Дело № 2-917/2020
УИД 23RS0008-01-2020-001458-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года Белореченский районный суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
при секретаре Федоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Козырева В.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Козырев В.Н. обратился в суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» в пользу истца задолженности по выплате заработной платы в размере 107 613 рублей 73 копеек и компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела по существу истец Козырев В.Н. уточнил исковые требования, просит суд взыскать с ООО «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» в его пользу задолженность по выплате заработной платы в размере 107 613 рублей 73 копейки, денежную компенсацию за нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы в размере 64 588 рублей 76 копеек и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей (т.2 л.д.1).
В судебном заседании истец Козырев В.Н. на исковых требованиях настаивал, в обоснование чего пояснил, что на основании трудового договора № СК-Ка/92 от ДД.ММ.ГГГГ, он работал водителем автомобиля 5 разряда ООО «СКА». В соответствии с условиями трудового договора местом его работы являлась Белореченская автоколонна Кавказского участка Северо-Кавказского регионального подразделения ООО «СКА». Истцу установлен сменный режим рабочего времени в соответствии с графиками выхода на работу и суммированный учет рабочего времени, который фиксируется соответствующими табелями учета. Режим работы истца предполагал исполнение трудовых обязанностей сверхурочно, а также в праздничные дни и в ночное время. За такие переработки Козыреву В.Н. должна быть начислена доплата к заработной плате, что работодателем сделано не было. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственную инспекцию труда в Иркутской области с жалобой по вопросу нарушения его прав в части неоплаты ночных смен, работы в праздничные дни и сверхурочной работы, где проверкой установлены нарушения трудового законодательства ООО «СКА». Работодатель произвел расчет и выплату указанных выплат за 2018 год, а так же процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ. Также проверкой Госинспекции труда были установлены факты невыплаты истцу сверхурочных за периоды работы в 2015, 2016, 2017 и 2019 годах. При этом, истцу было рекомендовано по данных фактам обратиться в суд. Козырев В.Н. неоднократно обращался к работодателю с просьбой предоставить ему необходимые расчеты, табели учета рабочего времени, графики работ и другие документы, необходимые для расчета образовавшейся задолженности, а также с требованием оплатить задолженность. Однако, ответчик наличие задолженности по выплате заработной платы отрицает. Согласно расчету истца задолженность ООО «СКА» по выплате заработной платы за период 2015, 2016, 2017 и 2019 годов составляет 107 613 рублей 73 копейки. При этом, срок для обращения в суд истцом не был пропущен, поскольку с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате он обратился в период действия трудового договора. Истец был уволен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку были нарушены сроки выплаты заработной платы, с ответчика подлежит взысканию компенсация в размере 64 588 рублей 76 копеек. В связи с нарушением сроков выплаты заработной палаты истцу причинен моральный вред, который он оценивает в 20 000 рублей.
Представитель ответчика ООО «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» Остапенко Ю.А. в судебном заседании возражал против исковых требований, пояснил, что Козырев В.Н. в ООО «СКА» работал в должности водителя автоколонны Белореченск Краснодарского участка Северо-Кавказского регионального подразделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 3.5 правил внутреннего трудового распорядка, приказом ООО «СКА» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД/АУ «О введении суммированного учета рабочего времени» для водителя автомобиля установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - 6 месяцев. Согласно условий трудового договора № СК-Ка/92 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «СКА» и Козыревым В.Н., работнику был установлен сменный режим работы с графиком выхода на работу, утвержденным в установленном порядке. Соответственно, Козыреву В.Н. заработная плата выплачивалась на основании табеля учета рабочего времени и приказов. За периоды работы - 2015, 2016, 2017 и 2019 годы работнику была произведена выплата в полном объеме в соответствии с табелями учета рабочего времени. Задолженность по оплате труда у ООО «СКА» перед работником Козыревым В.Н. отсутствует. Действительно, в ходе проверки государственной инспекции труда было установлено наличие задолженности по заработной плате за период 2018 года, вследствие чего указанная задолженность была выплачена истцу. Однако задолженности за иные периоды работы выявлено не было. Кроме того, Козыревым В.Н. пропущен установленный трудовым законодательством срок для обращения в суд с иском о взыскании задолженности в связи с невыплатой или неполной выплатой заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, за периоды - 2015, 2016 и 2017 годы.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на основании трудового договора № СК-Ка/92 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «СКА» и Козыревым В.Н., истец осуществлял трудовую деятельность в должности водителя автоколонны Белореченск Краснодарского участка Северо-Кавказского регионального подразделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.137-140).
В соответствии с ч.1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Положения ст. 136 ТК РФ определяют обязанность работодателя по своевременной выплате работнику заработной платы в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
На основании ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Пунктом 4 трудового договора № СК-Ка/92 от 07.09.2015 года Козыреву В.Н. установлен сменный режим рабочего времени в соответствии с графиками выхода на работу и суммированный учет рабочего времени, который ведется работодателем и фиксируется табелями учета рабочего времени, с учетным периодом 6 месяцев.
Таким образом, режим работы Козырева В.Н. предполагал осуществление трудовой деятельности сверхурочно, в праздничные дни и в ночное время.
В соответствии со ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Исходя из положений ст.153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
25.03.2019 года Козырев В.Н. обратился в Государственную инспекцию труда в Иркутской области с жалобой в части невыплаты истцу оплаты за работу в ночное время, в праздничные дни и сверхурочной работы.
В соответствии с информацией, предоставленной Федеральной службой по труду и занятости государственной инспекции труда в Иркутской области от 14.05.2019 года, по вопросу о невыплате Козыреву В.Н. заработной платы в полном объеме за 2015, 2016, 2017 год истцу рекомендовано обратиться в суд, поскольку усматривается индивидуальный трудовой спор, разрешение которого возможно только в судебном порядке (т.1 л.д. 12-13).
На основании приказа от 22.06.2020 года Козырев В.Н. был уволен 23.06.2020 года по основанию подп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Согласно представленному истцом расчету, произведенному на основании расчетных листков и табелей учета рабочего времени, сумма невыплаченной заработной платы за сверхурочную работу, работу в выходные дни за период 2015, 2016, 2017 и 2019 годов составляет 107 613 рублей 73 копейки и складывается из следующего:
за период - октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года задолженность составила 10 430 рублей 94 копейки (т.1 л.д. 65);
за период 2016 года задолженность составила 45 141 рубль 25 копеек (т.1 л.д.66-69);
за период 2017 года задолженность составила 38 976 рублей 54 копейки (т.1 л.д.70-74);
за период – январь, февраль, март 2019 года задолженность составила 13 065 рублей (т.1 л.д.75, 76).
Расчет задолженности, представленный истцом, суд находит достоверным, подтвержденным данными согласно табелям учета рабочего времени и расчетными листками (т.1 л.д. 199-147).
Представленный истцом расчет представителем ответчика не был опровергнут в судебном заседании, правильность произведенного расчета также не оспаривалась. В обоснование своих доводов представитель ответчика ссылался лишь на основания пропуска истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании заработной платы.
Таким образом, суд считает доказанным то обстоятельство, что заработная плата истцу не была выплачена в полном объеме с учетом его работы в выходные дни и сверхурочной работы, вследствие чего с ответчика в пользу Козырева В.Н. подлежит взысканию задолженность по заработной плате в общей сумме 107 613 рублей 73 копейки.
При этом, доводы представителя ответчика о пропуске Козыревым В.Н. срока обращения в суд с иском о взыскании задолженности по выплате заработной платы не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Исходя из положений ст.392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Учитывая, что Козырев В.Н. был уволен ответчиком 23.06.2020 года, при этом все положенные выплаты при увольнении истцу произведены работодателем не были, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате за период с 2015 года по 2019 год.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы за период 2015, 2016, 2017 и 2019 года. Размер денежной компенсации составляет 64 588 рублей 76 копеек и складывается из следующего расчета: за 2015 год – 8 515 рублей 24 копейки, за 2016 год – 32 859 рублей 08 копеек, за 2017 год – 20 418 рублей 76 копеек, за 2019 год – 2 795 рублей 68 копеек (т.2 л.д.2-50).
Также в порядке ст. 237 ТК РФ подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
При этом, удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд считает соизмеримой глубине и степени тяжести перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с невыплатой заработной платы, учитывая материальное положение ответчика, а также требования разумности и справедливости, подлежащую взысканию с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» в пользу Козырева В.Н. задолженность по выплате заработной платы в сумме 107 613 рублей 73 копейки, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 64 588 рублей 76 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, всего взыскать 173 202 (сто семьдесят три тысячи двести два) рубля 49 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Волковая