Решение по делу № 3а-64/2017 от 20.02.2017

Дело № 3а-64-2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Няшина В.А.

при секретаре Борщове А.В.

с участием административного истца Никифоренко Н.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Тарановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 13 апреля 2017 года дело по административному исковому заявлению Никифоренко Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и Правительству Пермского края о признании недостоверными сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка

у с т а н о в и л:

Никифоренко Н.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** площадью 772 кв.м., расположенного по адресу: ****.

Просила, с учетом заявления об изменении предмета иска, признать недостоверными сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 772 кв. м., расположенного по адресу: Пермский край, в части отнесения данного земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования и устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером **, путем установления с 01 января 2014 года, кадастровой стоимости земельного участка, исходя из группы видов разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования.

В обоснование заявленных требований указала на то, что она является собственником этого земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория – земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 657 442, 92 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края») (далее - Постановление № 1610-п) земельный участок был необоснованно отнесен к пятой группе вида разрешённого использования (далее - ВРИ) (Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) и его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014 г. составила 657 442,92 руб.

Истец отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011г. № 727-п «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края») (далее - Постановление № 727 -п) Земельный участок был отнесен ко второй группе ВРИ (Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки) и его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 г. составила 48 759,52 руб. Истец полагает, что поскольку разрешённое использование Земельного участка в соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок - «для общественных нужд», то земельный участок должен был быть отнесен к 16 группе ВРИ, поскольку к 16 ВРИ относятся земли общего пользования - земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные. По мнению истца, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство) самостоятельно и произвольно присвоило Земельному участку 5-ую группу ВРИ по Постановлению 1610-п и 2-ую группу ВРИ по Постановлению 727-п. По мнению истца, при определении кадастровой стоимости участка, ответчиком были использованы недостоверные сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного об отнесении указанного объекта недвижимости к 5 виду разрешенного использования земельных участков согласно Постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. № 1610-п., тогда как, его следовало отнести к 16 виду разрешенного использования, поскольку этот участок относится к землям общего пользования. Указанная ошибка повлекла за собой установление кадастровой стоимости земельного участка в завышенном размере, и нарушение прав заявителя, как плательщика земельного налога, на уплату этого налога в установленном законом размере.

В судебном заседании административный истец иск поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю иск не признала, указав, что, по ее мнению, при определении кадастровой стоимости участка были использованы достоверные сведения о нем. Представитель Правительства Пермского края в суд не прибыл. В отзыве заявил возражения против удовлетворения заявления.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствуют законные основания для признания недостоверными сведений, использованных при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка - сведений об отнесении указанного объекта недвижимости к 5 виду разрешенного использования земельных участков согласно Постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. № 1610-п.

В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30.06.2015 г., при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. № 1610-п, кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельных участков земель резерва; земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; равна одному рублю за земельный участок.

Из материалов деля усматривается, что истица является собственником этого земельного участка с 26 июля 2012 года. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория – земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 657 442,92 руб. Указанная кадастровая стоимость земельного участка была определена в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. № 1610-п. На момент издания указанного акта, участок имел разрешенное использование - для общественных нужд. Такое разрешенное использование установлено в отношении этого участка с 2003 года.

При рассмотрении данного спора следует исходить из того, что, в соответствии со статьей 24.15. Федерального закона 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщикамив соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.21 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 18 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки, изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. Согласно статье 24.17 Федерального закона № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости. Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает результаты определения кадастровой стоимости земель, в отношении которых имеется положительное экспертное заключение и вправе только утверждать указанные результаты.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков по постановлению № 1610-п на основании государственного контракта № ** от 11.06.2013г., является Центр оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке был представлен исполнителю работ Росреестром. Положительное экспертное заключение № ** на указанный отчет подготовлено некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка». Согласно указанному заключению отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Решая вопрос об отнесении указанного земельного участка к 5 группе вида разрешенного использования (Земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания) оценщик обоснованно исходил из того, что на данном земельном расположено нежилое здание столовой, собственником которого является истец. Указанное обстоятельство имеет определяющее значение, оно никем не оспаривается и подтверждается соответствующими допустимыми доказательствами - правоустанавливающими и провоподтверждающими документами. Соответственно, оснований для вывода о допущенной оценщиком ошибке (искажении данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость) у суда не имеется.

Очевидно также, что данный земельный участок не может относиться к 16 группе вида разрешенного использования (Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные), на чем настаивает истец, поскольку никаких подобных объектов на этом участке не имеется. Понятие "для общественных нужд", которое использовано для определения вида разрешенного использования данного участка, не тождественно понятию "земли общего пользования", с приведенным выше исчерпывающим перечнем разновидностей земельных участков. Понятие "для общественных нужд", не используется ни в одной из групп ВРИ, перечень которых является приложением к Постановлению 1610-п.

Таким образом, формальное обстоятельство - наличие в кадастровом паспорте данного участка указание на вид разрешенного использования "для общественных нужд", который не соответствует его фактическому использованию, поскольку с 1992 года он используется для размещения на нем здания столовой, не имеет правового значения и не может служить основанием для вывода о том, что при массовой оценке, результаты которой были оформлен путем издания Постановления 1610-п, оценщиком была допущена кадастровая ошибка.

Следует также отметить, что несоответствие содержащегося в сведениях государственного кадастра указания на вид разрешенного использования "для общественных нужд", его фактическому использованию, является очевидным не только для истца, которая предпринимала попытки изменить разрешенное использование земельного участка, обращаясь в администрацию Оханского городского поселения с соответствующим заявлением, но и для самой администрации Оханского городского поселения, которая неоднократно высказывала намерение изменить установленную ранее территориальную зону "ТОП-1" на иную территориальную зону (л.д.13,14,15).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Никифоренко Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий –

3а-64/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Никифоренко Н.В.
Ответчики
Правительство Пермского края
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
13.04.2017[Адм.] Судебное заседание
13.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее