Решение по делу № 2-1851/2023 от 24.01.2023

Дело № 2-1851/2023

УИД 21RS0025-01-2023-000334-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 мая 2023 г.                                                                                            город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Кузьмина А.В., его представителя Кирилловой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными решений в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии, обязании включить период в страховой стаж,

установил:

с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ, принятых к производству суда ДД.ММ.ГГГГ, Кузьмин А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными решений в части отказа во включении в стаж периода службы в армии, обязании включить период в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и недостижения пенсионного возраста. При этом ответчиком в страховой стаж истца не был включен, в том числе период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему снова было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с недостижением возраста и обращением за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста) и в соответствии с частью 1.2 той же статьи в связи с отсутствием требуемого стажа (не менее 42 лет). Указанным решением также в подсчет стажа не был включен период службы в армии.

Не согласившись с указанными решениями, истец указывает, что включение службы в армии в страховой стаж предусмотрено изменениями, введенными Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ, а именно частью 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ.

В судебном заседании истец Кузьмин А.В., его представитель Кириллова О.Е. исковые требования с учетом уточнения поддержали; представитель пояснила, что ссылка в иске на пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ является ошибочной, просит включить период службы в армии в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их представителя, представил письменные возражения относительно заявленного иска, в целом возражая против удовлетворения требований, указал, что с учетом включения периода службы по призыву на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ длительность страхового стажа составит более 42 лет, однако право на назначение пенсии возникнет у Кузьмина А.В. с ДД.ММ.ГГГГ при достижении возраста 62 лет.

Заслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно статье 3 названного закона страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Законом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в статью 8 Федерального закона N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин А.В., <данные изъяты> обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и недостижения пенсионного возраста (для мужчин 1962 года рождения - 62 года). По подсчету ответчика фактическая продолжительность страхового стажа составила <данные изъяты> При этом ответчиком в страховой стаж истца не был включен, в том числе период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему снова было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с недостижением возраста и обращением за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста) и в соответствии с частью 1.2 той же статьи в связи с отсутствием требуемого стажа (не менее 42 лет). Указанным решением также в подсчет стажа не был включен период службы в армии.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ: фактическая продолжительность страхового стажа составила 39 лет 5 месяцев 5 дней.

Как следует из решений, период службы по призыву не включен в страховой стаж истца, поскольку он не предусмотрен для включения в страховой стаж на основании части 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Согласно части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

На основании части 9 указанной статьи при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ); при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

Установлено, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, то есть спорный период имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.

Понятие "страхового стажа" было введено с 1 января 2002 года в связи вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона № 173-ФЗ и пункту 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за который начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как следует из трудовой книжки и военного билета истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву.

В период срочной службы истца в Вооруженных Силах СССР отношения в сфере пенсионного обеспечения регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, было определено, что в общий стаж работы зачитывались кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, Министерства охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел союзных республик, служба в органах милиции, пребывание военнослужащего в плену засчитывается в установленном порядке (подпункт "к").

При этом подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включались периоды службы в Вооруженных Силах РФ.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ответчика включить период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для назначения пенсии и признании незаконными оспариваемых решений в этой части.

С учетом периода службы по призыву продолжительность страхового стажа на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ составит более 42 лет.

При этом право на страховую пенсию по старости с учетом приложения 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ возникает у ФИО5 в возрасте 62 лет (отложенное право), то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд отказывает в удовлетворении требования Кузьмина А.В. о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж Кузьмина А.В. периода службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить Кузьмину А.В. <данные изъяты> в страховой стаж период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

отказать в удовлетворении искового требования Кузьмина А.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья                       А.Л. Михайлова

Мотивированное решение составлено 10 мая 2023 года.

Дело № 2-1851/2023

УИД 21RS0025-01-2023-000334-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 мая 2023 г.                                                                                            город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Кузьмина А.В., его представителя Кирилловой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными решений в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии, обязании включить период в страховой стаж,

установил:

с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ, принятых к производству суда ДД.ММ.ГГГГ, Кузьмин А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными решений в части отказа во включении в стаж периода службы в армии, обязании включить период в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и недостижения пенсионного возраста. При этом ответчиком в страховой стаж истца не был включен, в том числе период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему снова было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с недостижением возраста и обращением за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста) и в соответствии с частью 1.2 той же статьи в связи с отсутствием требуемого стажа (не менее 42 лет). Указанным решением также в подсчет стажа не был включен период службы в армии.

Не согласившись с указанными решениями, истец указывает, что включение службы в армии в страховой стаж предусмотрено изменениями, введенными Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ, а именно частью 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ.

В судебном заседании истец Кузьмин А.В., его представитель Кириллова О.Е. исковые требования с учетом уточнения поддержали; представитель пояснила, что ссылка в иске на пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ является ошибочной, просит включить период службы в армии в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их представителя, представил письменные возражения относительно заявленного иска, в целом возражая против удовлетворения требований, указал, что с учетом включения периода службы по призыву на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ длительность страхового стажа составит более 42 лет, однако право на назначение пенсии возникнет у Кузьмина А.В. с ДД.ММ.ГГГГ при достижении возраста 62 лет.

Заслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно статье 3 названного закона страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Законом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в статью 8 Федерального закона N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин А.В., <данные изъяты> обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и недостижения пенсионного возраста (для мужчин 1962 года рождения - 62 года). По подсчету ответчика фактическая продолжительность страхового стажа составила <данные изъяты> При этом ответчиком в страховой стаж истца не был включен, в том числе период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему снова было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с недостижением возраста и обращением за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста) и в соответствии с частью 1.2 той же статьи в связи с отсутствием требуемого стажа (не менее 42 лет). Указанным решением также в подсчет стажа не был включен период службы в армии.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ: фактическая продолжительность страхового стажа составила 39 лет 5 месяцев 5 дней.

Как следует из решений, период службы по призыву не включен в страховой стаж истца, поскольку он не предусмотрен для включения в страховой стаж на основании части 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Согласно части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

На основании части 9 указанной статьи при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ); при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

Установлено, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, то есть спорный период имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.

Понятие "страхового стажа" было введено с 1 января 2002 года в связи вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона № 173-ФЗ и пункту 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за который начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как следует из трудовой книжки и военного билета истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву.

В период срочной службы истца в Вооруженных Силах СССР отношения в сфере пенсионного обеспечения регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, было определено, что в общий стаж работы зачитывались кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, Министерства охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел союзных республик, служба в органах милиции, пребывание военнослужащего в плену засчитывается в установленном порядке (подпункт "к").

При этом подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включались периоды службы в Вооруженных Силах РФ.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ответчика включить период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для назначения пенсии и признании незаконными оспариваемых решений в этой части.

С учетом периода службы по призыву продолжительность страхового стажа на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ составит более 42 лет.

При этом право на страховую пенсию по старости с учетом приложения 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ возникает у ФИО5 в возрасте 62 лет (отложенное право), то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд отказывает в удовлетворении требования Кузьмина А.В. о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж Кузьмина А.В. периода службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить Кузьмину А.В. <данные изъяты> в страховой стаж период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

отказать в удовлетворении искового требования Кузьмина А.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья                       А.Л. Михайлова

Мотивированное решение составлено 10 мая 2023 года.

Дело № 2-1851/2023

УИД 21RS0025-01-2023-000334-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 мая 2023 г.                                                                                            город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Кузьмина А.В., его представителя Кирилловой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными решений в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии, обязании включить период в страховой стаж,

установил:

с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ, принятых к производству суда ДД.ММ.ГГГГ, Кузьмин А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными решений в части отказа во включении в стаж периода службы в армии, обязании включить период в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и недостижения пенсионного возраста. При этом ответчиком в страховой стаж истца не был включен, в том числе период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему снова было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с недостижением возраста и обращением за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста) и в соответствии с частью 1.2 той же статьи в связи с отсутствием требуемого стажа (не менее 42 лет). Указанным решением также в подсчет стажа не был включен период службы в армии.

Не согласившись с указанными решениями, истец указывает, что включение службы в армии в страховой стаж предусмотрено изменениями, введенными Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ, а именно частью 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ.

В судебном заседании истец Кузьмин А.В., его представитель Кириллова О.Е. исковые требования с учетом уточнения поддержали; представитель пояснила, что ссылка в иске на пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ является ошибочной, просит включить период службы в армии в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их представителя, представил письменные возражения относительно заявленного иска, в целом возражая против удовлетворения требований, указал, что с учетом включения периода службы по призыву на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ длительность страхового стажа составит более 42 лет, однако право на назначение пенсии возникнет у Кузьмина А.В. с ДД.ММ.ГГГГ при достижении возраста 62 лет.

Заслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно статье 3 названного закона страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Законом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в статью 8 Федерального закона N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин А.В., <данные изъяты> обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и недостижения пенсионного возраста (для мужчин 1962 года рождения - 62 года). По подсчету ответчика фактическая продолжительность страхового стажа составила <данные изъяты> При этом ответчиком в страховой стаж истца не был включен, в том числе период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему снова было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с недостижением возраста и обращением за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста) и в соответствии с частью 1.2 той же статьи в связи с отсутствием требуемого стажа (не менее 42 лет). Указанным решением также в подсчет стажа не был включен период службы в армии.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ: фактическая продолжительность страхового стажа составила 39 лет 5 месяцев 5 дней.

Как следует из решений, период службы по призыву не включен в страховой стаж истца, поскольку он не предусмотрен для включения в страховой стаж на основании части 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Согласно части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

На основании части 9 указанной статьи при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ); при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

Установлено, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, то есть спорный период имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.

Понятие "страхового стажа" было введено с 1 января 2002 года в связи вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона № 173-ФЗ и пункту 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за который начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как следует из трудовой книжки и военного билета истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву.

В период срочной службы истца в Вооруженных Силах СССР отношения в сфере пенсионного обеспечения регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, было определено, что в общий стаж работы зачитывались кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, Министерства охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел союзных республик, служба в органах милиции, пребывание военнослужащего в плену засчитывается в установленном порядке (подпункт "к").

При этом подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включались периоды службы в Вооруженных Силах РФ.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ответчика включить период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для назначения пенсии и признании незаконными оспариваемых решений в этой части.

С учетом периода службы по призыву продолжительность страхового стажа на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ составит более 42 лет.

При этом право на страховую пенсию по старости с учетом приложения 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ возникает у ФИО5 в возрасте 62 лет (отложенное право), то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд отказывает в удовлетворении требования Кузьмина А.В. о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж Кузьмина А.В. периода службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить Кузьмину А.В. <данные изъяты> в страховой стаж период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

отказать в удовлетворении искового требования Кузьмина А.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья                       А.Л. Михайлова

Мотивированное решение составлено 10 мая 2023 года.

2-1851/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузьмин Анатолий Валерианович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Судья
Михайлова А.Л.
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
24.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
02.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее