Решение по делу № 8а-21750/2020 от 04.09.2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-20234/2020

город Москва 1 октября 2020 года

Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Склярук С.А.,

рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу административного истца Шлыкова Геннадия Анатольевича, направленную электронным почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ (поступила в суд кассационной инстанции с материалом ДД.ММ.ГГГГ), на определение Ивановского областного суда от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Шлыкова Геннадия Анатольевича к Правительству Ивановской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Шлыков Г.А. обратился в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Ивановской области и Управлению Росреестра по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица администрации Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района по доверенности Филиповских М.О. обратился в Ивановский областной суд с заявлением о возмещении судебных расходов, понесенных администрацией за проведение судебной экспертизы по данному административному делу в размере 20 000 рублей.

Определением Ивановского областного суда от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года, со Шлыкова Г.А. в пользу администрации Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 20 000 рублей.

В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Шлыков Г.А. ставит вопрос об отмене определения Ивановского областного суда от 18 декабря 2019 года и апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года, с направлением дела на новое рассмотрение в Ивановский областной суд.

Полагает, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам административного дела, ими ошибочно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также при рассмотрении дела судами неправильно применены нормы процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, в виду следующего.

В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.

Так, из части 1 статьи 103 КАС РФ следует, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

Как видно из материалов административного дела, администрацией Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района, участвовавшей в производстве по делу в качестве заинтересованного лица, понесены расходы по оплате судебной экспертизы в размере 20 000 рублей.

Удовлетворяя заявление представителя заинтересованного лица о распределении данных судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере <данные изъяты> рублей превышает итоговую величину рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, установленную решением суда в качестве кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей, однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, поскольку допущенное при установлении кадастровой стоимости земельного участка расхождение с установленной судом рыночной стоимостью укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.

С данными выводами суда первой инстанции согласился судья судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, указав что в судебном заседании не было установлено, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости.Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статьей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Согласно абзацу 2 пункта 20 приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263 (ред. от 16.05.2013 г., с изм. от 26.04.2018 г.) «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (Зарегистрирован в Минюсте России 1.06.2012 г. № 24426) в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Определенная постановлением Правительства Ивановской области от 28 декабря 2011 года № 521-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Ивановской области» в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, превышает итоговую величину рыночной стоимости указанного объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рублей, установленную судом в качестве кадастровой, на 48 процентов.

Вместе с тем, указанная разница, в данном случае, обоснованно признана судом первой инстанции приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объекта недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, так как она обусловлена прежде всего профессиональным усмотрением эксперта и предоставлением ему информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, которые не учитывались и не могли быть учтены при проведении массовой государственной кадастровой оценки, что не дает оснований для вывода о явных методологических или иных ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости путем массовой оценки и приводящих к нарушению прав административного истца.

Также, разрешая вопрос о распределении судебных расходов в рамках настоящего дела, суд первой инстанции правомерно учитывал и то обстоятельство, результаты проведенной по ходатайству заинтересованного лица судебной экспертизы, фактически подтвердили доводы данного участника процесса о несоответствии представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета об оценке, ввиду необоснованно заниженного размера рыночной стоимости земельного участка в представленном суду отчете об оценке.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.

Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определил:

определение Ивановского областного суда от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шлыкова Геннадия Анатольевича – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья Второго кассационного суда

общей юрисдикции С.А. Склярук

8а-21750/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области
Шлыков Геннадий Анатольевич
Департамент управления имуществом Ивановской области
администрация Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Правительство Ивановской области
администрация Ивановского муниципального района
Тупикова Эльнара Сейтягьяевна
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
01.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее