Решение по делу № 33а-1679/2020 от 08.05.2020

Судья Бахорина М.А.

№ 33а-1679/2020 (10RS0004-01-2020-000098-86)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04.06.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административного ответчика судебного пристава-исполнителя Калининой К. А. и заинтересованного лица Фепонова А. С. на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21.02.2020 по административному делу (...)а-208/2020 по административному исковому заявлению Грисле А. А. к судебному приставу-исполнителю об оспаривании постановления от 13.01.2020 о расчете задолженности по алиментам.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец, являющийся взыскателем по исполнительному производству о взыскании с Фепонова А.С. в пользу Грисле А.А. алиментов на содержание дочери Фепоновой В.А. в размере 1/4 части всех видов заработка или иного дохода ежемесячно, обратился с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 13.01.2020 о расчете задолженности по алиментам (в соответствии с которым на 31.12.2018 у Фепонова А.С. имеется переплата по алиментам в размере (...) руб. (...) коп.), мотивируя свои требования тем, что расчет задолженности по алиментам должен производиться исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку должником сведения о доходах судебному приставу-исполнителю вовремя не представлялись.

Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Постановление судебного пристава-исполнителя от 13.01.2020 о расчете задолженности по алиментам признано незаконным, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность произвести расчет задолженности исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.

С принятым судебным постановлением не согласны административный ответчик судебный пристав-исполнитель Калинина К.А. и заинтересованное лицо Фепонов А.С., в апелляционных жалобах просят его отменить. В обоснование жалобы судебный пристав-исполнитель указывает на то, что оспариваемое постановление было отменено постановлением от 14.02.2020, ввиду чего правовых оснований для признания постановления от 13.01.2020 незаконным и возложении обязанности по перерасчету задолженности по алиментам не имелось.

Заинтересованное лицо Фепонов А.С. в своей апелляционной жалобе указывает на отсутствие в законе срока на представление должником документов о доходах, следовательно, по его мнению, он имел право представить судебному приставу-исполнителю сведения о своих доходах за 2016-2018 г.г. в 2019 г., а судебный пристав-исполнитель обязан был сделать перерасчет задолженности по алиментам за указанный период.

В заседании суда апелляционной инстанции Фепонов А.С. и его представитель А. В.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, исполнительного производства, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу взаимосвязанных положений статьи 360 КАС РФ и статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Как следует из материалов дела, 04.08.2016 на основании судебного приказа от 19.07.2016 № 2-877/2016 возбуждено исполнительное производство о взыскании с Фепонова А.С. в пользу Грисле А.А. алиментов на содержание дочери Фепоновой В.А. в размере 1/4 части всех видов заработка или иного дохода ежемесячно.

08.11.2016 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 08.11.2017 – (...) коп.

Согласно распискам должник добровольно выплатил взыскателю 08.11.2016 – (...) руб., 09.11.2016 – (...) руб., 15.11.2016 – (...) руб., 16.11.2016 – (...) руб., 28.11.2016 – (...) руб., 30.11.2016 – (...) руб., 22.12.2016 – (...) руб., взыскано принудительно 24.11.2016 – (...) руб.

22.12.2016 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 23.12.2016 – (...)

Согласно распискам должник добровольно выплатил взыскателю 10.01.2017 – (...) руб., 31.01.2017 – (...) руб.

31.01.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 01.02.2017 – (...).

Согласно распискам должник добровольно выплатил взыскателю 28.02.2017 – (...) руб., 28.02.2017 – (...) руб.

20.02.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя должник ограничен в выезде из Российской Федерации.

03.03.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 01.03.2017 – (...)

Согласно распискам должник добровольно выплатил взыскателю 21.03.2017 – (...) руб., 26.03.2017 – (...) руб.

20.04.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 20.04.2017 – (...) руб. (...) коп. и в этот же день постановлением судебного пристава-исполнителя должник ограничен в пользовании правом управления транспортными средствами.

10.08.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 10.08.2017 – (...)

26.12.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 31.12.2017 – (...)

23.01.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 30.11.2017 – (...)

Согласно распискам должник добровольно выплатил взыскателю 27.01.2018 – (...) руб., 30.01.2018 – передача бытовой техники на сумму (...) руб., 20.02.2018 – (...) руб., 05.03.2018 – (...) руб., 18.03.2018 – (...) руб., 19.03.2018 – (...) руб., 19.03.2018 – (...) руб., 23.04.2018 – (...) руб., 25.04.2018 – (...) руб., 30.08.2018 – (...) руб.,

19.10.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 19.10.2018 – (...)

Согласно расписке должник добровольно выплатил взыскателю 17.01.2019 – (...)

21.01.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 21.01.2019 – (...)

Согласно распискам должник добровольно выплатил взыскателю 13.03.2019 – (...) руб., 28.03.2019 – (...) руб.

18.04.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 18.04.2019 – (...)

Согласно распискам должник добровольно выплатил взыскателю 15.04.2019 – (...) руб., 24.04.2019 – (...) руб., 16.05.2019 – (...) руб., 16.05.2019 – (...) руб., 25.05.2019 – (...) руб., 13.06.2019 – (...)., 19.08.2019 – (...) руб., 11.09.2019 – (...) руб.

23.09.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 23.09.2019 – (...).

Согласно расписке должник добровольно выплатил взыскателю 14.09.2019 – (...)

15.10.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 22.08.2019 – (...)

01.12.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя ограничен выезд должника за пределы Российской Федерации в связи с наличием задолженности на 01.12.2019 в размере (...)

11.12.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя должник ограничен в пользовании правом управления транспортными средствами.

24.12.2019 Фепонов А.С. обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о перерасчете задолженности по алиментам, сообщив при этом сведения о доходах в период ведения предпринимательской деятельности за 2016-2018 годы, представив документы, подтверждающие свой заработок, в виде книги расходов и доходов, налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

26.12.2019 решением Кондопожского городского суда Республики Карелия размер алиментов, взыскиваемых с Фепонова А.С., изменен с 1/4 части всех видов заработка или иного дохода, на взыскание в размере 3/4 величины прожиточного минимума для социально-демографической группы населения «дети», установленной в Республике Карелия кроме северной части, за третий квартал 2019 года, и определен в твердой денежной сумме в размере (...). ежемесячно с последующей индексацией при изменении величины прожиточного минимума, начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до совершеннолетия Фепоновой В.А.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.01.2020 постановление от 15.10.2019 отменено. В этот же день вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому определена переплата по алиментам по состоянию на 31.12.2018 в размере (...)

23.01.2020 Грисле А.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.

14.02.2020 судебный пристав-исполнитель отменил постановление от 13.01.2020 и в тот же день принял постановления, которыми задолженность по алиментам была определена на 23.12.2016 в размере (...) руб. (...) коп. и на 31.12.2018 в размере (...)

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы взыскателя Грисле А.А. и несовершеннолетнего ребенка, при этом указав на обязанность исчисления задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации в периоды, когда истец не имел доходов.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Согласно статье 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно (пункт 1).

В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Статьей 102 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2).

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (часть 3).

В силу положений подпункта «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.11.2013 № 703н/112н/1294 «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841» к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, относится копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

По смыслу приведенного правового регулирования судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности по алиментам лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность и применяющего упрощенную систему налогообложения, исходя из документально подтвержденных доходов должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке.

При отсутствии сведений о таких доходах судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Порядок применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями установлен главой 26.2 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по итогам налогового периода не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 346.34 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что должник с 31.10.2013 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, при этом согласно поданному должником судебному приставу-исполнителю заявлению от 24.12.2019 ранее налоговые декларации он в налоговый орган за 2016-2018 годы не подавал, судебному приставу-исполнителю сведений о доходах от предпринимательской деятельности не представлял.

Вместе с указанным заявлением должником представлены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016-2018 годы с отметкой о предоставлении их в налоговый орган 23.12.2019 и книги учетов доходов и расходов индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, за 2016-2018 годы, согласно которым доход должника за 2016 г. составил (...) руб., за 2017 г. – (...) руб. за 2018 г. – (...) руб.

Поскольку должник с момента возбуждения исполнительного производства (04.08.2016) и до 24.12.2019 не представлял судебному приставу-исполнителю налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и книги учетов доходов и расходов индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, постольку расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации за периоды, в которые должник не представлял указанные документы, является правомерным.

По мнению судебной коллегии, отмена постановления об определении задолженности по алиментам от 15.10.2019, в котором расчет произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, противоречит указанным выше положениям закона и нарушает права взыскателя и несовершеннолетнего ребенка.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 229-ФЗ).

Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Федерального закона № 229-ФЗ).

Таким образом, поскольку судебный пристав-исполнитель не обладает полномочиями по отмене ранее вынесенного им постановления об определении задолженности по алиментам, должником до 24.12.2019 судебному приставу-исполнителю налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016-2018 годы с отметкой о предоставлении их в налоговый орган и книг учетов доходов и расходов индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, за 2016-2018 годы не представлялось, судебный пристав-исполнитель обязан был осуществить расчет задолженности по алиментам на 31.12.2018 исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, а не исходя из доходов, указанных в представленных 24.12.2019 налоговых деклараций.

По мнению судебной коллегии, осуществление перерасчета задолженности по алиментам за периоды, доходы за которые должник задекларировал в установленном порядке и о которых представил сведения судебному приставу-исполнителю уже после вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам, привело бы к нарушению прав получателя алиментов. Так, вследствие несвоевременного получения информации о том, что плательщик алиментов имеет нерегулярный, меняющийся доход, уплата алиментов в долях от которого не позволяет обеспечить уровень материального обеспечения ребенка, достаточного для его полноценного развития, получатель алиментов лишается возможности своевременно обратиться в суд с иском о взыскании алиментов в твердой денежной сумме и (или) одновременно в долях и в твердой денежной сумме.

Следовательно, расчет задолженности по алиментам на 31.12.2018, выполненный в постановлении судебного пристава-исполнителя от 13.01.2020 с нарушением указанных выше положений, не соответствует закону.

При этом должник в силу пункта 2 статьи 114 СК РФ не лишен возможности обратиться в суд с иском об освобождении полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам.

Доводы апелляционной жалобы судебного пристава-исполнителя о незаконности возложения на него обязанности осуществить расчет задолженности по алиментам, поскольку оспариваемое постановление отменено самим судебным приставом-исполнителем 14.02.2020 и произведен новый расчет задолженности, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку, как указано выше у судебного пристава-исполнителя не имеется полномочий по отмене своих постановлений, а расчет за период 2016-2018 годов (на 31.12.2018) произведен на основании налоговых деклараций, представленных должником в службу судебных приставов лишь 24.12.2019.

Также следует учесть, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для СССР 15.09.1990, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 27 данной Конвенции установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1). Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (пункт 2).

В статье 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» указано, что прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (абзац третий). При этом потребительская корзина - это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (абзац второй).

Так, Правительством Республики Карелия величина прожиточного минимума по Республике Карелия, кроме северной части, для детей за период с 4 квартала 2016 г. по 4 квартал 2018 г. устанавливалась в размере от 10998 руб. до 11 807 руб.

В соответствии с представленными судебному приставу-исполнителю 24.12.2019 налоговыми декларациями за 2016-2018 годы размер алиментов за период с 04.08.2016 по 31.12.2018, по мнению должника, должен составить в среднем (...) руб. в месяц в 2016 г., (...) руб. в месяц в 2017 г. и 1234 руб. в 2018 г.

Из материалов исполнительного производства усматривается, что должником за период с 04.08.2016 по 31.12.2018 (29 месяцев) уплачено всего (...) руб. (...) коп. алиментов (в среднем по 3200 руб. в месяц), то есть в размере, значительно меньшем величины прожиточного минимума для детей в Республики Карелия, что не может свидетельствовать о надлежащем исполнении должником конституционной обязанности по заботе о своем ребенке, закрепленной в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционных жалоб не опровергают содержащиеся в решении выводы, а повторяют правовые позиции судебного пристава-исполнителя и должника, выраженные в суде первой инстанции, тщательно исследованные судом и нашедшие верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Поскольку нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21.02.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика судебного пристава-исполнителя Калининой Кристины Андреевны и заинтересованного лица Фепонова Алексея Сергеевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1679/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Грисле Анжелика Агрисовна
Ответчики
УФССП России по РК
СПИ ОСП по Кондопожскому району Калинина Кристина Андреевна
ОСП по Кондопожскому району УФССП России по РК
Другие
Фепонов Алексей Сергеевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
12.05.2020Передача дела судье
04.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020Передано в экспедицию
04.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее