ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 2-4315/2022 (№ 33-2697/2023)
20 февраля 2023 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Набиева Р.Р.,
судей Кривцовой О.Ю., Фроловой Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Муглиевой В.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по иску Васильева М.Л. к ООО «БашРТС» о признании незаконным начислений доначислений, взыскании штрафа с направлением суммы штрафов на снижение размера задолженности за коммунальные услуги, признании (применение) не соответствующим действующему законодательству норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды и норматива потребления коммунальной услуги ГВС, возложении обязанности произвести пересчёт ранее начисленных платежей, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Васильев М.Л. обратился в суд с иском к ООО «БашРТС», в котором с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным начисления сверхнормативной платы на сумму 36 006,28 руб., а также доначисления в размере 627,51 руб. за октябрь 2018 г., взыскать штраф в размере 18 003,14 руб. в порядке ст. 155.1 Правил №... (50 % от 36 006,28 руб.), направлении суммы штрафа на снижение размера задолженности за коммунальные услуги, штраф по п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», признать не соответствующим действующему законодательству (применение) норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,0601 Гкал/м3 и норматива потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3, возложении обязанности произвести пересчёт ранее начисленных платежей за период с декабря 2018 г., произвести перерасчет платы по показаниям ИПУ на сумму 12 444,97 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., возместить судебные расходы по направлению почтовой корреспонденции в адрес ответчика в размере 1 602,40 руб. Требования обоснованы тем, что истец является собственником 2/5 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную адрес, расположенную в многоквартирном доме по адресу: адрес. С дата по инициативе ресурсоснабжающей организации собственников и нанимателей данного жилого дома перевели на прямые договоры с ООО «БашРТС». С этого момента ответчик является для собственников многоквартирного дома по адресу: адрес, ресурсоснабжающей организацией. Многоквартирный дом имеет децентрализованную систему горячего водоснабжения. Истец считает, что ответчик длительное время неправомерно производит избыточное начисление и взимание платы. Указывает, что ответчик при начислении платы использует норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для ГВС равной 0,0601 Гкал/м3, чем нарушает требования п. 6 ст. 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, так как данный норматив установлен для многоквартирных домов с централизованной системой горячего водоснабжения, а спорный многоквартирный дом имеет закрытую и децентрализованную систему водоснабжения, следовательно, необходимо применять объем тепловой энергии не более 0,04916 Гкал/ м3. В связи с чем, имеет место необоснованное начисление 29 963,57 руб. и с учетом пени с марта по декабрь 2021 г. в размере 6 042,71 руб., всего: 36 006,28 руб. Также указал о необходимости перерасчета показания потребления «тепловой энергии ГВ» исходя из показаний ИПУ в размере 12 244,97 руб., необоснованное начислено сверх 579,23 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Васильева М.Л. ставится вопрос об отмене решения суда его незаконности и необоснованности, в том числе, поскольку судебное заседание проведено в его отсутствие при отложении судебного заседания на 10 ч. 30 мин и фактического проведения заседания с 10 ч. 00 мин до 10 ч. 20 мин, то есть до назначенного времени.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия полагает необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются, в том числе, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с главой 15 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей судебное разбирательство в суде первой инстанции, после открытия судебного заседания (ст. 160 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), проверки явки участников процесса (ст. 160 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) председательствующий объявляет состав суда и разъясняет лицам, участвующим в деле их право заявлять самоотводы и отводы (ч. 1 ст. 164 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) и составляется протокол в письменной форме.
При этом в силу ст. 160 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание открывается в назначенное для разбирательства дела время.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора данные нормы процессуального права нарушены судом первой инстанции.
Так, согласно протокола судебного заседания от 27 июля 2022 г. судебное разбирательство было отложено на 10 ч. 30 мин 19 августа 2022 г., о чем стороны лично расписались в судебном извещении на л.д. 194.
Согласно протокола от 19 августа 2022 г. судебное заседание открыто в 10 ч. 00 мин и закрыто в 10 ч. 20 мин после оглашения резолютивной части решения. Само заседание проведено в отсутствие сторон.
Согласно оптическому диску на л.д. 208 прикрепленному к делу в конверте с пометками «2-4315/22, аудиозаписи с/з 18.07.2022, 27.07.2022, 19.08.2022, Бадретдинова А.И.» какие-либо записи отсутствуют, аудиопротоколирование хода судебного разбирательства не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции нарушены положения ст. ст. 160, 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к нарушению прав сторон на личное участие в судебном заседании и как следствие к нарушению права на судебную защиту.
В связи с чем, на основании п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для безусловной отмены решения суда.
При разрешении спора, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Васильева М.Л. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Васильев М.Л. является сособственником адрес, расположенной в многоквартирном доме по адресу: адрес.
С дата по инициативе ресурсоснабжающей организации собственников и нанимателей данного жилого дома перевели на прямые договоры с ООО «БашРТС». С этого момента ответчик является для собственников многоквартирного дома по адресу: адрес, ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1).
Правительством Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, абзацем 1 пункта 42(1) которых предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42(1)).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 этого же пункта).
В силу пункта 42(2) этих же Правил (в редакции от 26.12.2016, применяемых к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г.) способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2).
Пунктом 3 этого же Постановления установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 479 от 28 сентября 2018 г. с начала отопительного сезона 2019-2020гг. все муниципальные образования Республики Башкортостан переходят на новый способ оплаты за тепловую энергию - в течение отопительного периода.
До сентября 2019 года жители республики платили за отопление равномерно в течение календарного года.
Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период.
Таким образом, за отопительный период 2018 г. расчеты за потребленную тепловую энергию в городе Уфе в части коммунальной услуги по отоплению производились равномерно в течение календарного года, в связи с чем корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения №... к Правилам №....
Как следует из материалов дела, в феврале 2019 г. истцу осуществлено доначисление платы за отопление за октябрь 2018 г. в размере 627,51 руб., что соответствует вышеуказанным требованиям закона, нарушение прав истца не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным доначисления в размере 627,51 руб. за октябрь 2018 г. не имеется.
Судебная коллегия также не усматривает оснований для признания неправомерными в нарушение требований закона действий ответчика о применении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,0601 Гкал/м3 и норматива потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3, и соответственно, по мнению истца, необоснованному сверхнормативную начислению ответчиком платы за «отопление», «горячую воду» на сумму 29 336,06 руб.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
При этом согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения как платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354), так и платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Из формулы 20.2 Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании, товариществу) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды.
В соответствии с названной формулой размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле
Pгвiодн = Vгвiодн x Tхв + qvкр x Vгвiодн x Tкр,
где:
Vгвiодн - объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;
ТХВ - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
qvкр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или определенный по формуле 20.1 приложения 2 к Правилам N 354.
Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из формулы 20.1 приложения 2 к Правилам N 354 следует, что величина qvкр вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Особенности применения данных формул в отношении способа приготовления горячей воды сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Расчеты тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения и отопления, выполнены истцом исходя из нормативов потребления согласно постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях, коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" и постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом".
Возражая относительно действий ответчика, истец указывает, что расчет платы за тепловую энергию для нужд ГВС и подогрев ХВ для нужд ГВС ответчик производит, используя норматив для домов с центральным теплоснабжением на горячую воду, без учета того обстоятельства, что обслуживаемые ответчиком дом, в котором находится помещение истца, не подключен к централизованным системам горячего водоснабжения, оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами.
Учитывая вышеизложенные формулы, которые содержатся в главе IV приложения 2 к Правилам N 354, в которой установлен порядок определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, судебная коллегия указывает, что размер обязательств по оплате тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды, ограничен нормативом расхода соответствующего коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также от периода времени года (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 54 Правил N 354 применяется в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе индивидуального теплового пункта, котельной.
В случае, если индивидуальный тепловой пункт не используется для производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а используется в качестве теплообменника, то применяются формулы, используемые для расчета платы за отопление, предоставляемое централизованно.
При централизованном отоплении объем коммунальной услуги отопления определяется в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354, при нецентрализованном - в соответствии с пунктом 54 Правил N 354.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2018 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" нормативные положения, содержащиеся в абзаце третьем пункта 42 (1) Правил N 354, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, абзац третий и четвертый пункта 42 (1) Правил N 354 ссылался на формулы расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (Раздела I Приложения N 2 к Правилам 354), при этом формулами было предусмотрено, что тепловая энергия поставляется по сетям централизованного теплоснабжения. Следовательно, положения Постановления КС РФ N 30-П не распространяются на регулирование отношений по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирных домах с децентрализованной системой отопления.
Наличие центрального теплового пункта или индивидуального теплового пункта в МКД не является признаком централизованного теплоснабжения, при его наличии отопление может быть как централизованным, так и децентрализованным, а схема теплоснабжения зависимая или независимая. Понятие централизованного теплоснабжения в законодательстве не установлено.
Таким образом, поскольку в технической документации МКД, в котором находится помещение истца, не содержится сведений об оснащении дома централизованной системой теплоснабжения, напротив теплоснабжение обеспечивается индивидуальными автономными источниками теплоснабжения, действия ответчика по расчету в соответствии с пунктов 54 Правил №... отвечают требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о признании не соответствующим действующему законодательству применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,0601 Гкал/м3 и норматива потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3, признании незаконным начисления сверхнормативной платы на сумму 36 006,28 руб., и как следствие для взыскания штрафа в размере 18 003,14 руб. в порядке ст. 155.1 Правил №... (50 % от 36 006,28 руб.) с направлением суммы штрафа на снижение размера задолженности за коммунальные услуги, судебная коллегия также не усматривает.
Судебная коллегия также не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести пересчёт ранее начисленных платежей за период с декабря 2018 г., произвести перерасчет платы по показаниям ИПУ на сумму 12 444,97 руб. на основании вышеуказанных доводов.
Также судебная коллегия указывает, что из материалов дела следует оборудование жилого помещения истца индивидуальным прибором учета горячей воды, однако, как видно из детализированного расчета платы за коммунальные услуги по спорному жилому помещению, с разбивкой по месяцам, представленного ответчиком, в спорный период показания по данному прибору истцом не передавались, свидетельство о поверки не предоставлялось, доступ в занимаемое жилое помещение для снятия контрольных показаний истцом не был обеспечен.
В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что действительно не передавал показаний ИПУ потребления воды в связи с тем, что передача показаний ИПУ является правом, а не обязанностью собственника помещения.
Судебная коллегия указывает, что действительно положениями ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №... от 6 мая 2011 г. на собственников помещений не возложена обязанность и сроки передачи показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и водоснабжения. Вместе с тем, непредставление потребителем показаний индивидуального прибора учета влечет для него неблагоприятные последствия, предусмотренные п. 59 Правил №....
В связи с чем, ввиду непредставления истцом показаний ИПУ потребления воды ему правомерно производилось начисление потребления в соответствии с п. 59 Правил №....
При этом ответчик также пояснил, что 27 октября 2022 г. от истца им получено свидетельство о поверки на ИПУ потребления воды и в связи с заменой в квартире истца ИПУ потребления воды с №... на ИПУ с №.... С учетом показаний в замененном приборе в размере 989 м3., истцу произведен перерасчет платы за потребление воды.
В свою очередь, истец подтвердил, что в его квартире произведена замена ИПУ, на момент замены прибора показания составили 989 м3 с соответствии с которым произведен перерасчет потребления воды, и он не оспаривает, что им оплачено и удержано ответчиком плата за потребление воды в указанном размере показаний ИПУ, но указывает, что в декабре в декабре 2018 г. ему начислена плата потребления ГВС по показаниям ИПУ в размере 920 м3, однако, после сверки установлено, что показания ИПУ составляли 894 м3, в связи с чем, по его мнению, на стороне ответчика имеется неосновательное начисление платы и перерасчет потребления разницы в 26 м3 не произведен.
Вместе с тем, ссылка истца на то, что в декабре 2018 г. ему начислена плата потребления ГВС по показаниям ИПУ в размере 920 м3, однако, после сверки установлено, что показания ИПУ составляли 894 м3, в связи с чем на стороне ответчика имеется неосновательное начисление, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований истца об осуществлении перерасчета, поскольку в суде апелляционной инстанции истец не оспаривал, что ответчиком произведен перерасчет платы исходя из показаний ИПУ на момент его замены в показаниях 989 м3, в которое вошло в том числе, указываемое истцом потребление воды в декабре 2018 г. При этом представитель ответчика пояснил, что указанный перерасчет произведен с учетом переданных показаний и по тем начислениям, по которым не истек срок исковой давности с учетом обращения истца с заявлением о перерасчете. Потребление воды по новому ИПУ истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для суждений о нарушении права истца действиями ответчика и соответственно о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании штрафа по п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., и как следствие оснований для возмещения истцу судебных расходов по направлению почтовой корреспонденции в адрес ответчика в размере 1 602,40 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2022 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Васильева М. Л. (паспорт 76 03 803211) к обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (ОГРН 1050204518396) о признании незаконным начислений доначислений, взыскании штрафов с направлением суммы штрафа на снижение размера задолженности за коммунальные услуги, признании (применение) не соответствующим действующему законодательству норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды и норматива потребления коммунальной услуги ГВС, возложении обязанности произвести пересчёт ранее начисленных платежей, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 февраля 2023 г.
Справка: судья Жучкова М.Д.