Именем Российской Федерации
30 августа 2016 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Аладина Д.А.,
При секретаре Матюха Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Михайлова А. Ю. к Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в присвоении адреса жилому дому, обязании присвоить адрес,-
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Михайлов А.Ю. обратился с иском к Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа администрации Раменского муниципального района Московской области в присвоении адреса земельному участку, кадастровый <номер> и жилому дому, кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, обязании администрацию Раменского муниципального района Московской области и присвоить адрес.
В обоснование административного иска истец указал, что Михайлову А.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального и жилищного строительства и т.д., на котором истец возвел жилой дом, кадастровый <номер>, назначение: жилое, площадью <...> кв.м., расположенный по указанному адресу. Право собственности на земельный участок и жилой дом, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> и <дата> соответственно. <дата> истец обратился в Администрацию Раменского муниципального района с заявлением о выдаче постановления о присвоении почтового адреса указанному земельному участку и жилому дому. Письмом от <дата> ответчик уведомил истца об отказе в выдаче постановления о присвоении почтового адреса. <дата> истец повторно обратился в Администрацию Раменского муниципального района с заявлением о выдаче постановления о присвоении почтового адреса указанному земельному участку и жилому дому. Письмом от <дата> ответчик уведомил истца об отказе в выдаче постановления о присвоении почтового адреса. В обоснование отказа сослался на отсутствие разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта планировки данной территории.
В судебном заседании истец Михайлов А.Ю. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – представитель в судебное заседание не явился, представили письменное мнение, которым возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отказе администрации, просили применить срок исковой давности.
Суд, определением, занесенным в протокол определил о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В предмет доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также по делам об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) входит согласно ст. 226 КАС РФ:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца и лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее исковое заявление.
2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Как следует из материалов дела Михайлову А.Ю. на основании договора купли-продажи от <дата> принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального и жилищного строительства, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> ( л.д. 10), на котором истцом возведен жилой дом, кадастровый <номер>, назначение: жилое, площадью <...> кв.м., количество этажей 3, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> ( л.д. 11). На объект недвижимого имущества выдан кадастровый паспорт, жилому дому присвоен кадастровый <номер>, из которого видно, что данный объект является жилым трехэтажным домом ( л.д.14). Сообщением от <дата> Администрация Раменского муниципального района на обращение Михайлова А.Ю. от <дата> отказала в присвоении адреса жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, на том основании, что на территории городского поселения Раменское, расположены 3 нитки действующего кольцевого магистрального нефтепродуктопровода. Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов согласно пункта 7.15 и таблицы <номер> «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» установлены минимально допустимые расстояния до различных объектов планируемого строительства, максимальная величина которой составляет <...> от оси трубопровода в обе стороны. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» <номер> от <дата>. (с изменениями на <дата>.) «Правил технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов» без письменного разрешения РПУ «<...>» в охранной зоне действующих нефтепродуктопроводов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Возводить любые постройки и сооружения. При необходимости проведения работ вблизи и в охранной зоне необходимо получить в ОАО «<...>» технические условия, оформить разрешение на производство работ, наряд-допуск, согласовать мероприятия, обеспечивающие сохранность действующих нефтепродуктопроводов ( л.д. 18). Как следует из материалов дела, Михайлов А.Ю. возложенные на него обязанности по представлению документов не исполнил.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов относится, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах соответствующих муниципальных образований, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
При этом под объектом адресации понимается один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации Правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Постановление N 1221).
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 1221 присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 7 Постановления N 1221 присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 20 Постановления N 1221 присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
В соответствии с п.40 Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулировании адресов» ( далее Правила) в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Согласно п. 34 Правил к заявлению прилагаются следующие документы:
а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации;
б) кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации);
в) разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) и (или) разрешение на ввод объекта адресации в эксплуатацию;
г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса);
д) кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет);
е) решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (в случае присвоения помещению адреса, изменения и аннулирования такого адреса вследствие его перевода из жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение);
ж) акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации);
з) кадастровая выписка об объекте недвижимости, который снят с учета (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 14 настоящих Правил);
и) уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений по объекту адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил).
Согласно пунктам 47 - 50 Постановления N 1221 структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района); населенный пункт, наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства; номер земельного участка.
В силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее - Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22), зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Вместе с тем, федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом действующим законодательством к полномочиям эксплуатирующей организации отнесены функции по обеспечению контроля за выполнением работ в охранных зонах.
Магистральный нефтепродуктопровод является потенциально опасным объектом, в связи с чем, устанавливается охранная и минимально безопасное расстояние по всей его протяженности. Строительство вблизи с данным объектом без согласования с АО «Мостранснефтепродукт» и другими службами, отвечающими за безопасность и обеспечение жизнедеятельности населения, является опасным, так как нефтепродуктопровод представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Одним из устанавливаемых ограничений являются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно п. 4.1 Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны.
Согласно п.4.4 Правил в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
а) возводить любые постройки и сооружения;
б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;
в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;
г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;
д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30 марта 1985 г. N 30 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (далее - СНиП 2.05.06-85*). СП 36.13330.2012. Свод правил.
Пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85* предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 СНиП 2.05.06-85*.
Кроме охранных зон магистральных трубопроводов установлены минимальные безопасные расстояния, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие-либо здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов или уполномоченной ею организацией.
Принимая во внимание, что спорный жилой дом возведен на земельном участке без письменного разрешения РПУ «<...>» в охранной зоне действующих нефтепродуктопроводов, где запрещается возводить любые постройки и сооружения, а при необходимости проведения работ вблизи и в охранной зоне необходимо получить в ОАО «<...>» технические условия, оформить разрешение на производство работ, наряд-допуск, согласовать мероприятия, обеспечивающие сохранность действующих нефтепродуктопроводов, суд полагает, что у Администрации Раменского муниципального района Московской области имелись основания для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Кроме того, административным ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности при оспаривании решения органа местного самоуправления.
Так, согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый Михайловым А.Ю. письменный отказ Администрации Раменского муниципального района Московской области датирован <дата>, в то время как исковое заявление подано в суд <дата>.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Михайлова А.Ю. не подлежат удовлетворению в связи с пропуском истцом срока исковой давности при оспаривании решения органа местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 174-175, 219 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Михайлова А. Ю. о признании незаконным отказ администрации Раменского муниципального района Московской области в присвоении адреса жилому дому, кадастровый <номер>, назначение: жилое, площадью <...> кв.м., количество этажей <...>, расположенный по адресу: <адрес>, обязании администрацию Раменского муниципального района Московской области присвоить почтовый адрес жилому дому, кадастровый <номер>, назначение: жилое, площадью <...> кв.м., количество этажей <...> расположенный по адресу: <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2016г.
Федеральный судья