строительства.

В данном жилом доме зарегистрированы: Петрович Галина Васильевна, Петрович В.В., Заозерский Д.Е., Заозерская О.Г., З.А., З.Д., З.А., что подтверждено сведениями отдела адресно – справочной службы УВМ УМВД России по Брянской области от 16.02.2023 г.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд, изучив предоставленные в материалы дела доказательства, с учетом положений действующего законодательства, в том числе пункта 1 статьи 235, статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Брянской городской администрации в пользу Петрович Г.В. единовременной материальной помощи на восстановление частного жилого дома, ввиду фактического отсутствия объекта недвижимости (жилой дом 1959 г. постройки, площадью 26,9 кв.м.), долевым собственником которого, согласно выписке из ЕГРН, является истец, а также отсутствием подтвержденного права собственности на имеющийся в настоящее время объект недвижимости (площадью 250 кв.м.), расположенный <адрес>.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности).

Заявленные в рамках настоящего гражданского дела требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от основных о взыскании единовременной материальной помощи, в удовлетворении которых отказано.

В ходе рассмотрения дела истцом не предоставлено доказательств того, что действия ответчика повлекли для него последствия в виде нарушения личных неимущественных прав, в связи с чем, у суда не имеется законных оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Петрович Галины Васильевны к Брянской городской администрации, Правительству Брянской области о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Советского районного суда г. Брянска                                             Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 12.07.2023 г.

2-2170/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петрович Галина Васильевна
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Правительство Брянской области Колчебо Г М
Департамент региональной безопасности Брянской области
Департамент Финансов Брянской области
Заозерский Алексей Дмитриевич
Бежицкая районная администрация
Заозерская Ольга Геннадьевна
МКУ управление по делам Гознтчс города Брянска
Заозерская Анастасия Дмитриевна
Заозерский Дмитрий Евгеньевич
Главное управление МЧС России Брянской области
Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства
Заозерская Дарья Дмитриевна
Петрович Владимир Владимирович
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
08.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее