Дело №а-1538/2019г.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 18 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук О.М., Сорокина С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шабурина Максима Александровича на решение Угличского районного суда Ярославской области от 27 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шабурина Максима Александровича к администрации Угличского муниципального района, управлению финансов администрации Угличского муниципального района, управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выделения объема финансирования для погашения задолженности (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-537/2019г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., судебная коллегия,
установила:
Шабурин М.А. обратился в суд с иском к администрации Угличского муниципального района, управлению финансов администрации Угличского муниципального района, управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выделения объема финансирования для погашения задолженности.
Свои требования мотивировал тем, что 20 марта 2018года решением Угличского районного суда с муниципального казенного учреждения -управления муниципального имущества и земельных отношений в пользу него взыскано 4 877 730 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 365 788 рублей 71 копейка и проценты по день фактической уплаты суммы основного долга, расходы по оплате госпошлины и услуг представителя. 31 июля 2018 года исполнительный лист направлен на им исполнение в управление финансов администрации Угличского муниципального района. Срок исполнения решения суда истек 01 ноября 2018 года. Долг погашен частично в сумме 812000 рублей, в остальной части решение не исполнено, должник ссылается на отсутствие денежных средств. Согласно Уставу администрация Угличского муниципального района является распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по составлению и исполнению бюджета муниципального района, осуществляет полномочия учредителя в отношении должника. Считает, что ответчики бездействуют и не принимают мер по погашению долга. Согласно пункту 4,5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. Данная процедура административным ответчиком не выполнена.
Просит признать незаконным бездействие ответчиков по исполнению решения суда, обязать их в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить должнику необходимый объем финансирования расходов на погашение долга перед ним, в течение 3 рабочих дней после поступления средств для погашения долга перед ним обеспечить выплату долга в полном объеме.
Решением Угличского районного суда Ярославской области от 27 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Шабурину М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 сентября 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шабурин М.А. ставит вопрос об отмене постановленных судами решений, принятии по делу нового решения. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2019 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует, что Шабурин М.А. 31 июля 2018 года предъявил исполнительный лист в управление финансов администрации Угличского муниципального района для исполнения.
В этот же день управлением финансов в адрес должника направлено уведомление № для осуществления выплаты.
Приказом начальника управления финансов администрации Угличского муниципального района от 04 августа 2016 года № 80 осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района приостановлено с 04 августа 2016 года до момента устранения нарушения, за исключением операций по исполнительным документам.
То есть, на момент обращения Шабурина М.А. в управление финансов с исполнительным документом операции по расходованию средств на лицевом счете должника были уже приостановлены и оснований для повторного распоряжения о приостановлении операций по расходованию средств должника не имелось.
Управление финансов своевременно уведомило Шабурина М.А. о том, что исполнительный лист в установленный трехмесячный срок не исполнен и о том, что операции по расходованию средств на лицевых счетах должника приостановлены.
27 февраля 2019 года администрация Угличского муниципального района обращалась в адрес Губернатора Ярославской области с письмом об оказании финансовой помощи бюджету Угличского муниципального района в сумме 35000000 рублей, в частности для целей погашения долга перед Шабуриным М.А. испрашивались денежные средства в сумме 4878000 рублей.
В силу статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Суды, отказывая истцу в иске, пришли к правильному выводу о том, что ответчиками не нарушена предусмотренная законом процедура исполнения исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет бюджета и не установлено бездействия со стороны администрации Угличского муниципального района как главного распорядителя бюджетных средств.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на приведенных выше положениях закона и фактических обстоятельствах установленных по делу.
Решение суда о взыскании денежных средств в пользу Шабурина М.А. исполнено частично в связи с отсутствием достаточного количества денежных средств на счету организации должника. Администрация Угличского муниципального района в связи с недостаточностью средств обращалась в адрес Губернатора Ярославской области с письмом об оказании финансовой помощи бюджету для целей погашения долга по исполнительным листам.
Соглашается судебная коллегия, и с выводом судов о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с иском. Так, Шабурин М.А. в ноябре 2018 года получил уведомление ответчика о неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев, а в суд обратился лишь в мае 2019 года.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений закона и несогласии с выводами судов, однако их не оправергают и потому не могут служить основанием к отмене принятых решений. Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329,330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Угличского районного суда Ярославской области от 27 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шабурина Максима Александровича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи