Решение по делу № 33-4041/2024 от 15.03.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело                                       Председательствующий    судья первой инстанции                 Горбов Б.В.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2024 года                                                          гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,

судей – Готовкиной Т.С., Заболотной Н.Н.,

    при секретаре – Андрейченко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Т.М.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, третье лицо: Департамент социальной политики администрации <адрес> о признании права, возложении обязанности совершить определённые действия, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года,

    УСТАНОВИЛА:

20 сентября 2022 года представитель Т.М.Р.П.Г.Н., действующий на основании доверенности, обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, в котором просил:

признать за Т.М.Р. право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассчитанного из заработка за период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

обязать Управление Пенсионного фонда России в городе Ялта Республики Крым произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Т.М.Р., исходя из заработка за период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

обязать Управление Пенсионного фонда России в городе Ялта Республики Крым установить к выплате Т.М.Р., с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 96 937,85 рублей с доследующей индексацией;

взыскать с Управления Пенсионного фонда России в городе Ялта Республики Крым за счет средств федерального бюджета в пользу Т.М.Р. задолженность (недоплату) по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2022 года в размере 6 368 790,22 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что Т.М.Р. с ДД.ММ.ГГГГ года является <данные изъяты> группы вследствие увечья, полученного в ДД.ММ.ГГГГ году при ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С 2015 года истец получает денежную компенсацию (ЕДК) в возмещение вреда здоровью, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, которая исчислена исходя из твёрдой денежной суммы. Истец полагает, что указанная компенсация должна быть рассчитана из ее заработной платы, полученной за период её нахождения в зоне аварии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Т.М.Р. считает, что не реализовала свое право на определение ЕДК по наиболее выгодному для себя варианту расчёта, то есть исходя не из твёрдой денежной суммы, а из заработка, полученного в период нахождения в зоне ЧАЭС.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года произведена замена ответчика Управления Пенсионного фонда России в городе Ялта Республики Крым на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (том 1 л.д. 77).

Протокольным определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 января 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (том 1 л.д. 118).

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, представитель Т.М.Р.П.Г.Н. просил суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с ДД.ММ.ГГГГ установить Т.М.Р. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 79 530,46 рублей с последующей индексацией; взыскать с ответчика в пользу Т.М.Р. за счет средств федерального бюджета задолженность (недоплату) по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 4 436 952,74 рублей (том 1 л.д. 126).

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года исковые требования Т.М.Р. удовлетворены.

Суд признал за Т.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение денежной компенсации в возмещении вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», рассчитанного из заработка за период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с учётом процента утраты трудоспособности.

Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым установить к выплате Т.М.Р., с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 79 530,46 рублей с последующей индексацией.

С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу Т.М.Р. в счёт недоплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2022 года сумм ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскано 4 436 952,74 рублей.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 марта 2023 года исправлена описка в решении Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года, указав по всему тексту решения правильное написание отчества истца «Т.М.Р.» вместо «Т.М.Р.» (том 1 л.д. 205).

Не согласившись с таким решением суда, 7 апреля 2023 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, действуя через представителя Т.Д.В., подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Т.М.Р.

Доводы жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.

Кроме того, заявитель в апелляционной жалобе указывает, что истцу Т.М.Р. ДД.ММ.ГГГГ установлена пенсия по инвалидности в сохраненном размере без учета дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью. Также, за Т.М.Р. было сохранено право на получение пенсии, которая в соответствии с ранее действующим в Республике Крым украинским законодательством, исчислялась на основании данных о заработной плате в процентном соотношении от утраты трудоспособности. В 2014 году для граждан, проживавших на территории Республики Крым, было закреплено, что установленная в п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, фактически соответствует (является аналогичной, так как устанавливалась взамен) дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью, которая устанавливалась на основании ст.ст. 49-50 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы».

Так, согласно ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане, которым в размере назначенной (рассчитанной) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» пенсии по инвалидности учтена сумма дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, установленной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, имеют право получать на основании соответствующего заявления ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с одновременным уменьшением размера выплачиваемой пенсии по инвалидности на сумму проиндексированной в установленном порядке указанной дополнительной пенсии. Соответственно, размер ежемесячной денежной компенсации 8 169,13 рублей в соответствии с российским законодательством (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-1) по состоянию на 1 января 2015 года является выше, чем сохраненный размер дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью, выплачиваемый Т.М.Р. на ДД.ММ.ГГГГ (357,60 грн. х 3,8 х 100% = 2 717,76 рублей).

По мнению апеллянта, поскольку фактически с 1 января 2015 года Российская Федерации приняла обязательства перед указанной категорией лиц по осуществлению социального обеспечения, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным правоотношениям положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом положений нормативно-правовых актов, регулирующих интеграцию Республики Крым в Российскую Федерацию, и установленных особенностей социального обеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, с учетом фактических обстоятельств по делу, которые проигнорированы судом первой инстанции.

Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что с 1 января 2015 года органами социально защиты населения истцу выплачивалась денежная компенсация на основании положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с учетом изменений на основании Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ). Истец до подачи иска не считала произведенный и выплаченный ей размер сумм незаконным, доказательств обращения в Департамент социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым с заявлением о перерасчете сумм возмещения вреда, исходя из заработка, не предоставила, за период до 15 февраля 2001 года (установления нового правового регулирования в Российской Федерации) указанную денежную компенсацию, исчисленную из заработка не получала (с 1991 года государственными органами Украины выплачивалась дополнительная пенсии за ущерб, причиненный здоровью, размер которой согласно Закону Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» всегда устанавливался в твердой денежной сумме, исходя из категории пострадавшего от аварии на ЧАЭС и группы инвалидности). Ежемесячно с 1 января 2015 года, получая денежную компенсацию с учетом индексации, назначенную Департаментом социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым, истец выразила свою волю, согласилась с получением компенсации в твердой денежной сумме. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2021 года № 409-ФЗ) с 1 января 2022 года выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится государственными органами, Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

По мнению апеллянта, с учетом вышеизложенных обстоятельств, назначенные и выплаченные ежемесячные компенсационные выплаты в связи с повреждением здоровья вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС были установлены в размерах, которые соответствовали действующему законодательству, в связи с чем, оснований для перерасчета ежемесячной компенсационной выплаты, исходя из среднего заработка, у суда первой инстанции не имелось.

Пенсионный орган полагает, что судом сделаны необоснованные выводы о применении положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ, для определения размера денежной компенсационной выплаты по возмещению вреда с ДД.ММ.ГГГГ, в размерах, указанных, как в исковом заявлении, так и в заключениях специалиста-бухгалтера, что является существенным нарушением норм материального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Т.М.Р. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2023 года отменено; дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

15 марта 2024 года гражданское дело поступило в Верховный Суд Республики Крым и определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 19 марта 2024 года назначено к рассмотрению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Т.Д.В., действующий на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Т.М.Р. Дополнительно пояснил, что на дату ДД.ММ.ГГГГ размер дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью, исчислялся в соответствии с пунктом 13 Порядка исчисления пенсии лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденного Постановлением Кабинета министров Украины от 23 ноября 2011 года № 1210. В соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28 февраля 1991 года № 796-ХII истец относилась к 1 категории лиц, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, для установления льгот и компенсаций. В соответствии с пп. 1 п. 13 Постановлением Кабинета министров Украины от 23 ноября 2011 года № 1210 (в редакции от 23 ноября 2011 года действовавшей с 1 января 2012 года, в том числе и по состоянию на 21 февраля 2014 года) лицам, которые относятся к 1 категории и являются инвалидами 2 группы, размер дополнительной пенсии, за ущерб причиненный здоровью составляет 40 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (для лиц, из числа участников ликвидации аварии на ЧАЭС). С 1 декабря 2013 года (в том числе и в период с 21 февраля 2014 года по 18 марта 2014 года) размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность на территории Украины составлял – 949 гривен, в связи с чем, с учетом увеличения размера прожиточного минимума, размер дополнительной пенсии, за ущерб причиненный здоровью Т.М.Р. составлял – 379,60 гривен (949 гривен х 0,4) и исчислялся на основании пп. 1 п. 13 Постановления Кабинета министров Украины от 23 ноября 2011 года № 1210. С учетом порядка перевода указанной выплаты (дополнительной пенсии, за ущерб причиненный здоровью) в российский рубль размер выплаты составит 2 884,96 рублей (376,6 гривен х 3,8 х 2 (100%), что ниже установленной территориальными органами социальной защиты с 1 января 2015 года Т.М.Р. ежемесячной денежной компенсации в соответствии п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 8 169,13 рублей.

Истец Т.М.Р. и её представитель П.Г.Н., действующий на основании доверенности, против доводов апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на их необоснованность; решение суда просили оставить без изменения.

Т.М.Р. дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, вследствие радиационного воздействия, вызванного катастрофой на ЧАЭС, установленной исходя из твердой денежной суммы, как инвалиду 2 группы на основании Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако полагает, что такая компенсация должна рассчитываться из ее заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом степени утраты трудоспособности. В связи с чем, полагает, что не реализовала свое право, как другие представители данной социальной группы инвалиды-чернобыльцы на определение ЕДК из наиболее выгодного варианта, обеспечивающего пострадавшему наиболее полное возмещение вреда здоровью.

Прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Ш.М.В. предоставила по делу заключение, указала, что с учетом допущенных нарушений пенсионным органом прав истца, имеются основания для удовлетворения заявленных требований, ссылалась на необоснованность доводов апелляционной жалобы и отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Третье лицо - Департамент социальной политики администрации <адрес> явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, а именно почтовым уведомлением о вручении судебной повестки.

Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обозрев оригинал пенсионного дела Т.М.Р. , приходит к нижеследующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.

Из материалов дела следует и судом установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовала в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (том 1 л.д. 32).

ДД.ММ.ГГГГ Т.М.Р. впервые установлена вторая группа инвалидности (том 1 л.д. 180-181).

Согласно экспертному заключению Донецкого регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заболевания Т.М.Р. связаны с её работами на Чернобыльской АЭС (том 1 л.д. 31).

Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК «О результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах» (к справке МСЭ ) от ДД.ММ.ГГГГ, вторая группа инвалидности и степень утраты трудоспособности Т.М.Р. (80%), вызваны профессиональным заболеванием, полученным в результате аварии на ЧАЭС, и установлены бессрочно (том л.д. 182-183).

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по назначению государственных пенсий и пособий при Ялтинском горисполкоме от ДД.ММ.ГГГГ, Т.М.Р. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом СССР «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (том 1 л.д. 184).

Из распоряжения уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер назначенной Т.М.Р. пенсии по инвалидности рассчитан из заработка 939,07 рублей (том 1 л.д. 187).

С 2015 года Т.М.Р. является получателем денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установленной исходя из твёрдой денежной суммы на основании Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В 2021 году размер ЕДК составлял 10 641,93 рублей.

Ежемесячная денежная сумма возмещения вреда здоровью Т.М.Р. назначена, как впервые обратившейся за данной компенсацией.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Т.М.Р., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходил из того, что Т.М.Р. возмещение вреда здоровью впервые было назначено по Закону СССР от 12 мая 1991 года № 2146-1, в связи с чем пришел к выводу о том, что она имеет право на расчет денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, из заработка за время работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с учетом процента утраты трудоспособности.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В Союзе Советских Социалистических Республик первым законом, регулирующим режим территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие этой катастрофы, условия проживания и медицинского обслуживания населения, осуществления хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этой территории, а также вопросы социальной защиты граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, являлся Закон СССР от 12 мая 1991 года № 2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы» (далее - Закон СССР от 12 мая 1991 года № 2146-1), который соответственно прекратил свое действие после распада СССР.

Статьей 2 названого законы было предусмотрено, что отношения, связанные с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами законодательства СССР, а также законодательными актами республик.

В соответствии со статьей 3 Закона СССР от 12 мая 1991 года № 2146-1 граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чернобыльской катастрофы, льготное медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу на загрязненной радиоактивными веществами территории, в условиях действия неблагоприятных факторов, вызванных этой катастрофой.

В статье 4 Закона СССР от 12 мая 1991 года № 2146-1 было закреплено, что настоящим Законом устанавливаются основные виды и размеры денежных компенсаций и льгот, предоставляемые гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. Размеры денежных и иных компенсаций и льгот, не установленные в настоящем Законе, определяются Правительством СССР, если не оговорено иное. Союзные республики, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению в результате указанной аварии, могут устанавливать дополнительные компенсации и льготы за счет республиканского бюджета и других средств.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона СССР от 12 мая 1991 года № 2146-1 лица, указанные в пункте 2 статьи 12 настоящего Закона, имеют право на компенсации и льготы, предусмотренные пунктами 2, 3, 6 - 8, 13, 15 - 19, 21 - 28 статьи 13 настоящего Закона, а также на возмещение ущерба, причиненного в результате заболевания или увечья, возникших в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, приведших к стойкой утрате трудоспособности (без установления инвалидности), определяемого в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения такого ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

В Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в целях защиты прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы 15 мая 1991 года был принят Закон № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-ФЗ).

В статье 1 названого закона было прямо указано, что настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Наряду с другими мерами социальной защиты указанной категории граждан было предоставлено право на возмещение вреда здоровью в размере, который сначала исчислялся из среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), а после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (т.е. после 15 февраля 2001 года) устанавливался в твердых суммах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности.

При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере (но не превышающем 10 000 рублей) либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в первоначальной редакции).

Таким образом, право на ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере, исчисляемом из среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имеют только те лица, которым такое возмещение было назначено по Закону Российской Федерации № 1244-ФЗ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов пенсионного дела Т.М.Р. следует, что ДД.ММ.ГГГГ Т.М.Р. обратилась в комиссию при исполкоме Ялта Совета народных депутатов с заявлением о назначении пенсии по инвалидности (лист 8).

Распоряжением уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ Т.М.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ установлена пенсия по инвалидности <данные изъяты> (лист 7).

Решением комиссии по назначению государственных пенсий и пособий при Ялтинском горисполкоме от ДД.ММ.ГГГГ, Т.М.Р. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом СССР «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (лист 25).

Распоряжения органа социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Т.М.Р. рассчитан из заработка, пенсия состояла из пенсии по инвалидности ЧАЭС и дополнительной пенсии (листы 28, 29).

Распоряжением уполномоченного органа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Т.М.Р. установлена пенсия по инвалидности 2 группы ЧАЭС из заработка, в размере 70%, наряду с которой выплачивались надбавки и дополнительная пенсия (лист 31).

С ДД.ММ.ГГГГ Т.М.Р. бессрочно по инвалидности 2 группы ЧАЭС установлена пенсия из заработка, в размере 80%, установлена доплата (лист 32), в последующем, размер установленной пенсии Т.М.Р. не единожды пересчитывался (листы 36, 40, 42, 45, 54).

С ДД.ММ.ГГГГ Т.М.Р. на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, рассчитанной из заработка в размере 80% и дополнительной пенсии по инвалидности 2 группы по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» (лист 94), размер пенсии Т.М.Р. пересчитывался (листы 98, 102, 103, 105, 106, 107, 108, 109-110, 112, 113, 114, 115, 118).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Т.М.Р. по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, рассчитанной из заработка в размере 80% составлял - 3 912,94800 гривен и дополнительной пенсии по инвалидности 2 группы по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» - 337,60 гривен (лист 119).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Т.М.Р. по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, рассчитанной из заработка в размере 80% составлял - 3 912,94800 гривен и дополнительной пенсии по инвалидности 2 группы по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» - 353,60 гривен (лист 120).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Т.М.Р. по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, рассчитанной из заработка в размере 80% составлял - 3 912,94800 гривен и дополнительной пенсии по инвалидности 2 группы по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» - 357,60 гривен, общий размер пенсии составлял 4 270,55 гривен (лист 121).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установленный Т.М.Р. размер пенсионных выплат пенсионным органом Украины составлял 4 270,55 гривен, из которых: государственная пенсия - 3 912,95 гривен; дополнительная пенсия по инвалидности 2 группы по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» - 357,60 гривен (лист 127).

Иных распоряжений уполномоченного органа о перерасчете размера пенсии материалы пенсионного дела Т.М.Р. не содержат.

Между тем, в этих же материалах пенсионного дела Т.М.Р. между листами 127 и 128 содержится вклейка (лист б/н) о результатах расчета пенсии в сохраненном размере на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что размер пенсионных выплат в гривнах для исчисления пенсии составлял 4 292,55 гривен. В связи с чем, с учетом увеличения размера прожиточного минимума на Украине с ДД.ММ.ГГГГ (и действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также до конца 2014 года) до 949 гривен, размер дополнительной пенсии по инвалидности 2 группы по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» составлял 379,60 гривен (949 х 0,4 = 379,60 гривен).

Таким образом, Т.М.Р. органами Украины, осуществлявшими её пенсионное обеспечение до 18 марта 2014 года, была установлена государственная пенсия по инвалидности, исходя из заработка в процентном соотношении от утраты трудоспособности (80%) и дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» в твердой денежной сумме (указанное следует из оригинала пенсионного дела, листы 94, 98, 102, 107, 109, 114, 118, в том числе лист 121 - распоряжение № 137350 от 12 марта 2014 года возобновленная выплата).

В соответствии со статьей 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» пенсии лицам, отнесенным к категории 1, 2, 3, 4 устанавливаются в виде: а) государственной пенсии; б) дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью, которая назначается после возникновения права на государственную пенсию.

Статьей 50 вышеуказанного закона предусмотрено, что лицам, отнесенным к категории 1, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненным здоровью, в размерах:

- инвалидам I группы - 100 процентов минимальной пенсии по возрасту;

- инвалидам II группы - 75 процентов минимальной пенсии по возрасту;

- инвалидам III группы, а также лицам, перенесшим лучевую болезнь любой степени и заболевание которых связано с воздействием радиоактивного облучения,- 50 процентов минимальной пенсии по возрасту.

В соответствии со статьей 51 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы»:

- лицам, отнесенным к категории 2, ежемесячная дополнительная пенсия за ущерб, причиненный здоровью, назначается в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.

- лицам, отнесенным к категории 3, дополнительная пенсия за ущерб, причиненный здоровью, назначается в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту.

- лицам, отнесенным к категории 4, дополнительная пенсия за ущерб, причиненный здоровью, назначается в размере 15 процентов минимальной пенсии по возрасту.

Статьей 14 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» для установления льгот и компенсаций определены четыре категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы.

В частности, инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью, а также лица, заболевание которых связано с последствиями Чернобыльской катастрофы, - категория 1.

В соответствии со статьей 54 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы могут назначаться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986 - 1987 годах, в размере возмещения фактических убытков, который определяется согласно законодательству, но не ниже размеров, предусмотренных Законом Украины «О пенсионном обеспечении». При этом пенсия по инвалидности участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые в 1986 году непосредственно на станции принимали участие в работах, связанных с устранением самой аварии, не может быть ниже: по I группе инвалидности - семи минимальных заработных плат, по II группе инвалидности - пяти минимальных заработных плат, по III группе инвалидности - трех минимальных заработных плат.

Статьей 57 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» предусмотрено, что исчисление среднемесячного заработка производится в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении».

При этом по желанию обратившегося за пенсией среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии может браться за любые 12 месяцев подряд работы на территориях радиоактивного загрязнения. В случаях, когда лицо, обратившееся за пенсией, проработало на территориях радиоактивного загрязнения менее 12 месяцев, среднемесячный заработок определяется путем разделения общей суммы заработка за календарные месяцы работы на количество этих месяцев, а в случаях, когда лицо проработало на указанных территориях менее месяца, пенсия может исчисляться из заработка за этот календарный месяц с добавлением к заработку на основной работе. Для лиц, которые работали в зоне отчуждения меньше месяца и заболели лучевой болезнью, пенсия может исчисляться из заработка за фактически отработанное время.

Из приведенных норм следует, что законодательство Украины не предусматривало исчисления компенсации возмещения вреда здоровью из среднего заработка. За вред, причиненный здоровью, назначалась дополнительная пенсия в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту.

Т.М.Р., относящейся к первой категории льготников, являющейся инвалидом второй группы, была назначена и выплачивалась дополнительная пенсия по статье 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» в размере 80% от минимальной пенсии по возрасту, с чем она была согласна и не оспаривала.

В соответствии с Порядком исчисления пенсии лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины от 23 ноября 2011 года № 1210, заработная плата учитывается для исчисления основной пенсии (пункты 1-12), размер которой не является предметом настоящего спора.

Тогда как ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, выплачивалась с 1 июля 2012 года в процентном отношении к прожиточному минимуму, в частности, инвалидам II группы, относящимся к первой категории, - 40%, для других инвалидов II группы, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, – 20%, иным лицам, относящимся ко второй категории, - 15%.

В редакции Порядка от 25 марта 2014 года ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, установлена в твердой денежной сумме. В частности, инвалидам II группы, относящимся к первой категории, - 379,6 гривен. Для других инвалидов II группы, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, - 227,76 гривен, иным лицам, относящимся ко второй категории, - 170,82 гривен.

Таким образом, на момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации Т. М.Р., являлась получателем государственной пенсии по инвалидности и дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», исчисляемой в твердой денежной сумме, размер которой составлял 379,60 гривен, что в перерасчете на рубли Российской Федерации по Указу Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя» 2 884,96 рублей (379,6 х 3,8 х 2).

Доказательств тому, что Т.М.Р. являлась получателем возмещения вреда здоровью по Закону Российской Федерации № 1244-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат и истцом таковых не представлено. Кроме того, Т.М.Р. также не являлась гражданкой РСФСР.

В Российской Федерации Т. М.Р. является получателем пенсии с января 2015 года. Также с января 2015 года она является получателем денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установленной исходя из твердой денежной суммы на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действующей на момент обращения.

В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Поскольку дополнительная пенсия за вред здоровью была назначена и выплачивалась Т.М.Р. в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту в соответствии со ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» иного порядка назначения и выплаты такой пенсии законодательство Украины не устанавливало (в частности от заработка, полученного в период нахождения в зоне ЧАЭС), того, что в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», таким лицам государством сохранено право на получение соответствующих выплат, что было Т.М.Р. реализовано путем обращения в Департамент социальной политики администрации <адрес> и получением ею назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации ЕДК (ежемесячной денежной компенсации) в более высоком размере, чем полагалось ей по законодательству Украины в сохраненном размере, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым не является органом, в чью компетенцию входило назначение и выплата соответствующих пособий, заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежали.

При разрешении спора судом первой инстанции указанные юридически значимые обстоятельства не устанавливались, соответствующей оценки не получили, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что Т.М.Р. имеет право на расчет денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, из заработка за время работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с учетом процента утраты трудоспособности, с учетом положений Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утративших силу, с ДД.ММ.ГГГГ, что одновременно является существенным нарушением как норм материального права, так и норм процессуального права.

Поскольку судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, исходя из положений ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Т.М.Р. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Т.М.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, третье лицо: Департамент социальной политики администрации г. Ялты о признании права, возложении обязанности совершить определённые действия, взыскании денежных средств отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2024 года.

Председательствующий судья                                           Ю.А. Сафонцева

    Судьи:                                                                                   Т.С. Готовкина

                                                                                                   Н.Н. Заболотная

33-4041/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткачева Марина Рувимовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым
Клиентская служба в г. Ялта Управления организации клиентских служб Государственного учреждения- отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым
Другие
Пропорциональный Геннадий Николаевич
Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Сафонцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
15.03.2024Передача дела судье
24.04.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Передано в экспедицию
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее