Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР”
ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
в„– 88Рђ-20234/2020
город Москва 1 октября 2020 года
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Склярук С.А.,
рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации кассационную жалобу административного истца Шлыкова Геннадия Анатольевича, направленную электронным почтовым отправлением РІ СЃСѓРґ первой инстанции ДД.РњРњ.ГГГГ (поступила РІ СЃСѓРґ кассационной инстанции СЃ материалом ДД.РњРњ.ГГГГ), РЅР° определение Рвановского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 18 декабря 2019 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 26 февраля 2020 РіРѕРґР°, вынесенные РїРѕ административному делу в„– РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Шлыкова Геннадия Анатольевича Рє Правительству Рвановской области Рё Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Рвановской области РѕР± установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Шлыков Р“.Рђ. обратился РІ Рвановский областной СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Правительству Рвановской области Рё Управлению Росреестра РїРѕ Рвановской области РѕР± установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј. СЃ кадастровым в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, равной рыночной, определенной РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ размере <данные изъяты> рублей.
Решением Рвановского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена равной его рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере <данные изъяты> рублей.
ДД.РњРњ.ГГГГ представитель заинтересованного лица администрации РџРѕРґРІСЏР·РЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Рвановского муниципального района РїРѕ доверенности Филиповских Рњ.Рћ. обратился РІ Рвановский областной СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ возмещении судебных расходов, понесенных администрацией Р·Р° проведение судебной экспертизы РїРѕ данному административному делу РІ размере 20 000 рублей.
Определением Рвановского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 18 декабря 2019 РіРѕРґР°, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 26 февраля 2020 РіРѕРґР°, СЃРѕ Шлыкова Р“.Рђ. РІ пользу администрации РџРѕРґРІСЏР·РЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Рвановского муниципального района взысканы расходы РїРѕ оплате судебной экспертизы РІ размере 20 000 рублей.
Р’ поданной РІРѕ Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Шлыков Р“.Рђ. ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене определения Рвановского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 18 декабря 2019 РіРѕРґР° Рё апелляционного определения Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 26 февраля 2020 РіРѕРґР°, СЃ направлением дела РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РІ Рвановский областной СЃСѓРґ.
Полагает, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам административного дела, ими ошибочно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также при рассмотрении дела судами неправильно применены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, из части 1 статьи 103 КАС РФ следует, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов административного дела, администрацией РџРѕРґРІСЏР·РЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Рвановского муниципального района, участвовавшей РІ производстве РїРѕ делу РІ качестве заинтересованного лица, понесены расходы РїРѕ оплате судебной экспертизы РІ размере 20 000 рублей.
Удовлетворяя заявление представителя заинтересованного лица о распределении данных судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей превышает итоговую величину рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, установленную решением суда в качестве кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей, однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, поскольку допущенное при установлении кадастровой стоимости земельного участка расхождение с установленной судом рыночной стоимостью укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
РЎ данными выводами СЃСѓРґР° первой инстанции согласился СЃСѓРґСЊСЏ судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции, указав что РІ судебном заседании РЅРµ было установлено, что ранее определенная РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ массовой оценки кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную СЃСѓРґРѕРј РІ размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать Рѕ повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной РїСЂРё формировании методики определения кадастровой стоимости или РїСЂРё её применении Рє конкретному объекту недвижимости.Согласно правовой позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, выраженной РІ постановлении РѕС‚ 11 июля 2017 РіРѕРґР° в„– 20-Рџ «По делу Рѕ проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 Рё пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, частей 1 Рё 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобами гражданки Рќ.Р‘. Слободяник Рё федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, РІ пользу которой вынесено решение СЃСѓРґР°, Рё РЅР° основании того судебного акта, которым СЃРїРѕСЂ разрешен РїРѕ существу. РџСЂРё этом процессуальное законодательство РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод СЃСѓРґР° Рѕ правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, непосредственно связан СЃ содержащимся РІ резолютивной части судебного решения выводом Рѕ том, подлежит ли РёСЃРє удовлетворению, поскольку только удовлетворение СЃСѓРґРѕРј требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через СЃСѓРґ Рё влечет восстановление нарушенных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, что РІ силу статьей 19 (часть 1) Рё 46 (части 1 Рё 2) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє необходимости возмещения судебных расходов. Рзвестные судебной практике возможности взыскания СЃ соответствующего органа судебных расходов РІ случае недостоверности предоставленных РёРј сведений РѕР± объекте оценки РЅРµ покрывают РІСЃРµ варианты затрагивающих права граждан Рё организаций ошибок РІ кадастровой деятельности, которые РјРѕРіСѓС‚ возникать, РІ частности, РїСЂРё формировании методики определения кадастровой стоимости или РїСЂРё ее применении Рє конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Согласно абзацу 2 пункта 20 приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263 (ред. от 16.05.2013 г., с изм. от 26.04.2018 г.) «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (Зарегистрирован в Минюсте России 1.06.2012 г. № 24426) в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Определенная постановлением Правительства Рвановской области РѕС‚ 28 декабря 2011 РіРѕРґР° в„– 521-Рџ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, СЃРІСЏР·Рё, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹, безопасности Рё земель РёРЅРѕРіРѕ специального назначения Рвановской области» РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка СЃ кадастровым в„– РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, превышает итоговую величину рыночной стоимости указанного объекта недвижимости РІ размере <данные изъяты> рублей, установленную СЃСѓРґРѕРј РІ качестве кадастровой, РЅР° 48 процентов.
Вместе с тем, указанная разница, в данном случае, обоснованно признана судом первой инстанции приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объекта недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, так как она обусловлена прежде всего профессиональным усмотрением эксперта и предоставлением ему информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, которые не учитывались и не могли быть учтены при проведении массовой государственной кадастровой оценки, что не дает оснований для вывода о явных методологических или иных ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости путем массовой оценки и приводящих к нарушению прав административного истца.
Также, разрешая вопрос о распределении судебных расходов в рамках настоящего дела, суд первой инстанции правомерно учитывал и то обстоятельство, результаты проведенной по ходатайству заинтересованного лица судебной экспертизы, фактически подтвердили доводы данного участника процесса о несоответствии представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета об оценке, ввиду необоснованно заниженного размера рыночной стоимости земельного участка в представленном суду отчете об оценке.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Рвановского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 18 декабря 2019 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 26 февраля 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, кассационную жалобу Шлыкова Геннадия Анатольевича – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции С.А. Склярук