УИД: 30RS0004-01-2024-002532-64
Дело № 2-2251/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2024 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стаценко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Астраханский транспортный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование иска указывает, что Астраханской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований экологического законодательства, в ходе которого в деятельности ООО «Астраханская морская транспортная компания» выявлены нарушения. Так, согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) следует, что экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В статье 3 Федерального закона № 174-ФЗ закреплены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В силу ст. 7 Федерального закона № 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы отнесены объекты, указанные в Федеральном законе от <дата> № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
На основании п. 2 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ установлено, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, предусмотренного ст. 30 Федерального закона № 174-ФЗ.
Следовательно, хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, установленным экологическим требованиям.
Проведенным анализом установлено, что ООО «АМТК» осуществляет погрузочную-разгрузочную деятельность, в том числе с опасными грузами, в акватории морского порта Астрахань, на что обществу выдана лицензия от <дата> № МР-4 <номер>. Для указанных целей предприятием используется гидротехническое сооружение (причал) общей площадью 681.7 кв.м.
При этом, в нарушение требований ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, свою хозяйственную деятельность ООО «АМТК» осуществляет без полученного положительного заключения государственной экологической экспертизы. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ООО «АМТК» сведениями от <дата> исх. <номер>. Выявленные в ходе надзорной деятельности нарушения недопустимы, так как противоречат политике государства в данной сфере правоотношений, а также нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку в любом случае все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Просит признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания», выразившееся в непринятии мер к проведению и получению положительного заключения государственной экологической экспертизы, незаконным. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания» получить положительное заключение государственной экологической экспертизы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник Астраханского транспортного прокурора Агаев Э.К. иск поддержал по доводам, указанным в иске.
Представители ответчика общества с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания»: <ФИО>4, <ФИО>5, <ФИО>6 иск не признали, возражали против удовлетворения иска по следующим основаниям. Общество на условиях аренды осуществляет эксплуатацию производственного перевалочно-распределительного узла - ТПУ РПК «Астраханский» (бывшая нефтебаза <номер>, строительство которой осуществил Астраханский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт») в 2003 году, в состав которого входит портовое гидротехническое сооружение - причал <номер>, предназначенный для бункеровки судов. При этом, режим использования объекта аренды неизменен. Приказом главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по <адрес> <номер> от <дата> утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО (проект) «Двухсторонняя сливоналивная эстакада для светлых нефтепродуктов на территории нефтебазы <номер> в <адрес>». Распоряжением главы муниципального образования <номер>-р утвержден Акт Государственной приемочной комиссии от <дата> о приемке в эксплуатацию «Двухсторонняя сливоналивная эстакада для светлых нефтепродуктов на территории нефтебазы <номер> в <адрес>, в котором в п. 13 указано, что мероприятия по охране окружающей среды при строительстве выполнены в полном объеме, т.е. соблюдены экологические требования, установленные техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Из содержания гражданско-правовых отношений, возникших между предыдущим собственником ТПУ РПК «Астраханский» (Астраханский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»), собственником (ООО «Терминал Ильинка) и арендатором (ООО «АМТК») по передаче во временное владение и пользование за плату имущества ТПУ РПК «Астраханский» не возникает обязанность Ответчика в прохождении государственной экологической экспертизы на объект - причал<номер>. Таким образом, Причал <номер> являющийся составной частью ТПУ РПК «Астраханский» и функционирующий в составе единой технологической цепочки по перевалке нефтепродуктов с железнодорожной эстакады через производственные мощности нефтебазы, причал и далее на суда имеет Государственную экологическую экспертизу.
ООО «АМТК» эксплуатирует объект РПК «Астраханский» - нефтебаза <номер> с 2019 года. Сама нефтебаза существует с 1963 г. (дата постройки причала), в 2003 г. реконструировано путем постройки дополнительной железнодорожной эстакады, тем самым увеличив ее возможности в части перевалки нефтепродуктов через железнодорожную эстакаду, межплощадные подземные трубопроводы, и бункеровки судов на причалах. Имеется акт государственной приемной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 30.09.2003г. С тех пор данный объект не реконструировался, не перестраивалось, деятельность не претерпела изменений. В соответствии с положениями Федерального закона от <дата> <номер> «Об охране окружающей среды» ООО «АМТК» актуализировала сведения об этом объекте в реестре объектов негативного воздействия. Так, в свидетельстве об актуализации в 2019 году основанием являлось замена юридического лица. Т.е. данный объект был поставлен на учет в РПН первоначальным собственник. Деятельность нового владельца данного объекта не может быть иной, поскольку предприятие РПК Астраханский количественный и качественный состав источников выбросов не претерпел принципиальных изменений. Природоразрешительные документы на РПК "Астраханский", которые необходимы непосредственно юридическому лицу, осуществляющему деятельность, находятся в постоянной актуализации в соответствии с действующими нормами права. Так, основным документом является Декларация о воздействии на окружающую среду, где указан вид экономической деятельности на данном объекте. Это услуги, связанные с водным транспортом и услуги, связанные с ж/д транспортом. Там же указаны все те же источники выбросов в атмосферный воздух. К данному документу прилагается расчет нормативов допустимых выбросов, на которое имеется экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической оценки проектной документации, где более подробно описана осуществляемая деятельность ООО АМТК на, РПК Астраханский, выраженная в приеме дизельного топлива в ж/д цистернах на ж/д эстакаде, транспортировке дизтоплива по подземному трубопроводу и бункеровке судов на причале <номер> (стр. 3 Заключения), что и подтверждает осуществления того вида деятельности, который соответствует реализованным проектным решениям строительства в 2003 году. Санитарно - эпидемиологическим заключением от <дата> удостоверено, что Расчет НДВ соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Кроме того, в 2018 году была проведена выездная проверка в отношении объекта РПК " Астраханский" с целью исполнения приказа Управления Росприроднадзора по АО от <дата> <номер> "Об утверждении план-графика выездных внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории (акватории) морских портов, расположенных в Астраханской области). Выявлено одно нарушения, не связанное с отсутствием государственной экологической экспертизы.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) следует, что экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В статье 3 Федерального закона № 174-ФЗ закреплены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В силу ст. 7 Федерального закона № 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы отнесены объекты, указанные в Федеральном законе от <дата> № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
На основании п. 2 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ установлено, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В силу п. 3 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональном геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, предусмотренного ст. 30 Федерального закона № 174-ФЗ.
Следовательно, хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, установленным экологическим требованиям.
Согласно ст. 32.1 Федерального закона № 155-ФЗ, основными принципами защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря являются:
- обеспечение биологического разнообразия морской среды внутренних морских вод и территориального моря;
- обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море;
- предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря;
- запрещение или ограничение хозяйственной и иной деятельности, которая может нанести ущерб особо охраняемым природным территориям внутренних морских вод и территориального моря, а также хозяйственной и иной деятельности в рыбохозяйственных заповедных зонах внутренних морских вод и территориального моря.
Исходя из вышеизложенного, а также п. 3 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, в котором перечисляются объекты государственной экологической экспертизы применительно в видам деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море, следует применять во взаимосвязи с положениями пунктов 1 и 2 данной нормы, из которых следует, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, и осуществление хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, и осуществление хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Установленная Федеральным законом № 174-ФЗ обязанность по проведению государственной экологической экспертизы документов до фактического осуществления намечаемой хозяйственной деятельности не исключает необходимость выполнения данной обязанности в случае, если реализация объекта экологической экспертизы уже осуществляется.
Материалами дела установлено, что ответчик ООО «АМТК» осуществляет погрузочную-разгрузочную деятельность, в том числе с опасными грузами, в акватории морского порта Астрахань, на что обществу выдана лицензия от <дата> № МР-4 <номер>. Для указанных целей предприятием используется гидротехническое сооружение (причал) общей площадью 681.7 кв.м.
При этом, в нарушение требований ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, свою хозяйственную деятельность ООО «АМТК» осуществляет без полученного положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Выявленные в ходе надзорной деятельности нарушения недопустимы, так как противоречат политике государства в данной сфере правоотношений, а также нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку в любом случае все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Поскольку при осуществлении своей хозяйственной деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочной работой, с использованием причала акватории морского порта Астрахань, в границах внутренних морских вод Российской Федерации, обязано иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы, что не выполнено ответчиком, суд находит доводы представителей ответчика необоснованными, соответственно приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Астраханского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания», выразившееся в непринятии мер к проведению и получению положительного заключения государственной экологической экспертизы, незаконным.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Астраханская морская транспортная компания» получить положительное заключение государственной экологической экспертизы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца через районный суд.
Мотивированное решение составлено 12.08.2024 года.
Судья: Иноземцева Э.В.