УИД: 50RS0004-01-2020-002074-45
№2а-1500/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 04 декабря 2020 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:Председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.
При секретаре судебного заседания Холодовой С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликовой Ю. В. к государственному лесному инспектору <адрес> Волоколамского филиала Государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» о признании незаконным предписания,
Установил:
Куликова Ю.В. обратилась в суд административным исковым заявлением, просит признать незаконным предписание государственного лесного инспектора <адрес> Волоколамского филиала Государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» Чусова Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что указанное предписание было вынесено при осуществлении федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах путем проведения осмотра территорий лесных участков. Проведение осмотра территории лесного участка может быть осуществлено лишь при наличии планового задания, утвержденного соответствующим актом уполномоченного должностного лица.
В оспариваемом предписании отсутствует указание на плановое задание, что свидетельствует о незаконности проведенного осмотра и принятого на его основании предписания.
В судебное заседание административный истец Куликова Ю.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. Представитель административного истца по доверенности Козырев Д.Е. в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие административного истца, его представителя, требования поддерживает. Также, указал, что вступившим в законную силу решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным положение Порядка о праве инспекторов вносить предписание после осмотра лесных участков.
Административный ответчик государственный лесной инспектор <адрес> Волоколамского филиала государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» Чусов Н.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель Государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособлес» Чусовым Н.В. в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах выдано Куликовой Ю.В. предписание № об устранении нарушений лесного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести мероприятия на земельном участке с кадастровым номером №, прилегающим к территории лесного фонда, а именно к кварталу 2 Шаховского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного в близи д. Новоникольское городского округа <адрес> в соответствии с пунктом 9 (1) раздела II Правил пожарной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно очистить от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделить противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Земельный участок с кадастровым номером № по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ, передан ООО "Имперант" Куликовой Ю.В.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Куликовой Ю.В. составлен протокол от об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 417 утвердило Правила пожарной безопасности в лесах, согласно пункту 9 (1) которых в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из содержания частей 2.1 и 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет, в том числе Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 394 должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ N 233, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 43484 федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах) (п.10).
Проверки граждан проводятся должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, при проведении мероприятий по контролю в лесах (п. 12).
Предписание об устранении выявленных нарушений требований лесного законодательства выдается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю не позднее 3 рабочих дней с момента оформления акта проверки (п. 72).
В соответствии с п. 3.3 Приказа Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 27П-2029 "Об утверждении Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах <адрес>" при наличии у государственного лесного инспектора сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений лесного законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, полученных в ходе проведений мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, государственный лесной инспектор направляет служебную записку директору филиала - лесничему для решения вопроса об объявлении юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережения о недопустимости нарушения лесного законодательства и предложении юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения требований лесного законодательства и уведомить об этом филиал в установленный в таком предостережении срок (в случаях, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности).
По смыслу вышеприведенных норм предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия, поскольку за неисполнение предписания установлена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Предписание выдается по результатам проверки об устранении конкретных выявленных нарушений, но не о способе такого устранения. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не были устранены. При этом закон не предоставляет должностному лицу право определять конкретные действия, подлежащие совершению лицом, получившим предписание.
Кроме того, установлено, что решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7 пункта 4.1 Подраздела IV Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах <адрес>, утвержденные распоряжением комитета лесного хозяйства <адрес> №РВ-5 от ДД.ММ.ГГГГ и приказом Комитета лесного хозяйства <адрес> №п-2029 от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено право государственных лесных инспекторов в ходе осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
С учетом изложенного оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона, в связи, с чем административный иск Куликовой Ю.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Куликовой Ю. В. удовлетворить.
Признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное государственным лесным инспектором <адрес> Волоколамского филиала Государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» в отношении Куликовой Ю. В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
Судья Е.Н. Коняхина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.