№ 11-103/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2018 года город Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.В.,
при секретаре Шапакиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зверев А.Ю. на решение мирового судьи судебного участка № 3 Родниковского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Родниковского судебного района в Ивановской области, от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленное в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ, по иску общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Зверев А.Ю. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, расходов по уплате государственной пошлины,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» обратилось в суд с иском к Звереву А.Ю., в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 443,60 рублей, пени за просрочку оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6,00 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведённого в соответствии с требованиями законодательства. На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области и постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-кЛ ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ, является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до ДД.ММ.ГГГГ. Зверев А.Ю. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> <адрес>., зарегистрирован по указанному адресу. Населенный пункт, на территории которого проживает ответчик, включен в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную приказом Департамента ЖКХ Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Договор между сторонами заключен путем совершения конклюдентных действий. Размер платы с ДД.ММ.ГГГГ в расчете на одного человека в месяц составляет 88,72 рублей. (492,9 руб./куб.м*0,180 куб.м). За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика по оплате жилищно-коммунальных услуг составила 443,60 рублей. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО составляет 6,00 рублей. До предъявления искового заявления истец обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, однако вынесенный судебный приказ отменен мировым судьей по заявлению Зверева А.Ю.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Родниковского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Родниковского судебного района в Ивановской области, от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленном в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» удовлетворены в полном объеме. С ответчика с пользу истца взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 443,60 рублей, пени за просрочку оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6,00 рублей. С ответчика с пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
С данным решением мирового судьи не согласен ответчик Зверев А.Ю., который в апелляционной жалобе просит об отмене решения мирового судьи судебного участка № 3 Родниковского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Родниковского судебного района в Ивановской области, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» в полном объеме, полагая его незаконным и необоснованным. Не оспаривая расчет задолженности по оплате коммунальной услуги, указывает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, с ним не заключался, каких-либо предложений по данному поводу ему не направлялось, каких-либо действий, свидетельствующих о его согласии на заключении договора, не имеется, а отходы его жизнепотребления уничтожаются им путем сжигания, или перерабатываются самостоятельно, в том числе путем изготовления поделок.
В возражениях на апелляционную жалобу, представленных ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», указывается на несогласие с доводами жалобы ответчика, полагая правильными установленные судом фактические обстоятельства дела, из которых следует, что ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», имея статус регионального оператора по обращению с ТКО в Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является исполнителем услуги, вправе требовать платы за оказанную услугу, просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу Зверева А.Ю. без удовлетворения.
Выслушав объяснения апеллянта Зверева А.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя истца ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» Гусеву Д.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы и полагавшую решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения мирового судьи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Оботходахпроизводства и потребления» (далее – Федерального закона № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторызаключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно положениям ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздухотходовпроизводства и потребления, а также сжигание такихотходовбез специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федерального закона № 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивныхотходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Зверев А.Ю. является собственником жилого <адрес> д. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Он зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу.
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», имея статус регионального оператора по обращению с ТКО в Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурсного отбора, подписанного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, исходя из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является исполнителем услуги, вправе требовать платы за оказанную услугу, начисление которой производится в соответствии с Единым тарифом на услугу по обращению с ТКО, установленным Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-к/1.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» коммунальные услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов оказывал, что не опровергнуто ответчиком, при этом истцом не представлено допустимых доказательств самостоятельного вывоза и утилизации коммунальных отходов в спорный период при отсутствии нарушений требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», заключения договора с иными лицами.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы мирового судьи правильными, а доводы жалобы об отсутствии между ответчиком и истцом договорных отношений несостоятельными.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса Российской Федерации и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 ЖК РФ, вступивший в силу с 01.01.2016).
Таким образом, по смыслу приведенных норм ЖК РФ собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от своей жизнедеятельности.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
Вопросы сбора и утилизации ТКО также урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила 1156).
Пункт 6 Правил № 354 допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил № 354 договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Пунктами 148 (1) и 148 (2) Правил 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 148 (16) Правил 354 установлено, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом, подписанное собственником.
В соответствии с п. 6 Правил № 1156 региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
Ответчик проживает в индивидуальном жилом доме, в котором зарегистрирован по месту жительства, в процессе его жизнедеятельности образуются ТКО. В силу положений закона вывоз ТКО является обязательным, и истец самостоятельно их не вправе утилизировать.
Как установлено мировым судьей, действуя в соответствии с пунктом 6 Правил № 1156, истец в течение месяца со дня наделения его статусом регионального направил истцу предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Ответчик, утверждая, что не получил данныйдоговор, сам не обеспечил возможность получения юридически важных документов по месту своего жительства и регистрации.
Указание ответчика в обоснование своей позиции на незаключение между ним и истцом договора в письменной форме, мировым судьей обоснованно признано несостоятельным, и не являющимся основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Установленные мировым судьей обстоятельства о том, что истец оказывает услуги населению на территории <адрес> по обращению с твердыми коммунальными отходами на возмездной основе, и качество их соответствует обычно предъявляемым требованиям, что ответчик фактически пользуется либо имеет реальную возможность пользоваться этими услугами и обязан их оплачивать, не опровергнуты.
При разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены мировым судьей правильно, выводы основаны на нормах материального права, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании норм закона, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут явиться основанием для отмены постановленного решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
о п р е д е л и л :
Решение мирового судьи судебного участка № 3 Родниковского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Родниковского судебного района в Ивановской области, от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленное в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Зверев А.Ю. – без удовлетворения.
Судья подпись Кузнецова Е.В.