ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0021-01-2021-000292-30
Дело № 33-1987/2021
Судья Богомазова Е.А. поступило <...> года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2021 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Богдановой И.Ю., Хаыковой И.К., при секретаре Ангушевой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах лиц, относящихся к категории детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» о предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма, признании незаконными действий, бездействия по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Аюшиевой О.В., представителя ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по доверенности Бурюхаева Э.П. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 марта 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодными для постоянного проживания, жилых помещений, расположенных по адресам: <...>.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Ткачеву А.В., Халмакшинову А.В., Яновскому Г.И., Балданову Б.А., Гуржаповой Д.Д., Емельяновой М.С., Банзаракцаеву Э.В., Жигмитову А.С., Цыреновой Э.Г., Плотникову Ю.В., Аюшееву Б.В., Бутуханову П.И., Борисову Б.О., Иванову Е.М., Темникову Е.А., Беловой Е.И., Козловой Г.С., Батоширееву А.С., Жигжитову С.Л.-Н., Банщикову И.А., Сымбеловой В.Н., Дондупову С.Г., Хамагановой С.Г., Аверко О.Л., Казакову М.В., Горюткину А.Ю., по месту их жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм взамен непригодных для проживания.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Сметанину И.Г., истцов Гуржапову Д.Д., Емельянову М.С., Хамаганову С.Г., ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах Ткачева А.В., Халмакшинова А.В., Яновского Г.И., Балданова Б.А., Гуржаповой Д.Д., Перова А.Ю., Емельяновой М.С., Банзаракцаева Э.В., Жигмитова А.С., Цыреновой Э.Г., Плотникова Ю.В., Аюшеева Б.В., Бутуханова П.И., Борисова Б.О., Иванова Е.М., Темникова Е.А., Беловой Е.И., Козловой Г.С., Батоширеева А.С., Жигжитова С.Л-Н., Банщикова И.А., Сымбеловой В.Н., Дондупова С.Г., Хамагановой С.Г., Аверко О.Л., Казакова М.В., Горюткина А.Ю., прокурор Иволгинского района Республики Бурятия просил признать незаконными действий Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодными для проживания жилых помещений, обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленных им ранее непригодных для проживания.
Исковые требования мотивированы следующим. Истцы относятся к категории детей-сирот, в целях соблюдения их жилищных прав им предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенный по адресам: <...>. Указанные жилые помещения были осмотрены и приняты комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В процессе эксплуатации жилых помещений стали появляться дефекты, допущенные при строительстве дома, а именно: стены потрескались, везде появилась плесень, повысилась влажность в помещениях, дует с окон, пола, двери, печь рассыпалась, в квартире очень холодно, во время дождя из отверстия для вентиляции воздуха протекает вода, двери от сырости разбухли и перестали закрываться и т.п. Таким образом, фактически жилые помещения непригодны для проживания, изготовлены из некачественных материалов, недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта.
Определением суда от 3 марта 2021 года исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Перова А.Ю. оставлены без рассмотрения.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, привлечены финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Домшоева С.Ц. - Сапожникова Н.С., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
В судебном заседании помощник прокурора Номогоева Е.А. исковые требования истцов поддержала в полном объеме по указанным в иске доводам.
В судебном заседании истцы по делу Аверко О.Л., Дондупов С.Г., Козлова Г.С., Иванов Е.М., Бутуханов П.И., Банзаракцаев Э.В., Ткачев А.В., Хамаганова С.Г., Емельянова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме
Остальные истцы, будучи извещенными о месте и времени его проведения надлежащим образом, в суд не явились, имеются заявления о рассмотрении дела в отсутствие истцов.
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Харакшинова И.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора не согласилась в полном объеме, просила в иске истцам отказать, представила письменные возражения на иск.
Представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» на основании доверенностей Иванова М.Э. также с исковыми требованиями истцов не согласилась в полном объеме, просила иск оставить без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. От представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия поступили письменные возражения на исковое заявление, в котором в иске прокурору просят отказать.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Аюшиева О.В. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно. Жилые помещения предоставлены истцам на законных основаниях, так как имелось заключение межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений предъявляемым к ним требованиям. При этом заключение межведомственной комиссии является исключительным доказательством, которое необходимо для установления непригодности жилого помещения для проживания. Спорные жилые помещения были включены в специализированный фонд на основании заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений, предъявляемым к ним требованиям. Заключенные с истцами договоры найма специализированных жилых помещений в настоящее время являются действующими, в связи с чем отсутствуют основания для повторного обеспечения истцов жилыми помещениям.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по доверенности Бурюхаев Э.П. просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать. Указывает, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Жилые помещения, предоставленные истцам, межведомственной комиссией в установленном порядке были признаны пригодными для проживания, о чем выданы соответствующие заключения, которые истцами не обжаловались, недействительными не признавались. Истцам жилые помещения были предоставлены в установленном законодательством порядке, при заключении договоров найма специализированного жилищного фонда истцы приняли жилые помещения, договоры ими подписаны, претензий от них не поступало. Вышеуказанные жилые помещения комиссией были признаны пригодными для проживания, выданы соответствующие заключения. Таким образом, Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия проявлена достаточная степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Действующие договоры недействительными не признаны, следовательно, продолжают действовать, порождая права и обязанности с обеих сторон по его исполнению. Истцами не соблюден досудебный порядок разрешения вопроса пригодности (непригодности) жилых помещений. Кроме того, считает, что истцами пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В заседании судебной коллегии прокурор Сметанина И.Г. возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Истцы Гуржапова Д.Д., Емельянова М.С., Хамаганова С.Г. с доводами апелляционных жалоб не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Истцы Иванов Е.М., Козлова Г.С., Банзаракцаев Э.В., Ткачев А.В., Аверко А.Л., Дондупов С.Г., Бутуханов П.И., Жигмитов А.С., Халмакшинов А.В., Яновский Г.И., Балданов Б.А., Цыренова Э.Г., Плотников Ю.В., Аюшеев Б.В., Борисов Б.О., Темников Е.А., Батоширеев А.С., Жигжитов С.Л-Н., Банщиков И.А., Сымбелова В.Н., Казаков М.В., Горюткин А.Ю., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Истец Белова Е.И, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, третье лицо финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Домшоева С.Ц. - Сапожникова Н.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав истца Дармаеву И.Г., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств по делу, объяснений лиц, участвующих в деле, исследованных письменных доказательств и выводов строительно-технических экспертиз о непригодности спорных жилых помещений для постоянного проживания, пришел к выводу о том, что занимаемые истцами жилые помещения непригодны для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушения строительных норм и правил, допущенные на всех этапах строительства, то есть жилые помещения изначально – с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственных контрактов и предоставления истцам, являлись непригодными для постоянного проживания.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, надлежащим образом мотивированы, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, оценке представленных доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключены договоры найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда: с Темниковым Е.А. - по адресу: <...>; с Батоширеевым А.С. - по адресу: <...>; с Козловой Г.С. - по адресу: <...>; с Жигжитовым С.Л-Н. - по адресу: <...>; с Банщиковым И.А. - по адресу: <...>; с Сымбеловой В.Н. - по адресу: <...>; с Дондуповым С.Г. - по адресу: <...>; с Аверко О.Л. - по адресу: <...>; с Сыреновой С.Г. - по адресу: <...>; с Жигмитовым А.С. договор найма - по адресу: <...>; с Казаковым М.В. - по адресу: <...>; с Горюткиным А.Ю. - по адресу: <...>; с Бутухановым П.И. - по адресу: <...>; с Плотниковым Ю.В. - по адресу: <...>; с Аюшеевым Б.В. - по адресу: <...>; с Борисовым Б.О. - по адресу: <...>; с Ивановым Е.М. - по адресу: <...>; с Ткачевым А.В. - по адресу: <...>; с Халмакшиновым А.В. - по адресу: <...>; с Яновским Г.И. - по адресу: <...>; с Таршинаевым (в настоящее время с Балдановым на основании свидетельства о перемене фамилии) Б.А. - по адресу: <...>; с Гуржаповой Д.Д. - по адресу: <...>; с Емельяновой М.С. - по адресу: <...>; с Банзаракцаевым Э.В. - по адресу: <...>; с Цыреновой Э.Г. - по адресу: <...>; с Беловой Е.И. - по адресу: <...>.
Данные жилые помещения приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственных контрактов, заключенных 10.08.2016 года, 31.08.2015 года, 22.07.2016 года, 24.04.2015 года, 17.11.2014 года, 12.08.2014 года.
Предметом указанных госконтрактов является приобретение жилых помещений на первичном рынке в с. Сотниково и в с. Поселье Иволгинского района Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Финансирование контрактов осуществлено из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 03.06.2014 г. №037-63 создана Комиссия по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Указанной Комиссией приняты переданные во исполнение госконтрактов жилые помещения по актам приема-передачи от 19.10.2016 г. (<...>), от 25.12.2015 г. (<...>), от 29.07.2016 г. (<...>), от 29.07.2016 г. (<...>), от 29.07.2016 г. (<...>), от 24.08.2016 г. (<...>), от 31.08.2015 г. (<...>), от 31.08.2015 г. (<...>, от 10.11.2015 г. (<...>), от 10.11.2015 г. (<...>), от 10.11.2015 г. (<...>), от 31.08.2015 г. (<...>), от 31.08.2015 г. (<...>), от 12.12.2016 г. (<...>), от 19.10.2016 г. (<...>), от 12.12.2016 г. (<...>), от 12.12.2016 г. (<...>), от 26.12.2014 г. (<...>), от 16.10.2014 г. (<...>), от 16.10.2014 г. (<...>), от 26.12.2014 г. (<...>), от 09.12.2014 г. (<...>), от 09.12.2014 г. <...>), от 09.12.2014 г. (<...>), от 09.12.2014 г. (<...>), от 16.10.2014 г. (<...>), с составлением актов осмотра и заключения экспертизы.
В обоснование предъявленных требований прокурор указывает, что действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по признанию предоставленных им жилых помещений являются незаконными, поскольку фактически предоставленные истцам жилые помещения были непригодны для проживания, изготовлены из некачественных материалов, недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом на законодательном уровне дано понятие жилого помещения как изолированного помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, соответствующего санитарным, техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства (ч.2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Из строительно-технических экспертиз, проведенных в рамках уголовного дела, следует, что предоставленные истцам жилые помещения не соответствуют строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, указанные в заключениях нарушения не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений. Указанные дома, с расположенными в них помещениями имеют категорию технического состояния «недопустимое состояние» и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и имеются основания для признания их непригодными для проживания.
Экспертные заключения содержат выводы, согласно которым жилые помещения истцов, приобретенные Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия у ИП Домшоева С.Ц. по государственным контрактам, не соответствует строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, в том числе, в связи со следующими установленными в ходе экспертных исследований обстоятельствами:
- в нарушение п.9.2.15 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» отсутствует гидроизоляция между монолитным фундаментом и кладкой из газобетонных блоков;
- в нарушение требований п. 9.2.8 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87», перемычки в стенах из газобетонных блоков выполнены из двух арматур, в то время как по Правилам, должно быть не менее трех и выполняется перемычка по опалубке в слое раствора толщиной 30мм;
- в нарушение требований п.п. «в» п. 6.14.4 «СП 14.13330.2014. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*», кладка несущих стен выполнена из газобетонных блоков более низкой плотности, чем предусмотрено Правилами;
- в нарушение требований п.5.12 СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76 Кровли», пароизоляция чердачного перекрытия выполнена по доскам подшивки с разрывами между балками перекрытия, в связи с чем не обеспечивается его непрерывность и защита теплоизоляционного слоя от увлажнения парообразной влаги;
- в нарушение требований п. 6.4.4 СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76 Кровли» примыкание листов шифера к вертикальным стенкам слуховых окон с помощью угловых деталей отсутствует, примыкание к дымовым трубам поперек ската менее длины волны шифера;
стропильная система не имеет раскосов между стойками и прогон в поперечном и продольном направлении, что противоречит п. 6.15.14 «СП 14.1330.2014 (2);
в нарушение требований п. 9.3 СП 17.13330.2011 "СНиП 11-26-76 Кровли» величина выступа карниза от плоскости наружной стены не превышает 600мм;
в результате проведенных поверочных расчетов установлена недостаточная несущая способность конструктивных элементов кровли жилого дома, что не соответствует требованиям п. 3.3, п. 3,4, 5.1.1 ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», требованиям ст.7 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 №384-ФЗ.;
по результатам осмотра жилого дома при поверочном расчете приведенного сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций стен, пола, чердачного перекрытия установлено нарушение требований п.5.1. СП50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" и требований ст13 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ;
конструкция стропильной системы кровли не соответствует проект изменено сечение и количество несущих элементов прогонов, стоек, подкосов, отсутствуют элементы: подкосы, лежни, подкладки, дополнительные прогоны;
не соответствие техническим требованиям контракта указано в таблице №2 исследовательской части.
Согласно выводам экспертов вышеуказанные нарушения не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений. Предоставленные истцам жилые помещения в связи с несущими и ограждающими конструкциями жилого дома, имеющими категорию технического состояния «недопустимое состояние», не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем являются непригодными для проживания.
Заключения экспертиз обоснованно приняты судом в качестве допустимых и относимых доказательств. Каких-либо доказательств, опровергающих заключение данных экспертиз, ответчиками не предоставлено.
Таким образом, жилые помещения, предоставленные истцам по договорам специализированного найма, не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, что, безусловно, нарушает права и законные интересы истцов.
При этом суд первой инстанции, проанализировав Положение о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденные Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.04.2014 г. №197-р Технологический регламент («дорожная карта»), заключенные государственные контракты, пришел к верному выводу о том, что ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, которое, во исполнение государственных контрактов (п.5.1), должно было провести экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций.
При этом в силу п.п.2.4, 2.6 предусматривают, что к задачам Министерства относятся создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии с п.3.14 Министерство осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Министерство вправе согласно п.п.4.1, 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
Кроме того, Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.04.2014 №197-р во исполнение Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден прилагаемый Технологический регламент («дорожная карта») по порядку формирования специализированного жилищного фонда.
Согласно указанному регламенту ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В соответствии с п.5.1 указанных выше государственных контрактов для проверки предоставленных Продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, Покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы переданных Продавцом жилых помещений эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Покупателя и Продавца дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В нарушение возложенных обязательств Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не провело экспертизу жилых помещений, приняв их, ограничивших составлением актов осмотра и заключений об оценке на предмет соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом в соответствии с регламентом осмотра жилого помещения, (приложение №1 государственных контрактов) процедура осмотра не включает в себя проверку технического состояния таких элементов строения как фундамент (уровень заглубления, высота, сейсмические показатели, гидроизоляция), перекрытия (соблюдение требований по устройству и утеплению), стены (утепление) и др., ограничивается лишь внешним осмотром помещений в целях проверки наличия электросчетчика, входной двери и фурнитуры, качества отделки, наличие санузла, его закрепления и работоспособности, полотенцесушителей, сантехоборудования, счетчиков, системы вентиляции, закрепление трубопроводов, наличие электророзеток и прочее.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республике Бурятия, акты осмотра жилых помещений и заключения об оценке состояния помещений не свидетельствуют о выполнении данным Министерством принятых на себя обязательств.
В связи с чем следует признать, что на момент предоставления жилых помещений истцам по договорам найма специализированного жилого помещения, они не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания.
Изложенное свидетельствует о том, что надлежащим образом обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями, пригодными для проживания, отвечающими требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ не исполнена, право истцов на предоставление однократно благоустроенного жилья, пригодного для проживания, по договору найма специализированного жилого помещения, не реализовано.
При этом принцип однократного предоставления жилого помещения в данном случае принятым судебным решением не нарушается, поскольку жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, истцы так и не были обеспечены, то есть, их право на жилье, установленное законом, реализовано не было.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии заключения межведомственной комиссии о непригодности жилых помещений истцов для проживания, о том, что имеющиеся заключения межведомственной комиссии не оспорены, являются действующими, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку жилые помещения, предоставленные истцам, не отвечали требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, являлись непригодными для проживания.
При установленных обстоятельствах тот факт, что на момент предоставления жилого помещения истцам имелись утвержденные Министром строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия комиссионные акты приема-передачи жилых помещений, заключения межведомственной комиссии о пригодности жилых помещений к проживанию, не опровергает выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска.
Действительно, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.
Вместе с тем, в данном случае не имеет правового значения при наличии установленных судом обстоятельств, оспорено ли оно или признано незаконным в судебном порядке. Юридически значимым обстоятельством по делу является предоставление истцам жилых помещений, не соответствующих санитарным и техническим нормам, что ответчиками по делу не опровергнуто ни в ходе рассмотрения дела по существу, ни в суде апелляционной инстанции.
В связи с изложенным, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия о том, что с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения обязанность Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по обеспечению истцов жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», была выполнена в полном объеме.
Доводы о несоблюдении досудебного порядка разрешения спора несостоятельны. В связи с предоставлением некачественного жилья, непригодного для проживания истцы вправе обратиться с иском о предоставлении им жилых помещений взамен непригодных, признании действий незаконными, непосредственно в суд.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцами срока исковой давности не могут быть признаны состоятельными, поскольку спорные жилищные правоотношения являются длящимися, нарушение жилищных прав истца имеет место и в настоящее время, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не истек. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что сложившаяся ситуация во многом явилась следствием неправомерных действий со стороны уполномоченных органов государства, не обеспечивших защиту жилищных прав истцов. Судебная коллегия полагает, что бремя негативных последствий таких действий не может быть возложено в настоящее время на истцов, как на наименее защищенных участников спорных правоотношений, и не может являться основанием для лишения последних конституционного права на жилище.
Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда первой инстанции может быть отменено, в апелляционных жалобах не содержится.
Суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства, необходимые для разрешения возникшего между сторонами спора, правильно применил к спорным правоотношениями нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: