Председательствующий – судья Я. В.М. дело № 22-4505/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 28 июля 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Дубыниной Н.А.,
судей Запасовой А.П., Симашкевич С.В.,
при помощнике судьи Тоночакове И.В.,
с участием адвоката Дрыкова Р.В.,
прокурора Гауса А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании суда апелляционной инстанции уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя прокурора Кежемского района Красноярского края Надольского А.А. на приговор Кежемского районного суда Красноярского края от 21 мая 2020 года, которым:
Башкиров Илья Александрович, <данные изъяты> судимый:
1. 14 марта 2019 года Кежемским районным судом Красноярского края по ч. 2 ст. 228 УК РФ к лишению свободы сроком на 3 года условно, с испытательным сроком 2 года;
осужден:
- по п. «б» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ – с применением ст. 64 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы;
- по ч. 2 ст. 228 УК РФ – с применением ст. 64 УК РФ к 2 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы;
- в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, к лишению свободы сроком на 5 лет, без штрафа и ограничения свободы.
На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору от 14 марта 2019 года отменено.
В соответствии со ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору от 14 марта 2019 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет, без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
Постановлено зачесть Башкирову И.А. в счет отбытия наказания время содержания его под стражей в качестве меры пресечения с 09 декабря 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день.
По делу решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Запасовой А.П., прокурора краевой прокуратуры Гауса А.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, адвоката Дрыкова Р.В., предоставившего ордер №, просившего приговор изменить по доводам апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкиров осужден за незаконное приобретение 02 декабря 2019 года за 5 000 рублей в г. Кодинск Кежемского района Красноярского края и хранение без цели сбыта вплоть до задержания в указанный день наркотического средства <данные изъяты>, массой 1,199 грамма, то есть в крупном размере;
а также за незаконный сбыт 02 декабря 2019 года в г. Кодинск Кежемского района Красноярского края без оплаты путем передачи ФИО1 наркотического средства <данные изъяты>, массой 0,076 грамма, то есть в значительном размере.
Преступления Башкировым совершены при обстоятельствах, установленных судом и подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Башкиров свою вину в совершенных преступлениях признал в полном объеме.
В апелляционном представлении государственный обвинитель прокурор Кежемского района Красноярского края Надольский А.А., не оспаривая обоснованность осуждения и правильность квалификации действий Башкирова, просит приговор в отношении него изменить по причине чрезмерной суровости назначенного наказания.
Указывает, что суд назначил Башкирову наказание без учета положений ч. 1 ст. 62 УК РФ, поскольку ссылка в приговоре на указанную норму уголовного закона отсутствует, в то время как основания для этого имелись.
Просит смягчить назначенное Башкирову наказание.
Заслушав участников процесса, проверив и частично исследовав материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены приговора, но считает необходимым его изменить, руководствуясь следующим.
Виновность Башкирова в совершенных им при обстоятельствах, установленных судом первой инстанции и изложенных в приговоре, преступлениях подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных в судебном заседании, обоснованно признанных судом допустимыми, надлежаще оцененных в соответствии со ст. 88 УПК РФ, анализ которых приведен в приговоре, и в апелляционном представлении не оспаривается.
Допустимость положенных в основу обвинительного приговора доказательств сомнений у судебной коллегии не вызывает, поскольку они получены в установленном законом порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, в том числе, место, время, способ совершения осужденным преступных деяний, направленность умысла, установлены судом правильно и в полном объеме.
Установленные судом обстоятельства позволили суду правильно квалифицировать действия Башкирова по п. «а» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ как незаконный сбыт наркотического средства, в значительном размере; по ч. 2 ст. 228 УК РФ как незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства, в крупном размере.
Оснований для иной квалификации судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановленного по делу окончательного решения, влекущих его отмену или изменение, судебной коллегией при настоящей проверке материалов уголовного дела не установлено.
Права Башкирова как в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного разбирательства, соблюдены, защитой в лице адвоката он был обеспечен. Также соблюдены принципы равенства и состязательности сторон, что объективно подтверждается материалами уголовного дела. Судом были созданы все необходимые условия для исполнения сторонами своих обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
В судебном заседании были с согласия участников процесса оглашены показания неявившихся свидетелей, исследованы все письменные материалы дела. Данных о том, что при постановлении приговора использовались недопустимые доказательства, или сторонам было отказано в исследовании допустимых доказательств, в материалах уголовного дела не имеется.
При назначении Башкирову наказания суд первой инстанции учёл характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности виновного, в частности, то, что он работает, по месту работы характеризуется положительно, по месту жительства – удовлетворительно, учел его роль и поведение после содеянного, ходатайство ОМВД России по Кежемскому району Красноярского края, обстоятельства, смягчающие наказание, такие, как: признание вины, явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений.
Иных обстоятельств, подлежащих обязательному учету в качестве смягчающих, или могущих быть признанными таковыми, влекущих необходимость смягчения назначенного Башкирову наказания, судебная коллегия не усматривает.
Отягчающих наказание Башкирова обстоятельств судом не установлено.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств содеянного, данных о личности виновного, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для изменения категории совершенных Башкировым преступлений на менее тяжкую. Судебная коллегия также не усматривает оснований для применения в отношении осужденного положений ч. 6 ст. 15 УК РФ.
При этом суд признал наличие достаточных обстоятельств, позволяющих применить при назначении Башкирову наказания положения ст. 64 УК РФ, а именно ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих статей, что является справедливым.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о необходимости назначения Башкирову наказания, связанного с лишением свободы и с изоляцией от общества, в приговоре приведены, являются обоснованными.
При определении вида исправительного учреждения осужденному судом требования ст. 58 УК РФ соблюдены, оснований для его изменения не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым приговор изменить, поскольку, правильно установив отсутствие по делу отягчающих наказание Башкирова обстоятельств, наличие по обоим инкриминированным преступлениям смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ – явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, суд первой инстанции оставил без внимания, что при таких данных в отношении Башкирова следовало учесть положения ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Однако в нарушение требований закона суд в описательно-мотивировочной части приговора не указал о применении ч. 1 ст. 62 УК РФ, ограничивающей верхний предел наказания в виде лишения свободы, применение которой, исходя из общих правил назначения наказания, является обязательным.
Отсутствие в приговоре ссылки на ч. 1 ст. 62 УК РФ при назначении Башкирову наказания по обоим инкриминированным ему преступлениям свидетельствует о том, что суд назначил ему наказание без учета данной нормы уголовного закона, в связи с чем основное наказание как отдельно за содеянное, так и по совокупности преступлений и приговоров, подлежит смягчению.
Применение при назначении Башкирову наказания за два преступления положений ст. 64 УК РФ не исключает необходимости применения положений ч. 1 ст. 62 УК РФ, указанные нормы применяются самостоятельно, поскольку законом предусмотрены различные для этого основания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит справедливыми доводы апелляционного представления о необходимости смягчения назначенного Башкирову наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389-9, 389-13, 389-20, 389-28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление государственного обвинителя прокурора Кежемского района Красноярского края Надольского А.А. удовлетворить.
Приговор Кежемского районного суда Красноярского края от 21 мая 2020 года в отношении Башкирова И.А. изменить:
- применить при назначении Башкирову И.А. наказания за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 228 УК РФ, п. «б» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ, положения ч. 1 ст. 62 УК РФ;
- смягчить наказание, назначенное Башкирову И.А. в виде лишения свободы, по ч. 2 ст. 228 УК РФ – до 1 года 11 месяцев; по п. «б» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ – до 4 лет 5 месяцев.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности указанных преступлений, путем применения принципа частичного сложения наказаний, назначить Башкирову И.А. наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 10 месяцев.
На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ, ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к наказанию, назначенному по ч. 3 ст. 69 УК РФ, наказания, не отбытого по приговору Кежемского районного суда Красноярского края от 14 марта 2019 года, окончательно назначить Башкирову И.А. наказание в виде лишения свободы сроком на 5 (пять) лет 10 (десять) месяцев, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части вышеуказанный приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи