Решение по делу № 2а-3746/2021 от 19.03.2021

УИД 11RS0001-01-2020-005847-45 Дело № 2а- 3746/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Крутикове П.П.,

с участием административного истца Файзетдинова Р.К.

представителя административных ответчиков Шомысовой Л.Н.

рассмотрев открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 14 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Файзетдинова Рената Камильевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, УФСИН по РК о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Файзетдинов Р.К. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по РК о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-25 в сумме 4 000 000 руб. за период с 2015 г. по настоящее время. В обоснование заявленных требований указал, что по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, где нарушаются его условия содержания выразившееся в переполненности камер содержания, ненадлежащим санитарно - эпидемиологическим состоянии помещений в исправительном учреждении, отсутствии необходимого количества сантехнического оборудования, не соответствии площадей помещений, отсутствие принудительной вентиляции, плохой освещенности, низком качестве пищи, отсутствием горячей воды и т.п., в связи с чем, на протяжении всего времени его содержания, он находился в бесчеловечных и невыносимых условиях, унижающих его человеческое достоинство и испытывает физические и нравственные страдания, кроме того ему оказывалось ненадлежащее медицинское лечение.

Определениями суда к участию в деле привлечены: ФСИН России, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец на удовлетворении требований настаивал в полном объеме, поддержав доводы, изложенный в иске.

Представитель административных ответчиков с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Остальные участники процесса в судебном заседании не приняли, извещались надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 27.01.2020 введена в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Поскольку нарушения, заявленные административным истцом в своем административном заявлении, носят длящийся характер, а с административным иском обратился в установленный законом трехмесячный срок, то срок для обращения Файзетдиновым Р.К. в суд с административным иском не пропущен.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).

Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии с ч.1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Частью 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Как следует из разъяснений пункта 2 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018чрда № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничении (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного правя, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве а 1955 году первым Конгрессом ООН «По предупреждению преступности обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно се спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиями, причем должное внимание следует обращать на климатические условия особенно на квадратуру этих помещений, на минимальную их площадь; на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил);

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждых заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Положениями частей 1, 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом сезона и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99).

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 хода № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; утвержденной приказом - Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня-2003 года № 130- ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует прёдусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 205 Инструкции).

В силу пунктов 19:2.1, 19:2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454 пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам; требующим обёспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и.т.п.).

Согласно части 3 статьи 1.01 УИК РФ администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с пунктом 126, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Файзетдинов Р.К. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с ... г. до настоящего времени, прибыл в учреждение из ФКУ ...

В период отбывания наказания в ИК -25 Файзетдинов Р.К. был размещен в отряде № 3 и № 1 с обычными условиями отбывания наказания, один раз помещался в ШИЗО в камере № 2. Наблюдается медицинскими работниками филиала с 15.10.2015 с диагнозом ... что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Как следует из представленных административным истцом сведений, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в соответствии с приказом МВД Коми АССР от 16.10.1969 года № 097 организована Приказом МВД. Коми АССР от 11.11.1969 года № 0120 исправительно-трудовая колония № 2 УИТУ МВД Коми АССР переименована в исправительно-трудовую колонию № 25 ИТУ МВД Коми АССР строгого режима. Общежитие для проживания осужденных, на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, построены в 1976-1977 годах в период действия «Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года. Здания построены в соответствии со строительными нормами и правилами.

Исправительная колония №25 расположена в микрорайоне города Сыктывкар, рядом расположен комплекс, состоящий из жилых 2- 5 этажных бетонных, кирпичных и деревянных домов. Территория колонии, как внутри так и внешне облагорожена, болот вблизи нее не имеется.

Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Внутренние сети отопления выполнены в двух трубном исполнении со стояковой разводкой. В качестве нагревательных элементов в помещениях общежития используются чугунные радиаторы.

Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры. Подача холодной воды в ФКУ ИК-25 на жилые и производственные нужды осуществляет централизовано ОАО “...”, который подает эту воду и в город ... для населения.

Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической и бактериологической лабораториями ОАО «...» вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе отряды, ШИЗО/ПКТ, банно-прачечный комплекс соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...» и ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования». Сотрудниками медчасти ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели. Результаты анализов соответствует всем требованиям.

В отрядах, где проживают осужденные - воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы, наличие принудительной вытяжной вентиляции в отрядах законодательством не предусмотрено.

Ежегодно со специализированной организацией заключаются договора на проведение дератизации на объектах учреждения, что подтверждается договорами на дератизацию, дезинфекцию и дезинсекцию объектов учреждения №96 от 19.06.2019, от 13.04.2020 №51. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, а именно: столовая, общежития для осужденных, здание ШИЗО ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и других.

Спальные помещения обеспечены одноместными кроватями двухъярусными металлическими (на два спальных места, с прикроватными тумбами (1 на двоих), табуретами в полном объеме. Естественное освещение спальных помещений обеспечивается окнами.

Для помывки и стирки белья в учреждении имеется “Баня-прачечная”. Водоснабжение сетей отопления и горячего водоснабжения «Бани-прачечной» осуществляется от собственной котельной. Стирка вещей осужденных производится согласно “Графика стирки белья в прачечной учреждения”, утвержденного Приказом начальника учреждения. Грязное белье отдается в прачечную, где стирается, сушится, гладится и выдается обратно.

В 2017 году произведен капитальный ремонт здания «Баня-прачечная». Произведены работы по усилению и восстановлению фундаментов и наружных стен и внутренних перегородок. Отремонтировано покрытие кровли. Внутренние сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и вентиляции помещений №10, №11, №12, №13 (тамбур, раздевалка, душевая, санузел) заменены. В этих помещениях проведены отделочные работы.

Курение в отрядах запрещено. Для этих целей организованы специальные места вне здания.

Согласно требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в состав общежития включаются, кроме спального помещения еще ряд помещений. А именно: комната отдыха, кухня, комната для хранения продуктов питания и приема пищи, камера хранения личных вещей повседневного пользования, кладовая для хранений обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, комната для умывания, сушилка, находящиеся в отдельном помещении санитарный узел, а так же соединяющие указанные помещения коридоры. К общежитию примыкает прогулочный дворик. По территории общежития и прогулочного дворика осужденные могут свободно передвигаться в течение дня.

Общая площадь учреждения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми составляет 227414м2 и включает в себя: Земельный участок для обслуживания очистных сооружений (земли населенных пунктов) -7567м2; Земельный участок (Земли населенных пунктов, под военными объектами: для обслуживания здании, строений, сооружений) - 138295м2; Земельный участок для обслуживания подсобного хозяйства (Земли населенных пунктов, для обслуживания подсобного хозяйства) -15812м2;

Земельный участок для обслуживания зданий, строений, сооружений (Земли населенных пунктов, для обслуживания зданий) - 59139м2; Земельный участок для обслуживания разведочно-эксплуатационной скважины (Земли населенных пунктов, для обслуживания разведочно-эксплуатационной скважины) – 1465м2; Земельный участок для обслуживания здания штаба с КПП (Земли населенных пунктов, под военными объектами) – 5136м2.

На территории учреждения, в частности в жилой зоне, размещены следующие здания и сооружения: Общежитие осужденных №1 515,3м2и локальные ограждения отрядов (двориков) 1304,6м2;(расположены отряды №8, 7), Общежитие осужденных№2 701,1м2и локальные ограждения отрядов (двориков) 722м2;(расположены отряды №5, 6); Общежитие осужденных№3 1654,9м2и локальные ограждения отрядов(двориков) 2250,1м2;(расположены отряды № 1, 2, 3, 4); Столовая и ПТУ 1197,3м2и локальное ограждение двориков 236,8м2; Медчасть 871,5м2 с локальным ограждением двориков 286м2; ШИЗО и ПКТ 519,5м2 и прогулочные дворики 48м2; Нежилые помещения (Штаб в жилой зоне) 539,2м2; Нежилые помещения (Обыскное помещение)555,6м2;Пождепо 65,5м2; Баня-прачечная 424,6м2.

Проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказу Минюста России от 28.09.2001 года № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы».

Расход продуктов питания планируется на неделю начальником интендантского и хозяйственного обеспечения совместно с начальником ИУ. Закладка продуктов питания в котел производится в присутствии административного дежурного учреждения строго по массе, указанной в котловом документе, о чем делаются ежедневно отметки в Книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Медицинским работником совместно с оперативным дежурным и ответственным по учреждению учреждения регулярно проводится проверка качества приготовленной пищи. Медицинским работником контролируется энергетическая калорийность продуктов. Разрешение на выдачу пищи дает оперативный дежурный и медицинский работник, о чем делается соответствующая отметка в книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Повара и кухонные рабочие состоят из осужденных. Согласно меню-раскладкам и меню-требованиям в рационе питания осужденных присутствуют блюда из мяса и рыбы. Меню-раскладки осуществляются с учетом разнообразия приготовляемых блюд, а также калорийности. При отсутствии одних видов продовольствия производится замена другими в соответствии с Постановлением № 205. Поступающие в столовую продукты питания выдаются осужденным только после их кулинарной обработки. Качество приготовления пищи контролируется путем снятия проб медицинским работником и оперативным дежурным ИК. Осужденные принимают пищу организованно в составе отрядов с № 1 по № 8, рабочих бригад в часы, отведенные распорядком дня, установленным администрацией ИУ. Осужденные, содержащиеся в СУОН, принимают пищу в помещении отряда. Пища доставляется из столовой учреждения.

Для помывки и стирки белья в учреждении имеется “Баня-прачечная”. Водоснабжение сетей отопления и горячего водоснабжения «Бани-прачечной» осуществляется от собственной котельной. Стирка вещей осужденных производится согласно “Графика стирки белья в прачечной учреждения”, утвержденного Приказом начальника учреждения. Грязное белье отдается в прачечную, где стирается, сушится, гладится и выдается обратно.

В 2017 году произведен капитальный ремонт здания «Баня-прачечная». Произведены работы по усилению и восстановлению фундаментов и наружных стен и внутренних перегородок. Отремонтировано покрытие кровли. Внутренние сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и вентиляции помещений №10, №11, №12, №13 (тамбур, раздевалка, душевая, санузел) заменены. В этих помещениях проведены отделочные работы.

Лимит наполнения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми до 03.11.2017 года составлял 1205 осужденных, 03.11.2017 г лимит наполнения составлял 970 осужденных, с 2019 г лимит наполнения составляет 605 осужденных.

В силу части 1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Файзетдинов Р.К. помещался в штрафной изолятор ИК-25 ... на 5 суток. В камере № 2 ШИЗО, площадью 14,625 кв.мс ... по ... года вместе с истцом отбывали наказание 5 человек (до ...), затем 4 человека ( по ...). Площадь на одного человека составляла 2,43//2,93 кв.м. на человека.

Здание “ШИЗО и ПКТ” обеспечено централизованными сетями электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системой вытяжной вентиляции. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Контроль температуры в помещениях “ШИЗО и ПКТ” осуществляется ежедневно дежурным младшим инспектором по ШИЗО и ПКТ и заносится в “Журнал учета температурного режима в камерах блока ШИЗО и ПКТ”. Журнал ведется с 19.10.2015 года. Также температурный режим помещений “ШИЗО и ПКТ” контролируется медицинской службой и заносится в “Журнал контроля санитарного состояния и проведения медицинских осмотров ШИЗО и ПКТ” ежедневно. Дата начала ведения журнала 29.04.2016 года.

В здании “ШИЗО и ПКТ” для помывки осужденных содержащихся ШИЗО и ПКТ имеются помещения раздевалки и помывочной. Помывка осужденных “ШИЗО и ПКТ” проходит согласно Приложения №3 “Распорядка дня осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО, ПКТ, безопасном месте (БМ) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.” Приказа №75 от 08.03.2018 года ФКУ ИК-25 “Об утверждении распорядка дня осужденных учреждения, отряда строгих условий отбывания наказания, содержащихся в штрафном изоляторе, в помещениях камерного типа, в безопасном месте и в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми”.

В здании “ШИЗО и ПКТ” ежегодно проводятся текущие ремонты помещений. Искусственное освещение в камерах соответствует п.20.33 СГ1 17-02 Минюста России и составляет более 100 лк (люминесцентные лампы). В центре потолка имеются два светодиодных светильника по50 Ватт, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует нормативным показателям СанПин.

Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.

В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.

В коридоре здания ШИЗО-ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением.

Спальные места в камерах ШИЗО оборудованы деревянным настилом согласно требованиям Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.

Температурный режим в камерах соблюдается. Ведется контроль за температурным режимом, что подтверждается журналом №68 «Учет температурного режима в камерах блока ШИЗО. ПКТ».

В теплое время года – допустимая температура от 18 до 27 градусов, в холодное время года – допустимая температура от 17 до 23 градусов.

В состав здания «ШИЗО-ПКТ» входит 19 камер, для нужд ШИЗО отведено 16 камер, а именно камера 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, для нужд ПКТ -3 камеры, а именно №17, 18, 19.

Каждая камера оснащена санитарным узлом с чашей Генуя и умывальником. Санитарный узел выполнен в виде запираемой кабинки со стенами сплошного заполнения и дверцей, которая при использовании обеспечивает степень приватности. Кровати в камерах ШИЗО оборудованы деревянным настилом. Температурный режим в помещениях здания ШИЗО, ПКТ, составляет не ниже 18 гр. Цельсия. При проведении замеров параметров микроклимата (последнее проведено в марте 2020 г) параметры микроклимата соответствуют СаНПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно температура 18-20 гр. С, влажность 45%. Согласно СП308.1325800.2017 п. 34.2 «Требования к заполнению оконных проемов» с внутренней стороны на оконных проемах камер устанавливаются отсекающие оконные решетки. Допускается применять отсекающие оконные решетки с выступом от стены на 250-260 мм. Приказ МЮ РФ от 04.09.2006 №279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС» п.20.10 в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер, согласно п.32.8 окна в камерах ПКТ, ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

Камеры ШИЗО и ПКТ оборудованы раковинами и Чашами Генуя. Канализация во всех камерах находится в работоспособном состоянии. Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО, моечной и раздевалки ШИЗО оценивается медицинскими работниками филиала «Медицинская часть №3» ежедневно, результат осмотра фиксируется в «Журнале санитарного состояния ШИЗО, ПКТ». Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО, моечной и других помещений ШИЗО удовлетворительное.

В соответствии с СП308.1325800.2017, полы в камерах ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-25 выполнены из фанеры, которая крепится к деревянным лагам, пространство между лагами в уровень верха лаг заполнено цементным раствором. Таким образом, конструкция полов выполнена согласно нормативной документации.

В здании ШИЗО имеются прогулочные дворики в количестве 4 штук, спроектированные и построенные в 1970 году.

Здание “ШИЗО и ПКТ” обеспечено централизованными сетями электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системой вытяжной вентиляции. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Также температурный режим помещений “ШИЗО и ПКТ” контролируется медицинской службой и заносится в “Журнал контроля санитарного состояния и проведения медицинских осмотров ШИЗО и ПКТ” ежедневно. Дата начала ведения журнала 29.04.2016 года.

В здании “ШИЗО и ПКТ” для помывки осужденных содержащихся ШИЗО и ПКТ имеются помещения раздевалки и помывочной. Помывка осужденных “ШИЗО и ПКТ” проходит согласно Приложения №3 “Распорядка дня осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО, ПКТ, безопасном месте (БМ) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.” Приказа №75 от 08.03.2018 года ФКУ ИК-25 “Об утверждении распорядка дня осужденных учреждения, отряда строгих условий отбывания наказания, содержащихся в штрафном изоляторе, в помещениях камерного типа, в безопасном месте и в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми”.

Освещенность камер «ШИЗО, ПКТ» составляет более 100 лк, что соответствует нормативным требованиям предъявляемым к освещению для данной категории помещений (п.3.1.7, 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03). Освещенность обеспечена установкой светодиодных светильников в антивандальном исполнении и естественное через оконные проемы. В центре потолка имеются два светодиодных светильника по50 Ватт, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует нормативным показателям СанПин. Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.

В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.

В коридоре здания ШИЗО-ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением.

Температурный режим в камерах соблюдается. Ведется контроль за соблюдением температурного режима, что подтверждается журналом № 68 «Учет температурного режима в камерах блока ШИЗО. ПКТ».

В теплое время года – допустимая температура от 18 до 27 градусов, в холодное время года – допустимая температура от 17 до 23 градусов.

Как следует из представленной административным ответчиком информации, в здании «ШИЗО и ПКТ» в 2017 году проведены работы по замене магистралей системы отопления. Произведены работы по утеплению перекрытия здания. Проведена реконструкция принудительной вытяжной вентиляции в здании «ШИЗО и ПКТ». В 2018 году закончены работы по капитальному ремонту помещения №24 «душевой» и помещения №25 «раздевалки», а именно: усилены и восстановлены фундаменты и наружная стена; реконструированы сети отопления, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, выведена отдельная вытяжная и приточная вентиляция этих помещений. По указанным помещениям и помещению №15 проведены отделочные работы по потолкам, стенам и полам в полном объеме. Проводятся текущие работы по ремонту камер помещений ШИЗО и ПКТ. В помещении ШИЗО/ПКТ оборудован медицинский кабинет.

Приказом Министерства юстиции № 282 от 9.08.11 года утвержден Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, согласно пункту 10 которого, при проведении медицинского осмотра изучаются жалобы осужденного, медицинская карта, проводится медицинский осмотр и при необходимости - дополнительные методы исследований. После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра (пункт 12). В помещении ШИЗО/ПКТ оборудован медицинский кабинет.

Перед водворением в ШИЗО производится медицинский осмотр.

Согласно требованиям ПВР, а также приказа №216 утверждены Приказом ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми правила ношения одежды установленного образца осужденных в соответствии с проводимыми мероприятиями в исправительном учреждении.

При водворении осужденных в ШИЗО у них изымается нательное белье и рубашка (сорочка) в соответствии с пунктом 152 главы 24 ПВР ИУ.

Осужденные при приеме в ШИЗО проходят обыск, санитарную обработку, которая включает также помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями (подменный фонд).

Одежда из подменного фонда предоставляется осужденным в чистом виде. Ношенная в ШИЗО одежда, предоставленная осужденному из подменного фонда, изымается и передается для обработки в БПК при колонии (согласно журнала).

Постельные принадлежности выдаются только на период сна согласно п.163 ПВР ИУ. При выводе за пределы помещения ШИЗО им выдается одежда по сезону.

Правилами внутреннего распорядка в ИУ В ШИЗО не предусмотрен бак для питьевой воды. Прием пищи осужденными, водворенными в ШИЗО, производится в камерах. Осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания, алюминиевая кружка остается у осужденного, посуда для приема пищи хранятся в специально отведенном месте и выдается осужденным только на определенное распорядком дня время, после чего грязную посуду собирают со всех камер ШИЗО и отвозят в столовую для осужденных для помывки, после чего чистую посуду возвращают в ШИЗО.

Также Файзетдинов Р.К. отбывал наказание в отрядах №1, 3, которые расположены в здании «Общежитие осужденных №3» по адресу ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ...

Административный истец отбывал наказание в отряде №1 в период с ... по ...

Отряд № 1 располагается на 2 этаже общежития и имеют следующие техническое описание: фундамент железобетонный, стены кирпичные, перегородки: кирпичные, дощатые, гипсокартон, металлические, перекрытия: железобетонные плиты, кровля: профилированный металл, полы: дощатые, цементные, плитка, проемы: двойное остекленение, дверные металлические, простые, отделочные работы: штукатурка, окраска, обои, побелка, водопровод: стальные трубы, горячее водоснабжение: стальные трубы, канализация: чугунные трубы, центральное отопление: от групповой котельной, вентиляция, газоснабжение, электроосвещение: скрытая проводка.

Имеет следующие помещения: Спальное помещение (по тех.паспорту №11) – 72,6 кв.м.; Спальное помещение (по тех.паспорту №4) – 69,6 кв.м., Спальное помещение (по тех.паспорту № 3) – 53,4 кв.м., Комната воспитательной работы ( по тех.паспорту № 12) – 51,9 кв.м. Комната для хранения продуктов питания и приема пищи(по тех.паспорту №5) – 33,1 кв.м. Комната для хранения личных вещей ( по тех.паспорту №10)- 14.3 кв.м. Гардеробная (по тех.паспорту № 1) – 8,9 кв.м. Комната для сушки вещей ( по тех.паспорту № 13) – 10,3 кв.м. Бытовая комната (по тех.паспорту № 2) – 10,9 кв.м. Умывальная комната( по тех.паспорту №15) – 16,3 кв.м. Туалет (по тех.паспорту №16) – 17,3 кв.м. Коридор (по тех.паспорту № 6 – 11кв.м., №7 – 20,1кв.м., № 14–6,1кв.м.). Кабинет начальника отряда (по тех.паспорту № 9) – 8.1 кв.м

В доступе осужденных имеется изолированный участок отряда, примыкающий к общежитию отряда №1, его площадь составляет более 400 кв.м.

В изолированном участке имеется место для курения осужденных, спортивный уголок с турником и брусьями, спортивная площадка.

Количество осужденных в отряде: максимальное – 125, минимальное – 64 чел., соответственно площадь на одного осужденного: 3,23кв.м до 6,31кв.м.

Файзетдинов Р.К. отбывал наказание в третьем отряде в период с 14.10.2015 по 24.03.2016 года.

Отряд № 3 разместился на 1 этаже общежития и имеет следующие помещения. Спальное помещение (по тех.паспорту №31) – 74,6 кв.м. Спальное помещение (по тех.паспорту №21) – 84,6 кв.м. Спальное помещение (по тех.паспорту № 28) – 66,9 кв.м. Комната воспитательной работы ( по тех.паспорту № 22) – 51,2 кв.м. Комната для хранения продуктов питания и приема пищи(по тех.паспорту №23) – 10.7 кв.м. Комната для хранения продуктов питания и приема пищи(по тех.паспорту №30) – 9,3 кв.м. Комната для хранения личных вещей ( по тех.паспорту №24)- 11,5кв.м. Комната для сушки вещей (по тех.паспорту № 20) – 12,2кв.м. Умывальная комната( по тех.паспорту №18) – 11,5кв.м. Туалет (по тех.паспорту №17) – 12,3кв.м. Коридор(по тех.паспорту № 19 – 12,5кв.м., №29 – 14,4кв.м., № 27 - 16,2кв.м.). Кабинет начальника отряда (по тех.паспорту № 26) –11,2кв.м.

В доступе осужденных имеется изолированный участок отряда, примыкающий к общежитию отряда №3, его площадь составляет более300 кв.м.

В изолированном участке имеется место для курения осужденных, спортивный уголок с турником и брусьями, спортивная площадка.

Количество осужденных в отряде: максимальное – 123, минимальное – 106 чел., соответственно площадь на одного осужденного: 3,24 кв.м до 3,77 кв.м., а в период с 27.11.2019 по 01.06.2020 года количество осужденных в отряде: максимальное – 70, минимальное – 59чел., соответственно площадь на одного осужденного: 5,7кв.м до 6,77кв.м.

С целью обеспечения полезной занятости в учреждении всесторонне развита кружковая работа. Осужденные, состоящие в спортивном кружке, согласно графику занятий, могут заниматься спортом. Вступление в спортивный кружок доступно каждому осужденному и является добровольным.

Имеется клуб и библиотека, которые работают ежедневно. На базе клуба функционирует кружок прикладного и художественного творчества, в рамках данного кружка осужденные осваивают новые, интересующие их направления, например театральное искусство, игра на музыкальных инструментах, видеомонтаж, звукорежиссура и др.

Библиотечный фонд составляет на 2021 год более 8000 томов различной литературы. В учреждении проводятся различные турниры, чемпионаты, первенства, а также длительные зимняя и летняя спартакиады. Регулярно учреждение посещают и представители различных федераций спорта, спортивные команды, деятели культуры. За 2020 год в учреждении проведено 318 культурно-массовых и спортивно- массовых мероприятий. В учреждении создана молельная комната.

При этапировании осужденных в ФКУ ИК-25 их обеспечивают одеждой по сезону с учетом климатических условий на основании п. 2 ст. 99 УИК РФ и в соответствии с приказом Минюста России «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» от 03.12.2015 № 216 (далее Приказ № 216).

Рассматривая требования административного истца о ненадлежащем оказании медицинской помощи, суд учитывает следующие.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях, в зависимости от медицинского заключения, закреплено в части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ), который определяет, в том числе, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

В силу положений подпункта 1 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определено, что при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 указанной статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок).

В пункте 2 указанного Порядка определено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила).

Так, согласно пунктам "а", "б" пункта 3 указанных Правил под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.

В силу пункта 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России.

С 01 апреля 2014 года Приказом ФСИН России N 638 образовано новое юридическое лицо ФКУЗ МСЧ-1 ФСИН России, в состав которого входит 23 филиала, дислоцирующихся на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Приказом начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России N 29 от 13 февраля 2014 года утверждены положения о 12 медицинских частях, больнице, центре медицинской и социальной реабилитации и 2 военно-врачебных комиссиях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Медицинские части осуществляют обслуживание колоний, следственных изоляторов и других учреждений по месту их дислокации по Республике Коми и Ямало-Ненецкому автономному округу.

Согласно положениям пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 4, частей 2, 4 и 7 статьи 26, части 1 статьи 37, части 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно предоставленной медработниками медицинской справки, состояние Файзетдинова Р.К. является удовлетворительным. Имеющиеся у заболевания (... находятся в стадии ....

Для оценки доводов и возражений сторон судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

    ...

...

Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими опыт экспертной работы, обладающими специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные судом вопросы. Доказательств заинтересованности экспертов в исходе дела суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в период отбывания истцом наказания в виде лишения свободы в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ему была оказана медицинская помощь, имеющая дефекты в части обследования и лечения, в том числе по хроническому заболеванию, что неизбежно причинило истцу нравственные страдания, связанные с переживаниями за жизнь и здоровье, свое достоинство.

При этом судом достоверно установлены факты нарушения ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России обязательных требований, предусмотренных Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ, при оказании медицинской помощи осужденному Файзетдинову Р.К.

Таким образом, административному истцу не была оказана качественная медицинская помощь, гарантированная государством. Выявленные дефекты медицинской помощи влекут нарушение прав истца на охрану здоровья, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными административными ответчиками доказательствами (письменными справками, актами, техническим паспортом здания и экспликацией помещений, фотоматерилами, заключением экспертизы и т.п.).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Кроме этого, Европейский Суд по правам человека в Постановлении ЕСПЧ от 31 мая 2011 года "Дело "Ходорковский (Khodorkovskiy) против Российской Федерации" (жалоба N 5829/04) указал, что вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно. Действительно, любая публичная политика или индивидуальная мера может иметь "скрытые планы", и презумпция добросовестности является опровержимой.

В то же время заявитель, утверждающий, что его права и свободы ограничены по ненадлежащим мотивам, должен убедительно доказать, что реальная цель властей расходилась с провозглашенной (или той, которая может быть разумно выведена из контекста). Одно лишь подозрение в том, что власти использовали свои полномочия для некой иной цели по отношению к тем, которые определены в Конвенции, не является достаточным для доказывания нарушения статьи 18 Конвенции.

С учетом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, суд принимает во внимание, что, как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти и государственных служащих.

Поскольку государственные служащие лишены какого-либо скрытого умысла в правоотношениях, участником которых являются, следовательно, лишены целесообразности умышленные и целенаправленные ограничения прав граждан. Преодоление действия данной презумпции в каждом конкретном случае не исключено, но допустимо только при представлении веских и убедительных доказательств тому, что действия органа государственной власти (должностного лица) расходятся с понимаемым добросовестным поведением.

В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о недобросовестности действий должностных лиц ФКУ ИК-25 при подготовке представленных в дело доказательств.

Вместе с тем, следующие доводы административного иска заслуживают внимания в силу следующего.

По настоящему административному делу получены и другие доказательства - представления прокурора Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Из представления № 17-02-2016 следует, что в период отбывания ... Д.В. наказания в ФКУ ИК-25 в нарушение требований статьи 101 УИК РФ в раздевалке БПК отсутствовали резиновые коврики, в помещении мыльного отделения искусственного освещение составляет 60 люкс и 44 люкс, что не соответствует требованиям п. 90 таблицы № 2 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03. в помещении варочного цеха стена от пола на половину высоты с нарушением покрасочного покрытия в черных пятнах. В помещениях ШИЗО \ПКТ в нарушение п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, верхние участки стен и потолок желтые, в санузле вокруг чаши Генуя необходима покраска, отсутствует покрытие на цементном полу, в оконном проеме отсутствует стекло, искусственное освещение имелось только в туалетной кабинке, искусственная вентиляция заварена металлическим листом, дверь в кабинке отсутствовала.

Из представления от 05.02.2016 за № 17-02-2016 следует, что в нарушение СаНПин 2.1.2.2645-10 в камерах ШИЗО, ПКТ имелось несоблюдение температурного режима.

Из представления от 12.04.2017 № 17-02-2017 следует, что в нарушение п. 20 ПВР помывка осужденных осуществлялась 1 раз в семь дней, кроме того, согласно вышеназванному акту прокурорского реагирования, в нарушение требований Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, умывальники всех 4 общежитий, включая строгие условия содержания, не оборудованы подводом горячей воды.

Из представления от 15.09.2017 № 17-02-2017 следует, что в нарушение СанПин 2.3.6.1079-01, в производственных цехах столовой исправительного учреждения, в моечном отделении стены и потолки имеют дефекты окраски, плитка местами отсутствует, в камерах ШИЗО, ПКТ в нарушение п. 16.15 СП 1702 Минюста России стены и потолки в подтеках, искусственная освещенность не соответствует требованиям, умывальная раковина находится в неудовлетворительном состоянии.

Как следует из представления от 07.08.2018 за № 17-02-2018 в нарушение СанПин 2.3.6.1079-01, в столовой для осужденных нарушена целостность покрытия пола в варочном и моечном цехе – сколы кафельных плиток, на стенах и потолке имеются черные пятна, нарушена целостность покрытия пола в обеденном зале – частично сколы кафельной плитки. В помещениях БПК нарушена целостность стен – штукатурка со сколами, также во всех жилых секциях отрядов в общежитиях для осужденных имеется нарушение п. 4.3 санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1\3.2.3146-13.

Сведений о признании незаконными и отмене указанных представлений прокурора, об исполнении в полном объеме в период отбывания истцом наказания в ФКУ ИК-25, суду не представлены, в связи с чем, при рассмотрении настоящего дела суд принимает их в качестве допустимых и достоверных доказательств.

Также из пояснений представителя административных ответчиков следует и материалами дела установлено, что в период содержания Файзетдинова Р.К. в ИК-25 с по 20 г.г. горячего водоснабжения не имелось, что не соответствует приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454, требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330.

Согласно ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Проанализировав приведенные выше нормы права, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельства, оценив установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела и доказательства, в том числе представление прокурора, суд приходит к выводу, что имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания лишенных свободы лиц в исправительном учреждении – ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК, что с учетом режима места принудительного содержания выражается в бездействии ФКУ ИК-25 в полном обеспечении надлежащих условий содержания и ограничении прав административного истца на обеспечение надлежащих жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических условий, в период его содержания.

В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свободы лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в

частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В данном случае факт нахождения в ФКУ ИК-25 в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения им страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий лишению свободы.

Довод административных ответчиков о том, что административный истец не доказал ни одного обстоятельства, на которых основаны требования административных исков, является несостоятельным, так как не соответствует положениям ст. 226 КАС РФ, распределяющей бремя доказывания по административным делам.

В Постановлении от 12 мая 2010 года по делу «Косицын против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека напомнил, что независимо от причин переполненности камер государство-ответчик несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально- технические затруднения ни возникали.

В остальной части, с учетом изложенного выше, условия содержания Файзетдинова Р.К., не являлись бесчеловечными и унижающими достоинство человека. Другие доводы административного истца, касающиеся ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, являются безосновательными, ничем объективно не подтверждены, в том числе представлением прокурора, оспариваются административным ответчиком ФКУ ИК-25 и опровергаются представленными в дело доказательствами.

Доказательств, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья истца, в том числе об ухудшении зрения, потере веса, в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, не имеется.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Указанная совокупность оснований, влекущая удовлетворение иска, по делу установлена.

Бездействие ФКУ ИК-25, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Файзетдинова Р.К. в исправительном учреждении, установленных законодательством Российской Федерации, является незаконным, нарушающим права административного истца, а требование административного иска в данной части подлежат удовлетворению.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

    При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования Файзетдинова Р.К., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-25 и обстоятельств, частично восполняющих допущенные нарушения и улучшающие положение истца, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (более 10 лет) и значимость последствий для него, отсутствие доказательств каких-либо вредных последствий у истца из-за нахождения в исправительном учреждении, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении равным: 154 000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.

При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.

В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не установлено, суд полагает, что в остальной части требования о признании незаконными действий ФКУ ИК-25, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в большем размере, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 138, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Файзетдинова Рената Камильевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, УФСИН по РК, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Файзетдинова Рената Камильевича в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу в счет компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении 154000 (сто пятьдесят четыре тысячи) рублей.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Файзетдинова Рената Камильевича – отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение составлено 22.11.2021.

Судья                       И.В. Новикова

2а-3746/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Файзетдинов Ренат Камильевич
Ответчики
ФСИН России
УФСИН по Респ. Коми
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
19.03.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
23.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2021Предварительное судебное заседание
22.09.2021Производство по делу возобновлено
22.09.2021Предварительное судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее