РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 г. г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Постниковой П.В.,
при секретаре Тодрик Н.В.,
с участием истца Бочарова К.Л., его представителей Бочаровой М.В., Солодухина О.В.,
представителя ответчика Министерства обороны РФ и третьего лица Военного комиссариата Орловской области Сырцевой О.А.,
заместителя прокурора Орловского района Орловской области Забусова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда гражданское дело по иску Бочарова К. Л. к Министерству обороны РФ о взыскании компенсации морального вреда, ежемесячной денежной компенсации, единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бочаров К.Л. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ о взыскании компенсации морального вреда, ежемесячной денежной компенсации, единовременной выплаты. В обоснование иска указал, что с Дата он был призван на военную службу в Вооруженных силах РФ. В ряды ВС РФ он был принят без ограничений по здоровью, до службы в армии какого - либо врожденного либо иного заболевания не имел. С Дата проходил службу по контракту.
В период действия контракта Дата около 11 часов, участвуя в первенстве по перетягиванию каната, потерял сознание, был осмотрен врачом Скорой помощи и доставлен в ЦВБ г. Луховицы. Дата был переведен в ОриИТ ФГКУ «1586» МО РФ, где ему был диагностирован инфаркт головного мозга в бассейне правой средней мозговой и задней мозговой артерий. Дата Бочаров К.Л. был переведен в 24 неврологическое отделение. Далее Дата был переведен в филиал №2 ФГБУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского» Министерства обороны России. Далее Дата он был переведен для продолжения лечения и восстановления в филиал №1 ЛРКЦ МО РФ.
Дата Бочарову К.Л. установлена инвалидность второй группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Истец полагает, что такие тяжелые последствия для его здоровья наступили вследствие халатного отношения руководства военной части, а также организаторов соревнований, выразившегося в том, что не была заранее запрошена информация о жаркой погоде в день соревнований. Кроме того, он был доставлен в больницу с существенной задержкой по времени, что вызвало еще большее осложнение здоровья В ходе лечения он перенес физические страдания, от последствий заболевания (травмы) будет страдать всю жизнь.
В связи с чем истец Бочаров К.Л. с учетом уточнения требований просил суд взыскать с Министерства обороны РФ в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 рублей, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 7000 рублей, единовременное пособие в сумме 2 000 000 рублей, обязать ответчика обеспечить дальнейшее предоставление возможности проходить лечение, включая операции, санаторное лечение, реабилитационный центр, послеоперационное лечение, обеспечить проезд к месту лечения.
В судебном заседании истец Бочаров К.Л., его представители Бочарова М.В., Солодухин О.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ и третьего лица Военного комиссариата Орловской области Сырцева О.А. возражала против удовлетворения исковых требований, суду показала, что истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что Министерство обороны Российской Федерации являлось непосредственным причинителем вреда здоровью истца, либо совершало какие-либо иные противоправные действия по отношению к истцу, доказательства, подтверждающие виновность и причинно-следственную связь, также отсутствуют. Выплаты, причитающиеся военнослужащему Бочарову К.Л. в соответствии с действующим законодательством (страховая выплата в размере 1231784,77 руб., и ежемесячная выплата по инвалидности) были осуществлены и осуществляются в полном объеме. Кроме того, отмечает, что Министерство обороны Российской Федерации не осуществляет единовременные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", поскольку согласно п. 2 "Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей" (приказ Министра обороны от 2 февраля 1999 г. N 55) указанные пособия выплачиваются не Министерством обороны Российской Федерации, а организацией, с которой заключено соглашение на проведение данных выплат. Такой организацией в настоящее время является АО «СОГАЗ».
Третьи лица - Командир в/ч 25801, Военно - врачебная комиссия ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ в судебное заседание не явились, надлежаще извещались о слушании дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Забусова А.А., полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
Общие обязанности лиц, проходящих военную службу, закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", а также в утвержденных Указом Президента Российской Федерации от Дата N 1495 Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которым воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего, в том числе, выполнять свой воинский долг умело и мужественно, беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3. Постановления от Дата N 6-П, заключая контракт о прохождении военной службы и приобретая особый правовой статус военнослужащего, гражданин, таким образом, добровольно принимает на себя обязательства соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности и поддерживать необходимый уровень квалификации в течение срока действия контракта, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, соблюдать общепринятые правила поведения и этики.
Из материалов дела усматривается, что Бочаров К.Л. добровольно приступил к исполнению обязанностей военнослужащего с Дата, заключив соответствующий контракт.
В Постановлении от Дата N 17-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что военная и аналогичная ей служба представляет собой, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
В п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от Дата N 8-П указано, что, учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование их жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы.
В соответствии с п. 5 ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих" возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от Дата N 18-П, в системной связи со ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его ст. 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что ст. 1084 ГК РФ не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена.
Как следует из материалов дела, Дата около 11 часов, Бочаров К.Л., участвуя в первенстве по перетягиванию каната, потерял сознание, был осмотрен врачом Скорой помощи и доставлен в ЦВБ г. Луховицы. Дата был переведен в ОриИТ ФГКУ «1586» МО РФ, где ему был диагностирован инфаркт головного мозга в бассейне правой средней мозговой и задней мозговой артерий. Дата Бочаров К.Л. был переведен в 24 неврологическое отделение. Далее Дата был переведен в филиал № ФГБУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского» Министерства обороны России. Далее Дата он был переведен для продолжения лечения и восстановления в филиал № ЛРКЦ МО РФ.
Из Заключения БУЗ Орловской области «Орловское бюро судебно - медицинской экспертизы» № от Дата следует, что за время нахождения Бочарова К.Л. на стационарном лечении после событий Дата в ходе выполненных ангиографического и ультразвукового методов исследований было диагностировано заболевание - фибромускулярная дисплазия правой внутренней сонной артерии. Данное заболевание является врожденным, неопределенно долгое время может протекать бессимптомно, не оказывая существенного влияния на качество жизни больного. Данное заболевание явилось причиной развития неблагоприятного исхода (ишемического инсульта). Из представленных на экспертизу документов следует, что пациенту проведены в полном объеме все диагностические и лечебные, реабилитационные мероприятия. Каких - либо дефектов диагностики не выявлено, всё проводимое лечение выполнено правильно.
Допрошенная в судебном заседании начальник БУЗ ОО «ОБСМЭ» государственный судебно - медицинский эксперт Слюсаренко П.М. выводы своего заключения поддержала.
Суд принимает вышеуказанное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства и кладет его в основу решения, при этом исходит из того, что заключение соответствует требованиям ст. ст. 85, 86 ГПК РФ.
Достаточных и допустимых доказательств, опровергающих выводы, содержащиеся в судебной экспертизе, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку Министерство обороны Российской Федерации непосредственным причинителем вреда не является, данных о наличии вины в действиях ответчика, повлекших причинение вреда Бочарову К.Л., материалы дела не содержат, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации истцу морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ не имеется.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от Дата N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;
инвалиду II группы - 1 000 000 рублей;
инвалиду III группы - 500 000 рублей;
По своему характеру и публично-правовому предназначению указанная выплата относится к мерам социальной поддержки, направленной на возмещение причиненного военнослужащему вреда.
Выплаты, причитающиеся военнослужащему Бочарову К.Л. в соответствии с действующим законодательством (страховая выплата в размере 1231784,77 руб., и ежемесячная выплата по инвалидности) были осуществлены и осуществляются в полном объеме.
В соответствии с п.12 ст. 3 Федерального закона от Дата N 306-ФЗ (ред. от Дата, с изм. от Дата) "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере - 2 000 000 рублей -военнослужащему, проходящему военную службу по контракту; а так же п. 13 названной статьи военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, при установлении в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:
1)14 000 рублей - инвалиду I группы;
2) 7 000 рублей - инвалиду II группы;
3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.
Таким образом, из системного анализа названной нормы следует, что для осуществления указанных выплат военнослужащему, необходимо установление ВВК причинно-следственной связи между полученной травмой и исполнением обязанностей военной службы. В соответствии со справкой МСЭ истец имеет заболевание, полученное в период службы, которое приравнивается к общим заболиваниям, в связи с чем, действие ст. 3 указанного Федерального закона от Дата N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" на истца Бочарова К.Л. не распространяется.
Доводы истца о том, что вина государства заключается в не принятии всех мер, обеспечивающих безопасное несение им воинской службы, суд находит несостоятельными, поскольку, заключая контракт на прохождение военной службы, Бочаров К.Л. не мог не знать о той высокой степени риска для жизни и здоровья, которая связана с военной службой.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих возражений и требований, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что истцом не представлено бесспорных доказательств нарушения его прав и законных интересов действиями ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бочарова К. Л. к Министерству обороны РФ о взыскании компенсации морального вреда, ежемесячной денежной компенсации, единовременной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме 31 августа 2020 путем подачи апелляционной жалобы через Орловский районный суд Орловской области.
Председательствующий
Судья П.В. Постникова