Решение от 10.11.2022 по делу № 2-4015/2022 от 09.09.2022

дело № 2-4015/2022

УИД 03RS0006-01-2022-005290-34

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2022 года                                                 город Уфа

        Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:

            председательствующего судьи Власюка М.А.,

        при секретаре Айбулатовой Э.Э.,

        с участием представителя административного истца - помощника прокурора Насибуллиной К.М.,

        с участием представителей третьего лица - Ахмадеев Р.Р., старший инспектор ОНДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, служебное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ ГПН , Насыров Р.Р., начальник отделения ОНДиПР УНДиПР – государственный инспектор г. Уфа по пожарному надзору, служебное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ ГПН .

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковому заявлению и.о. прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в защиту интересов, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Надежные руки» о возложении обязанности прекратить деятельность учреждения с круглосуточным пребыванием граждан,

установил

Исполняющий обязанности прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в защиту интересов, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Надежные руки» об обязании прекратить деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания в здании по адресу<адрес> об обязании обеспечить постояльцев пансионата местом временного пребывания.

В обосновании иска указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы совместно со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по      г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан (далее - ОНДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по РБ) проведена выездная проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении ООО «Надежные            руки», расположенным по адресу: <адрес> (юридический адрес: <адрес>), деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением их круглосуточного пребывания (проживания).

На момент проверки, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в пансионате находилось <данные изъяты> человека, которым ООО «Надежные руки» предоставляются социальные услуги по уходу с обеспечением проживания.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ           «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 16 Закона № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.

На основании ст. 20 Закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии со ст.ст. 34, 37 Закона № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, в связи с чем руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

На основании ст. 38 названного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Надежные руки» осуществляет свою деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением их круглосуточного пребывания (проживания) по адресу: <адрес>, на основании договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, пролонгированного на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «Нефтехимремстрой», со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.3 указанного договора аренды недвижимого имущества, арендатор, а именно ООО «Надежные руки», за свой счет приводит помещения в соответствие с требованиями пожарной безопасности, нормам санитарно-эпидемиологического законодательства и иным требованиям, установленным для пансионата с пожилыми людьми.

Проверка показала, что ООО «Надежные руки» по адресу: РБ, <адрес>, допускаются нарушения требований пожарной безопасности, что создает опасность для массового круглосуточного пребывания граждан в данном здании.

Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ о противопожарном объекте ОНДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан:

1. Допущено эксплуатирование помещений после изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, не отвечающих нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (фактически используются как помещения специализированных домов престарелых и инвалидов), что является нарушением п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

2. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности, офисные помещения не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами от помещений функциональной пожарной опасности (помещения для деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания). Помещения класса функциональной пожарной опасности не выделены в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности, что является нарушением ст.ст. 57, 58, 59 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.2, 5.2.2, 5.2.6 приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

3. Для покрытия пола на путях эвакуации (правое и левое крыло здания) применен материал (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлены сертификаты пожарной безопасности), что является нарушением ч. 6 ст. 134, таблицы 28 и 29 Федерального закона от 22.07.2008        № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

4. Ширина эвакуационного выхода (правое и левое крыло здания) ведущего непосредственно наружу (с учетом использования двупольных дверей, без учета ширины пассивного дверного полотна) составляет менее 1,2 м. Ширина эвакуационного выхода «активного» дверного полотна фактически 0,98 м. и 0,7 м. соответственно, что является нарушением ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.24, 5.1.4 приказа МЧС России от 19.03.2020 № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

5. Ширина эвакуационных выходов (левое и правое крыло здания) ведущих в тамбур (с учетом использования двупольных дверей, без учета ширины пассивного дверного полотна) составляет менее 1,2 м. Ширина эвакуационного выхода «активного» дверного полотна фактически составляет 0,7 м., что является нарушением ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.2.24, 5.1.4 приказа МЧС России от 19.03.2020 № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

6. Помещения для деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами, вопреки требованиям ч. 12 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

7. В местах прохождения проводов через строительные конструкции не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций, что нарушает ст.ст. 4, 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 22 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479,       п. 4.1 ГОСТ Р 53310-2009 «Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость», утвержденных приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009       № 86-ст.

По инициативе прокуратуры Орджоникидзевского района г. Уфы ООО «Надежные руки» ДД.ММ.ГГГГ постановлением ОНДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по РБ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Согласно сведениям ОНДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по РБ помещение, используемое ООО «Надежные руки» по адресу: <адрес>, относится к объекту защиты, отнесенному к категории чрезвычайного высокого риска.

Таким образом, здание, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует нормам пожарной безопасности. Наличие в нем на круглосуточной основе граждан престарелого возраста влечет угрозу их жизни и здоровью, что является нарушением ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ                   «О пожарной безопасности», п.п. 1, 3, 6, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В судебном заседании помощник прокурора Насибуллина К.М. исковые требования поддержал, просила их удовлетворить по доводам изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ООО «Надежные руки», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, явку своего представителя не обеспечил, возражений по заявленным исковым требованиям в суд к дате рассмотрения не направил.

В соответствии ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Закон предоставляет равный объем процессуальных прав как истцу, так и ответчику, запрещая допускать злоупотребление правом в любой форме.

Суд учитывает, что по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

При изложенных обстоятельствах суд исходит из того, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка ответчика, извещенного судом в предусмотренном законом порядке, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому посчитал, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу неявка ответчика.

Согласно ст. 233 ГПК РФ «в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства».

           Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.

Педставители третьего лица ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ Ахмадеев Р.Р. и Насыров Р.Р. подтвердили, что в ходе проверки были установлены нарушения требований пожарной безопасности.

Третье лицо Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, в заявлении просит о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Третье лицо АО «Нефтехимремстрой» РБ в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о причинах неявки суда не известил.

Третье лицо Гилязов И.Н. в судебное заседание не явилс, явку своего представителя не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения помощника прокурора, представителей третьего лица ОНД и ПР по г.Уфе УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ Ахмадеев Р.Р. и Насыров Р.Р., исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования исполняющего обязанности прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы РБ подлежащими удовлетворению.

          Свидетель Стрельников Д.Н. допрошенный в ходе судебного заседания, суду пояснила, что все нарушения указанные в справке о противопожарном состоянии объекта защиты существуют давно, и эти недостатки не устраняют.

        В соответствии с п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Судом установлено, что ООО «Надежные руки» осуществляет свою деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением их круглосуточного пребывания (проживания) по адресу: <адрес>, на основании договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, пролонгированного на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «Нефтехимремстрой», со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.3 указанного договора аренды недвижимого имущества, арендатор, а именно ООО «Надежные руки», за свой счет приводит помещения в соответствие с требованиями пожарной безопасности, нормам санитарно-эпидемиологического законодательства и иным требованиям, установленным для пансионата с пожилыми людьми.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. на момент проверки в указанном жилом помещении в пансионате находилось 24 граждан, которым ООО «Надежные руки» предоставляются социальные услуги по уходу с обеспечением проживания.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ           «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 16 Закона № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.

На основании ст. 20 Закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии со ст.ст. 34, 37 Закона № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, в связи с чем руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

На основании ст. 38 названного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Надежные руки» осуществляет свою деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением их круглосуточного пребывания (проживания) по адресу: <адрес>, на основании договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, пролонгированного на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «Нефтехимремстрой», со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.3 указанного договора аренды недвижимого имущества, арендатор, а именно ООО «Надежные руки», за свой счет приводит помещения в соответствие с требованиями пожарной безопасности, нормам санитарно-эпидемиологического законодательства и иным требованиям, установленным для пансионата с пожилыми людьми.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу ст. 34 указанного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны : соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 указанного Федерального ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ установлено, что, каждый имеет право на охрану здоровья. Это право обеспечивается созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

В силу ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ о противопожарном объекте ОНДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан:

1. Допущено эксплуатирование помещений после изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, не отвечающих нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (фактически используются как помещения специализированных домов престарелых и инвалидов), что является нарушением п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

2. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности, офисные помещения не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами от помещений функциональной пожарной опасности (помещения для деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания). Помещения класса функциональной пожарной опасности не выделены в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности, что является нарушением ст.ст. 57, 58, 59 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.2, 5.2.2, 5.2.6 приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

3. Для покрытия пола на путях эвакуации (правое и левое крыло здания) применен материал (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлены сертификаты пожарной безопасности), что является нарушением ч. 6 ст. 134, таблицы 28 и 29 Федерального закона от 22.07.2008        № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

4. Ширина эвакуационного выхода (правое и левое крыло здания) ведущего непосредственно наружу (с учетом использования двупольных дверей, без учета ширины пассивного дверного полотна) составляет менее 1,2 м. Ширина эвакуационного выхода «активного» дверного полотна фактически 0,98 м. и 0,7 м. соответственно, что является нарушением ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.24, 5.1.4 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

5. Ширина эвакуационных выходов (левое и правое крыло здания) ведущих в тамбур (с учетом использования двупольных дверей, без учета ширины пассивного дверного полотна) составляет менее 1,2 м. Ширина эвакуационного выхода «активного» дверного полотна фактически составляет 0,7 м., что является нарушением ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.2.24, 5.1.4 приказа МЧС России от 19.03.2020 № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

6. Помещения для деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами, вопреки требованиям ч. 12 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

7. В местах прохождения проводов через строительные конструкции не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций, что нарушает ст.ст. 4, 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 22 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479,       п. 4.1 ГОСТ Р 53310-2009 «Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость», утвержденных приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009       № 86-ст.

Вышеуказанные нарушения напрямую могут привести к возникновению пожара, а также непосредственно влияют на возможность своевременного обнаружения пожара, оповещения о нем всех людей, находящихся на объекте защиты, их эвакуации, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

В материалах дела имеются доказательства о наличии в данном жилом помещении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Из материалов дела также следует, что на момент разрешения спора судом недостатки, установленные в результате проверок относительно соблюдения требований пожарной безопасности частично устранены, а именно устранены недостатки указанные в следующих пунктах:

4. Ширина эвакуационного выхода (правое и левое крыло здания) ведущего непосредственно наружу (с учетом использования двупольных дверей, без учета ширины пассивного дверного полотна) составляет менее 1,2 м. Ширина эвакуационного выхода «активного» дверного полотна фактически 0,98 м. и 0,7 м. соответственно, что является нарушением ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.24, 5.1.4 приказа МЧС России от 19.03.2020 № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

5. Ширина эвакуационных выходов (левое и правое крыло здания) ведущих в тамбур (с учетом использования двупольных дверей, без учета ширины пассивного дверного полотна) составляет менее 1,2 м. Ширина эвакуационного выхода «активного» дверного полотна фактически составляет 0,7 м., что является нарушением ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.2.24, 5.1.4 приказа МЧС России от 19.03.2020 № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

7. В местах прохождения проводов через строительные конструкции не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций, что нарушает ст.ст. 4, 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 22 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479,       п. 4.1 ГОСТ Р 53310-2009 «Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость», утвержденных приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009       № 86-ст.

            Однако, справкой ОНД и ПР ГУ МЧС России по РБ от 10.11.2022 года установлено, что:

        1. Допущено эксплуатирование помещений после изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (фактически используются как помещения специализированных домов престарелых и инвалидов Ф 1.1).

            То есть фактически помещения первого этажа используются по функциональной пожарной опасности как Ф1.1., (помещения предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, специализированных домов престарелых и инвалидов). Здание по функциональной пожарной опасности как Ф4.3 (офисные помещения). Согласно пункту 16 «н» Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, на объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности

            Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.

           Согласно ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать

пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

          Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Тем самым при изменении функциональной пожарной опасности требуется внести изменение либо разработать проектную документацию.

          ООО «Надежные руки» не представлен проект, допускающий возможность использования помещений с существующим функциональным назначением.

          В справке о противопожарном состоянии объекта защиты от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Надежные руки» расположенного по адресу: <адрес>, город Уфы, <адрес>, в пункте указано, что:

          2. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности, офисные помещения (Ф 4.3) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами от помещений функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (помещения для деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания). Помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 не выделены в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности.

           Согласно части 1 статьи. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Согласно пункту 5.2.2 СП 4.13130.2013 Объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности.

           Согласно п. 27 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарный отсек это часть здания или сооружения, выделенная противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа.

            Согласно п. 5.4.7 СП 2.13130.2020 для выделения пожарных отсеков применяются противопожарные стены 1-го типа и (или) перекрытия 1-го типа.

            Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные стены и перекрытия в зависимости от пределов огнестойкости их ограждающей части подразделяются на следующие типы.

          Согласно таблице 23 «пределы огнестойкости противопожарных преград» Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предел огнестойкость противопожарных преград для стен 1-го типа, перекрытий 1-го типа установлен как REI 150.

          Согласно части 1 статьи 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

           Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.

           Частью 8 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлено, что в проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации.

           Визуальным осмотром установлено, что между лестничными клетками и первым этажом здания установлены перегородки с металлическими дверями. Предположительно, указанные двери являются противопожарными (на дверях имеется маркировка ДМПД-02 EIS-60). Вместе с тем не представляется возможным установить предел огнестойкости указанных перегородок, в связи с отсутствием документации подтверждающей предел огнестойкости.

          Из анализа указанных норм закона следует, что при выделении в самостоятельные пожарные отсеки, ООО «Надежные руки» не представлено проектное обоснование принятых значений характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций здания.

           В справке о противопожарном состоянии объекта защиты от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Надежные руки» расположенного по адресу: <адрес>, город Уфы, <адрес>, в пункте и 4 указано, что:

           3. Для покрытия пола на путях эвакуации (правое крыло здания) применен материал (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлены сертификаты пожарной безопасности);

            Для покрытия пола на путях эвакуации (левое крыло здания) применен материал (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлены сертификаты пожарной безопасности).

            В представленном договоре от ДД.ММ.ГГГГ и акте приемки материалов эксплуатацию, период монтажных работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

         В соответствии с представленным актом в качестве материала для покрытия пола применен линолеум Noventis Мастер дуб Альбион. При этом представленный сертификат соответствия № C-RU.ПБ 97.В.01152 со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не распространяется на вышеуказанную продукцию.

            В справке о противопожарном состоянии объекта защиты от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Надежные руки» расположенного по адресу: <адрес>, в пункте указано, что:

          6. Помещения для деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания, не обеспечены, оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным    сигналами    оповещения.    Такие    системы    (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

           В ч. 12 ст. 84 «Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», указано, что здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения.

           В соответствии с письмом МЧС России от 25.04.2014 № 1940-1-22-13-4 об оснащении «персональными устройствами» браслетного типа. Целесообразность оснащения «персональными устройствами» браслетного типа в большей степени зависти от индивидуализации особенностей людей находящихся в здании. Главным критерием оснащения «персональными устройствами» является глубокое поражение у пациентов звукового и светового восприятия сигналов системы оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ) при пожаре в здании. Оснащение браслетами: мобильных пациентов без нарушения звукового и светового восприятия; немобильных пациентов; пациентов с девиантным поведением, пациентов с глубоким поражением тактильных (осязательных) чувств является нецелесообразным, так как эвакуация данных категорий производится, как правило, при помощи персонала учреждения или самостоятельно по сигналам СОУЭ.

         В представленном приказе от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Надежные руки», указано, что не заключаются договора на оказания услуг с пожилыми людьми со следующими особенностями здоровья: одновременно глухие и слепые.

Тем самым указанные лица в вышеназванном приказе - (одновременно глухие и слепые) подлежат оснащению «персональными устройствами» браслетного типа.

           Таким образом, вышеуказанные недостатки по – прежнему не устранены.

Суд считает, что при указанных обстоятельствах имеются основания для прекращения деятельности ООО «Надежные руки» по предоставлению социальной услуги по уходу за престарелыми и инвалидами в здании, расположенном по адресу: <адрес>

    Удовлетворение основных исковых требований являются    основанием для удовлетворения производных требовании истца в части обязании Общества с ограниченной ответственностью «Надежные руки» обеспечить постояльцев местом временного пребывания.

     Поскольку при подаче иска истец был освобожден от уплаты госпошлины, понесенные расходы подлежат взысканию в порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в размере 6 000 руб., установленного размера для юридических лиц.

              Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

              ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░       ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░.

          ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

          ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

           ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░

2-4015/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.О. Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы
Ответчики
ООО "Надежные руки"
Другие
Министерство семьи, труда и социальной защиты населения
Гилязов Ильгиз Назирович
АО "Нефтехимремонтстрой"
ОНДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы
Судья
Власюк М.А.
Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky.bkr.sudrf.ru
09.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.09.2022Предварительное судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее