Дело №2-1337/2024
(УИД 65RS0005-02-2024-001157-54)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2024 года Корсаковский городской суд
Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи Р.В. Шевченко
при секретаре И.С. Пак
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Корсаковского городского округа к Калашниковой Ирине Сергеевне о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ администрация Корсаковского городского округа (далее – администрация КГО, истец) обратилась в Корсаковский городской суд с иском к Калашниковой И.С. о возложении обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в целях установления пожарных извещателей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что решением суда, вступившим в законную силу, на истца возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к установке автономного пожарного извещателя в спорном жилом помещении, в связи с чем, с ИП К. заключен муниципальный контракт на оказание услуг по установке пожарных извещателей в жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности. Подрядчиком неоднократно принимались меры к выполнению задания по контракту, однако доступ в жилое помещение обеспечен не был. Спорное жилое помещение по договору социального найма было предоставлено ответчику.
В судебное заседание ответчик Калашникова И.С. не явилась, согласно адресной справке ОВМ ОМВД России по Корсаковскому ГО зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В пунктах 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п.1 ст.165.1 ГК РФ).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Неполучение ответчиком судебных извещений суд расценивает как его уклонение от получения почтовой корреспонденции и явки в судебное заседание, как отказ от использования права на личное участие при рассмотрении дела.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, с учетом мнения представителя истца, определил рассматривать дело в отсутствие ответчика.
Представитель истца администрации КГО Санжаров А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичная норма содержатся в статье 3 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля, и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В пунктах 4, 5 и 12 статьи 20 Жилищного кодекса РФ указано, что предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 12 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими доказыванию по настоящему делу, являются выявленные, то есть подтвержденные, факты нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством.
В статье 16.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024) указано, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления исполнительным органам субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Согласно пункту 85.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 (ред. от 30.03.2023), в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели.
Согласно пункту 1 статьи 8 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области" (ред. от 29.10.2024), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; - организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (под.3, 6).
Из материалов дела следует, что согласно договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГг. заключенного между департаментом имущественных отношений администрации КГО, действующим от имени муниципального образования «Корсаковский городской округ», и Калашниковой Ириной Сергеевной, ей предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, город Корсаков, улица 2-ой микрорайон, дом 2, квартира 92.
Решением Корсаковского городского суда от 25 июля 2023 года, вступившим в законную силу 02 ноября 2023 года, по гражданскому делу №2а-930/2023, на администрацию КГО возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к установке автономного пожарного извещателя в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
19 января 2024 года между департаментом имущественных отношений администрации КГО и ИП К. заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по установке пожарных извещателей в жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности Корсаковского городского округа.
ИП К. 27 апреля 2024 года, 02 июня 2024 года и 18 июля 2024 года составлены акты об отказе предоставить доступ в жилое помещение (квартиру) по адресу: <адрес>.
С учетом вышеизложенных норм, учитывая, что ответчик добровольно доступ в квартиру не предоставляет, препятствует истцу в выполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на Калашникову И.С. обязанности обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для установки автономного пожарного извещателя.
Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации
При таких обстоятельствах, когда исковые требования истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, удовлетворены, с учетом статей 333.19 и 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования «Корсаковский городской округ» в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации Корсаковского городского округа к Калашниковой Ирине Сергеевне о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, - удовлетворить.
Возложить на Калашникову Ирину Сергеевну, <...>, обязанность предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для установки автономного пожарного извещателя, в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Калашниковой Ирины Сергеевны, <...>, в доход бюджета муниципального образования «Корсаковский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2024 года.
Председательствующий судья Р.В. Шевченко