Дело № 2а-2835/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2021 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре судебного заседания – Унщиковой А.О.,
с участием представителей:
административного истца и законного представителя административных истцов Зинченко А.С. и Зинченко М.С. – Зинченко С.И.,
представителя административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – Мельничук А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зинченко М.С., Зинченко А.С., в лице законного представителя малолетних – Зинченко С.С., а также Зинченко С.И. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственным регистраторам Мельник Н.Ю., Чабан Л.А. о признании незаконными решений органа регистрации, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Зинченко С.И., законный представитель малолетних Зинченко А.С. и Зинченко М.С. - Зинченко С.С. обратились с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконными решения административного ответчика, оформленные уведомлениями № датированные 03.06.2021 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости расположенные по адресу <адрес>, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты недвижимости по ранее поданным заявлениям административных истцов: кадастровый учет здания расположенного в <адрес>, помещение площадью № кв.м. – квартира 1, помещение площадью № кв.м. – квартира 2, помещение площадью № кв.м. – квартира 3, нежилое помещение площадью № кв.м. - помещение гаража №, первый этаж, нежилое помещение площадью № кв.м. – общее имущество многоквартирного дома (в подвале – топочная I, техническое помещение 1-6); нежилое помещение площадью №.м - общее имущество многоквартирного дома (на первом этаже – лестничная клетка III-1, на втором этаже – лестничная клетка III-2, на мансардном этаже – лестничная клетка III-3).
Свои исковые требования административные истцы мотивируют тем, что они обратились с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной регистрации прав – здания площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; внесении дополнительных сведений в ЕГРН об изменении назначения и вида разрешенного использования объектов недвижимости с кадастровыми № и № с назначения «жилой дом, жилое» на «многоквартирный дом»; постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи созданием (образованием) объектов недвижимости – жилых помещений (трех квартир) и нежилых помещений, расположенных: <адрес>. 03.06.2021 года оспариваемыми решениями ответчиков в постановке на кадастровый учет здания, помещений и регистрации прав на данные объекты отказано.
По мнению административных, истцов оспариваемые отказы были приняты без учета обстоятельств установленных решением Ленинского районного суда города Севастополя №2а-2503/2019 от 29.11.2019 года, которым со ссылкой на заключение эксперта ФБУ «Севастопольская ЛСЭ Министерства юстиции Российской Федерации» установлена возможность образования <адрес> площадью № кв.м, как изолированного помещения в составе существующего многоквартирного дома.
В качестве соответчиков к участию в деле привлечены должностные лица - государственные регистраторы Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Мельник Н.Ю., Чабан Л.А.
Административный истец Зинченко С.И настаивала на удовлетворении исковых требований, по изложенным в исковом заявлении основании.
Представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Государственные регистраторы Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Мельник Н.Ю., Чабан Л.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их ограничения (обременения) являются документы, которые определены статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости".
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в частности:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что административным истцам Зинченко М.С. и Зинченко А.С. на праве общей долевой собственности принадлежит здание с назначением «многоквартирный дом» расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым № площадью № кв.м. Зинченко С.И. также является собственником здания с назначением «многоквартирный дом» по адресу: <адрес>, площадью №.м с кадастровым №.
Из материалов дела следует, что административные истцы 24.02.2021 года обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра со следующими заявлениями:
- о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной регистрации прав – здания площадью №.м, расположенного: <адрес>
- внесении дополнительных сведений в ЕГРН об изменении назначения и вида разрешенного использования объектов с кадастровыми № и № с назначения «жилой дом, жилое» на «многоквартирный дом»;
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко С.И. (2785/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью №.м, расположенного: <адрес> (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко А.С. (4810/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью №.м, расположенного: <адрес>, квартира №1 (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко М.С. (2405/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью №.м, расположенного: <адрес> (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко С.И. (2785/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью 155,2кв.м, расположенного: <адрес> (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко А.С. (4810/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью 155,2кв.м, расположенного: <адрес> (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко М.С. (2405/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью 155,2кв.м, расположенного: <адрес> (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко С.И. (2785/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью 259,2кв.м, расположенного: <адрес> (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко А.С. (4810/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью 259,2кв.м, расположенного: <адрес> (№№),
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко М.С. (2405/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – помещения площадью 259,2кв.м, расположенного: <адрес> (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко С.И. (2785/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 19,2кв.м, расположенного: <адрес>, помещение гаража 1-10, первый этаж (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко А.С. (4810/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 19,2кв.м, расположенного: <адрес>, помещение гаража 1-10, первый этаж (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко М.С. (2405/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 19,2кв.м, расположенного: <адрес>, помещение гаража 1-10, первый этаж (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко С.И. (2785/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 19,2кв.м, расположенного: <адрес>, помещение гаража 1-10, первый этаж (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко А.С. (4810/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 19,2кв.м, расположенного: <адрес> помещение гаража 1-10, первый этаж (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко М.С. (2405/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 19,2кв.м, расположенного: <адрес>, помещение гаража 1-10, первый этаж (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко С.И. (2785/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 12,7кв.м, расположенного: <адрес> хозяйственное помещение II, подвал (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко А.С. (4810/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 12,7кв.м, расположенного: <адрес> хозяйственное помещение II, подвал (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав Зинченко М.С. (2405/1000 доли) в связи созданием (образованием) объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 12,7кв.м, расположенного: <адрес> хозяйственное помещение II, подвал (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав – нежилого помещения площадью 35,4кв.м, о постановке на государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав – нежилого помещения площадью 35,4кв.м, расположенного: <адрес>7, общее имущество многоквартирного дома общее имущество многоквартирного дома (в подвале – топочная I, техническое помещение 1-6) (№№);
- о постановке на государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав – нежилого помещения площадью 42,4кв.м, расположенного: <адрес> общее имущество многоквартирного дома (на первом этаже – лестничная клетка III-1, на втором этаже – лестничная клетка III-2, на мансардном этаже – лестничная клетка III-3) (№№).
Уведомлениями Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административные ответчики были уведомлены о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
В обоснование приостановления оказания государственной услуги, административным ответчиком указано на то, что регистрируемое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружения. Административным истцам предложено прекратить обращение по квартире №3 от имени Зинченко А.С.; предоставить в орган регистрации разрешение на ввод в эксплуатацию здания с назначением «многоквартирный дом», либо иной документ в соответствии с законодательством, подтверждающий внесение изменений в ЕГРН; предоставить нотариально заверенное соглашение о преобразовании объектов.
Административными истцами данные решения административного ответчика были обжалованы в апелляционной комиссии Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя. По результатам рассмотрения указанных жалоб, признаны необоснованными доводы изложенные в решениях о приостановлении, относительно прекращения обращения Зинченко А.С. по квартире №3 и предоставления нотариального удостоверения соглашения о преобразовании объектов недвижимости от 09.02.2021.
Административными истцами в последующем 15.03.2021 года, 19.04.2021 года, 20.05.2021 года представлялись дополнительные документы. Однако административным ответчиком повторно приостанавливались действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, окончательно - 28.05.2021 года с указанием, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружения (за исключением машино-мест), административным истца рекомендовано заявителям предоставить следующие документы: разрешение на ввод в эксплуатацию здания с назначением «многоквартирный дом», либо иной документ в соответствии с законодательством, подтверждающий внесение изменений в ЕГРН, а также технический план, в котором сведения о помещениях не нарушают требований изолированности и обособленности.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае действия государственных регистраторов законны и обоснованны.
В оспариваемом решении государственный регистратор сослался на положения ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления и не устранением ранее указанных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В ЕГРН содержатся сведения о двух жилых домах с кадастровыми №, №, имеющих вид разрешенного использования «многоквартирный дом».
Согласно сведениям технических паспортов от 26.06.2010 года, жилые дома расположены на расстоянии друг от друга и не имеют общих строительных конструктивных элементов. Согласно графической части технического плана, подготовленного кадастровым инженером, объемно-планировочные и конструктивные решения зданий полностью сохранены, за исключением обустройства навеса между зданиями в уровне первого этажа.
Пунктом 10.2 статьи 1 ГрК РФ навес рассматривается в качестве некапитального строения, которое позволяет осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик. Учитывая, что у данных зданий отсутствуют общие конструктивные элементы объединить их в одно, не представляется возможным.
Для объединения двух зданий в одно, здание должно быть реконструировано в соответствии со всеми действующими строительно-техническими нормами и правилами, с архитектурно-строительным проектированием такого здания, осуществленным путем подготовки проектной документации, с получением разрешения на реконструкцию после изменения вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, и получением разрешения на ввод реконструированного здания в эксплуатацию.
По общему правилу установленному в ч.10 ст. 55 ГрК РФ, ч.10 ст. 40 Закона №218-ФЗ, основанием для государственного кадастрового учета многоквартирного дома является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а в целях объединения двух зданий в одно требуется осуществление строительных работ, связанных с реконструкцией здания.
При этом, представленные для регистрации распоряжения Губернатора Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ и от 03.11.2020 №362-РГ не подтверждают факт объединения двух самостоятельных зданий в одно с изменением их назначения.
Согласно положениям ч.10 ст.40 Закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Доводы административных истцов о том, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 30.04.2021 по делу №2а-1256/2021, установлен факт отсутствия необходимости проведения реконструкции, не может быть принят во внимание, поскольку имевшая место ссылка в решении на Акт экспертного строительно-технического исследования ФБУ «Севастопольская ЛСЭ Министерства юстиции Российской Федерации» от 29.05.2019 №, была дана в рамках рассмотрения спора с Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя об изменении вида разрешенного использования двух зданий принадлежащих административным истцам и приведен в контексте конкретного спора. При этом, вопрос объединения двух зданий предметом спора в деле №2а-1256/2021, не являлся.
Суд полагает обоснованной позицию административного ответчика о том, что случае отсутствия необходимости проведения работ по реконструкции, ввиду некорректного описания недвижимого имущества с назначением жилой дом до 18.03.2014 года, необходим документ изменения (исправления) таких сведений в ЕГРН, а именно решение суда о признании двух жилых домов одним многоквартирным.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Согласно положениям п.34 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).
Однако в представленном для государственной регистрации техническом плане, объект площадью 259,2 кв.м не является помещением, так как в свою очередь состоит из не имеющих доступа друг к другу нескольких обособленных помещений, ограниченных между собой строительными конструкциями, не имеющих между собой внутреннего сообщения, посредством которого обеспечивался бы доступ к составным частям такого помещения.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемых решений об отказе в постановке на кадастровый учет и регистрации прав незаконными, у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Зинченко М.С., Зинченко А.С., в лице законного представителя малолетних – Зинченко С.С., а также Зинченко С.И. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственным регистраторам Мельник Н.Ю., Чабан Л.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 2 декабря 2021 года.
Председательствующий Н.М. Истягина