Дело №а-159/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2016 года <адрес>
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай к Булатову Б.А. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд и пени,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай в лице начальника Шевченко О.Н. обратилось в Чемальский районный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Булатову Б.А. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 15664 рублей 09 копеек, пени в размере 4 рублей 31 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3072 рублей 57 копеек, пени в сумме 0 рублей 84 копеек.
Требования мотивированы тем, что Булатов Б.А. был зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов в государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе РА в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на территории Чемальского района Республики Алтай с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ответчик прекратил предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке, однако обязательства по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в полном объеме не исполнил. Согласно расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 15644 рубля 09 копеек, по страховым взноса в федеральный фонд ОМС – 3072 рубля 57 копеек. В связи с тем, что ответчиком страховые взносы уплачены не были, учреждением начислены пени на недоимку по взносам на обязательное пенсионное страхование (по страховой части пенсии) в сумме 4 рублей 31 копейки, на недоимку по уплате страховых взносов в федеральный фонд ОМС – 0 рублей 84 копеек, и направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, которое до настоящего времени не исполнено. Истец просит взыскать недоимку и пени в судебном порядке.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, представитель административного истца Джумагулова Е.С. административное исковое заявления поддержала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в нем. Административный ответчик Булатов Б.А. требования иска не признал, суду пояснил, что имеет инвалидность 2 группы, и по состоянию здоровья не мог работать, ГУ-Управление ПФР в Чемальском районе из его пенсии удержаны 100000 рублей.
В настоящее судебное заседание стороны не явились, административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен, повестка суда Булатову Б.А. не вручена в связи с отсутствием его по адресу регистрации по месту жительства. В соответствии со ст. 101 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) суд считает Булатова А.Б. надлежаще извещенным, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ определил о рассмотрении дела без участия сторон.
Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 17 КАС РФ предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному медицинскому страхованию являются также индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № Булатов Б.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №) и осуществлял свою деятельность на территории Республики Алтай с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно являлся плательщиком страховых взносов.
В силу ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со статьей 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 14 Закона № 212-ФЗ установлен следующий порядок расчета размера уплачиваемых страховых взносов. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (ч. 1). В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (п.1 ч. 1.1.). Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2).
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно (ч.4).
Статьей 12 Закона № 212-ФЗ установлены следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
Согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам №Р01150001647 от ДД.ММ.ГГГГ плательщика страховых взносов Булатова Б.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составили 15664 рубля 09 копеек (страховая часть), страховые взносы в федеральный фонд ОМС на обязательное медицинское страхование – 3072 рубля 57 копеек.
В связи с тем, что страховые взносы ответчиком внесены не были, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай начислена пеня на сумму недоимки по страховым взносам и направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам и пени. В соответствии с требованием ответчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежало уплатить задолженность в сумме 18741 рубля 81 копейки, из которых недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 15664 рубля 09 копеек (страховая часть), пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 4 рубля 31 копейка (по страховой части), недоимка по страховым взносам в федеральный фонд ОМС – 3072 рубля 57 копеек, пени на недоимку по страховым взносам в федеральный фонд ОМС – 0 рубля 84 копейки.
Из представленного истцом реестра поступления платежей от страхователя Булатова Б.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что обязательства по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не исполнены.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ Булатовым Б.А. не оспорено. Доказательств уплаты страховых взносов ответчиком суду не представлено.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ неисполнение плательщиком страховых взносов в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов является основанием для взыскания суммы задолженности в судебном порядке. Исковое заявление подано истцом в установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени.
Расчет суммы задолженности суд признает верным, подтвержденным материалами дела. Расчеты страховых взносов и пени произведены в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
Доводы ответчика о том, что им по состоянию здоровья фактически не осуществлялась предпринимательская деятельность, признаются судом не состоятельными, ввиду следующего.
В Определении Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 № 1116-О разъяснено, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в арбитражный суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Кроме того, в связи с заявлением Булатова Б.А. об удержании с выплачиваемой ему пенсии денежных средств в размере 100000 рублей на основании исполнительных документов, выданных ГУ-УПФР в Чемальском районе, судом запрошены и исследованы материалы исполнительных производств № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанных производств, усматривается, что денежные средства были удержаны с индивидуального предпринимателя Булатова Б.А. в бесспорном порядке на основании постановлений ГУ-УПФР в Чемальском районе о взыскании задолженности по страховым взносам от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, т.е. в связи с неуплатой страховых взносов по требованиям, выставленным за отчетный период с 2011 по 2014 годы. Предметом настоящего искового заявления является задолженность по страховым взносам, подлежащим уплате за отчетный 2015 год, в связи с чем удержание денежных средств по вышеуказанным исполнительным документам, не относится к существу рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах, суд признает административное исковое заявление органа контроля за уплатой страховых взносов правомерным и обоснованным, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 103, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика Булатова Б.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, составляющая на основании п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ 749 рублей 67 копеек, от уплаты которой в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай освобождено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай к Булатову Б.А. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд и пени, удовлетворить.
Взыскать с Булатова Б.А., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 15664 рублей 09 копеек, пени в размере 4 рублей 31 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3072 рублей 57 копеек, пени в сумме 0 рублей 84 копеек.
Взыскать с Булатова Б.А. в доход бюджета Муниципального образования «Чемальский район» государственную пошлину в сумме 749 рублей 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ