дело № 2-397/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 22 марта 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
с участием представителя истца Ядрищенской Е.Г.,
при секретаре Легкой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулаковой З.С. и Сулакова В.Ф. к администрации Зейского района Амурской области о признании членами семьи и восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
установил:
ПЗС с 19 августа 2005 года состоял на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1 и 2 групп» и являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав его семьи входили Сулакова З.С. и Сулаков В.Ф.
<Дата обезличена> ПЗС умер, в связи с чем администрацией Зейского района снят с учета в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии и исключен из участников указанной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, совместно с ним сняты с учета Сулакова З.С. и Сулаков В.Ф.
Истцы Сулакова З.С. и Сулаков В.Ф. обратились в суд с иском к администрации Зейского района, просят признать их членами семьи ПЗС, признать за ними право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать ответчика восстановить их в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет с 19 августа 2005 года, в обоснование указав, что Сулакова З.С. приходится ПЗС сестрой, Сулаков В.Ф. - зятем, они постоянно проживали с ПЗС по адресу: <адрес> до дня его смерти, вели общее хозяйство, имели общий бюджет и несли расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования, то есть являлись членами его семьи, в связи с чем за ними сохраняется право на получение жилищной субсидии.
В судебное заседание истцы Сулакова З.С. и Сулаков В.Ф. не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивают.
Представитель истца Сулаковой З.С. - Ядрищенская Е.Г. в судебных заседаниях на удовлетворении требований настаивала, указывала, что Сулакова З.С. приходится ПЗС родной сестрой, что установлено решением суда, Сулаков В.Ф. - зятем, жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено Сулакову В.Ф. на основании договора социального найма, в данном жилом помещении они проживали с супругой Сулаковой З.С., после к ним в качестве члена семьи вселился брат Сулаковой З.С. - ПЗС, впоследствии это жилое помещение им всем было передано в общую долевую собственность безвозмездно, они постоянно вместе проживали в нем, заботились и ухаживали за ПЗС, так как он был болен, не мог передвигаться, нуждался в постоянной посторонней помощи, вели общее хозяйство, имели общий бюджет и несли общие расходы.
Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства ЖКХ Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
Представитель третьего лица Министерства строительства и ЖКХ РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с иском не согласен, считает, что переход права на получение жилищной субсидии в случае смерти очередника, состоящего на соответствующей учете, может осуществляться только в отношении гражданина, который на момент смерти уже имел статус «член семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», истцы на момент смерти ПЗС таковыми признаны не были, в связи с чем требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие и принять решение с учетом представленных доказательств.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, (далее - Положение) устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно п.2 и 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания; при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В судебном заседании установлено, что с 19 августа 2005 года ПЗС состоял на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1 и 2 групп» и являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в качестве членов его семьи им заявлены: сестра Сулакова З.С., зять Сулаков В.Ф.
<Дата обезличена> ПЗС умер, в связи с чем администрацией Зейского района снят с учета в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии и исключен из участников указанной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, совместно с ним сняты с учета Сулакова З.С. и Сулаков В.Ф.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно п.п. «з» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780) смерть гражданина является основанием для снятия его с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Буквальное толкование данной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит умерший гражданин, при этом ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи умершего гражданина.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ, вступившим в действие с 1 января 2012 года, статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» дополнена нормой, которой предусмотрен особый вид преемства права на получение жилищной субсидии, а также определен круг лиц, входящих в состав правопреемников. Согласно данной норме, в случае смерти гражданина состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи; в этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Аналогичная норма введена в п.п. «з» п. 21 Положения в редакции Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 909.
Как установлено статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», для целей данного Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст. 31 и ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи собственника и нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в жилом помещении его супруг, дети, родители, а также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены в качестве члена семьи, ведут общее хозяйство.
Таким образом, признание гражданина членом семьи лица, которому предоставляются определенные жилищные права, возможно при установлении факта его вселения в жилое помещение в качестве члена семьи этого лица, совместного проживания и ведения общего хозяйства с ним.
По смыслу закона при признании лица членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения необходимо учитывать факт его вселения в жилое помещение, а также учитывать, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Под ведением общего хозяйства следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Родство и свойство ПЗС с истцами подтверждено соответствующими документами: решением Зейского районного суда от 11 января 2018 года, вступившим в законную силу, установлено, что Сулакова З.С. приходится родной сестрой ПЗС, согласно свидетельству о заключении брака 5 сентября 1977 года между Сулаковым В.Ф. и ПЗС заключен брак, после заключения брака супругам присвоены фамилии: Сулаков, Сулакова.
Как следует из показаний свидетеля ЗГА в судебном заседании, она проживает в <адрес>, с семьей Сулаковых знакома около 10 лет, общается с ними, поэтому ей известно, что Сулакова З.С. и Сулаков В.Ф. проживали вместе с братом Сулаковой З.С. - ПЗС до дня его смерти, брат был вселен к ним в качестве члена семьи, взаимоотношения в семье были хорошие, ПЗС был парализован, Сулакова З.С. и Сулаков В.Ф. ухаживали за ним, он периодически проходил лечение в Береговой больнице, всегда был чистый и опрятный, они вели общее хозяйство, у них был общий бюджет и общие расходы.
Оснований ставить под сомнение достоверность показаний свидетеля ЗГА не имеется, поскольку эти показания согласуются с данными, изложенными истцами в исковом заявлении, объяснениями представителя истца Сулаковой З.С. в судебном заседании, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, его заинтересованности в исходе дела не установлено.
Кроме того, показания свидетеля о факте постоянного проживания истцов с ПЗС подтверждается иными исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно данным справки от 9 февраля 2018 года, представленной администрацией <адрес>, ПЗС с 11 декабря 2009 года и до момента смерти был зарегистрирован совместно с Сулаковой З.С. - сестрой, Сулаковым В.Ф. - зятем в <адрес>.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от 6 декабря 2010 года Сулакову В.Ф. (квартиросъемщику), Сулаковой З.С. и ПЗС передано в общую долевую собственность безвозмездно жилое помещение по адресу: <адрес>, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 1 июля 2011 года Сулаков В.Ф., Сулакова З.С., ПЗС являются собственниками 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение каждый.
Как видно из материалов учетного дела ПЗС, в заявлениях о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы от 22 июня 2011 года, от 8 апреля 2013 года ПЗС указан состав семьи: сестра Сулакова З.С., зять Сулаков В.Ф., согласно справкам администрации <адрес> сельсовета от 29 апреля 2011 года, от 8 апреля 2013 года с ПЗС, зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, совместно зарегистрированы и проживают: сестра Сулакова З.С., зять Сулаков В.Ф.
Согласно информации, представленной ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова», Сулакова З.С. осуществляла ежедневный уход за братом ПЗС, <данные изъяты> с 6 января 2005 года по 12 января 2014 года, который наблюдался в участковой <адрес> больнице, в том числе после перенесенного 6 января 2005 года <данные изъяты>, повлекшего <данные изъяты>, а затем, в 2009 году, <данные изъяты>, при наличии <данные изъяты>, и который находился в тяжелом состоянии, ежегодно проходил курсы профилактического лечения, нуждался в постоянном постороннем уходе.
Таким образом, родство и свойство истцов с ПЗС, их совместное проживание подтверждено соответствующими доказательствами, также установлено, что ПЗС вселен в квартиру Сулаковых в качестве члена семьи, они вели общее хозяйство, заботились друг о друге, то есть являлись членами его семьи.
Следовательно, за Сулаковой З.С. и Сулаковым В.Ф., как членами семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умершего до получения жилищной субсидии, сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет ПЗС и очередности предоставления жилищной субсидии.
Данных о получении Сулаковой З.С. и Сулаковым В.Ф. мер социальной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ответчиком не представлено.
Изложенное указывает на наличие оснований для признания права Сулаковой З.С. и Сулаковым В.Ф. на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сулаковой З.С. и Сулакова В.Ф. удовлетворить.
Признать Сулакову З.С., родившуюся <Дата обезличена> в <адрес>, и Сулакова В.Ф., родившегося <Дата обезличена> в <адрес>, членами семьи ПЗС.
Признать за Сулаковой З.С. и Сулаковым В.Ф. право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области восстановить Сулакову З.С. и Сулакова В.Ф. в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп» с датой постановки на учет с 19 августа 2005 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 23 марта 2018 года
Судья Е.В. Охотская