Дело № 2а-1-1094/2018
Решение
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Врублевской Н.Ю.,
с участием представителя административных истцов Новак Л.О., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика, - Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Казаровой А.Г., действующих на основании доверенностей, представителя заинтересованного лица Комитета ХКЖ, ТЭК, транспорта и связи Сафьяновой Е.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дреминой Е. В., Афанасьева В. В. к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка,
установил:
Дремина Е.В., Афанасьев В.В. обратились в суд с административным иском о признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование заявленных требований указывают, что административные истцы являются собственниками жилых помещений, - <адрес> (Дремина Е.В.) и № Афанасьев В.В. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Постановлением главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии №, которым жилые помещения в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> являются непригодными для проживания в связи с неудовлетворительным техническим состоянием конструкций дома. Однако дом не является аварийным, ветхим, поскольку его санитарно-техническое состояние удовлетворительное.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области было вынесено постановление об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
При этом ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились с заявлениями о признании их дома пригодным для проживания и исключении его из реестра ветхого жилья. Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ
года признано незаконным бездействие межведомственной комиссией при Администрации Энгельсского муниципального района по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению вопроса о признании названного дома пригодным для проживания и на комиссию возложена обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Дреминой Е.В. и Афанасьева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ по существу.
Кроме того, административные истцы полагают, что административным ответчиком нарушены требования частей 1 и 10 статьи 32 ЖК РФ требование о реконструкции либо сносе дома предъявлено не было, в связи с чем административный истец полагает, что процедура изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не соблюдена, а многоквартирный жилой дом подлежит реконструкции и находится в исправном техническом состоянии.
В судебном заседании представитель административных истцов в лице Новак Л.О. заявленные её доверителями требования по изложенным в иске обстоятельствам поддержала в полном объеме. Также копия оспариваемого постановления была направлена её доверителям с нарушением срока.
Представитель административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице Казаровой А.Г. исковые требования не признала в полном объеме, полагая, что оспариваемое административными истцами постановление Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным на то органом с соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Комитета ХКЖ, ТЭК, транспорта и связи Сафьянова Е.Ю. поддержала позицию представителя администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, пояснив суду, что в адрес административных истцов в 2016 году направлялись требования о реконструкции либо сносе дома.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Дреминой Е.В. и Афанасьева В.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления жилых помещений гражданам взамен жилых помещений в многоквартирном доме признанном аварийным, используемых как по договору социального найма, так и принадлежащих гражданам на праве собственности.
Согласно положениям частей 1 - 3 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно положениям частей 1 - 2 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 4 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками жилых помещений, - <адрес> (Дремина Е.В.) и № Афанасьев В.В. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.10-11).
Постановлением главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии №, которым жилые помещения в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> являются непригодными для проживания в связи с неудовлетворительным техническим состоянием конструкций дома (л.д.12-14)
Жилое помещение, принадлежащее Дреминой Е.В. и Афанасьеву В.В. на праве собственности, включено в муниципальную программу «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Дреминой Е.В. и Афанасьева В.В. направлено уведомление, которым установлен срок - до ДД.ММ.ГГГГ, для принятия собственниками жилых помещений самостоятельного решения о сносе или реконструкции данного многоквартирного дома. В случае если собственниками в установленный срок не будет принято соответствующего решения, администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, а также жилых помещений (л.д. 122-123).
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка, подлежащего образованию, и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.89-90).
Административные истцы оспаривают указанное постановление со ссылкой на допущенные административным ответчиком нарушения, выразившиеся в том, что жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, являются пригодными для проживания, а также на нарушение процедуры его принятия.
Суд полагает, что данный довод не является правовым основанием для принятия решения о признании соответствующего постановления незаконным и основан на неверном толковании норм ЗК РФ и ЖК РФ.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Как видно из материалов дел административные истцы в установленном законом порядке обращались в компетентный орган с заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. На момент рассмотрения настоящего дела данные вопрос межведомственной комиссией при Администрации Энгельсского муниципального района по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с учетом вступившего в законную силу решения Энгельского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, не рассмотрен.
При этом, как указывается судом выше, данный факт не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку в случае признания вышеназванного дома пригодным для проживания повлечет за собой объективную необходимость принятия административным ответчиком решения об отмене оспариваемого постановления.
Несостоятельными являются доводы административных истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, указывающие на то, что постановление принято с нарушением положений частей <данные изъяты> и 10 статьи 32 ЖК РФ.
Порядок изъятия земельных участков государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование.
Судом установлено, данные требования администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области выполнены, земельные участок, подлежащий изъятию сформирован.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Следовательно, к возникшим правоотношениям положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат, несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника (часть 4 статьи 2 ЖК РФ), должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения, который в данном деле не заявлен. Кроме того, автором жалобы указана недействующая редакция части 4 статьи 32 ЖК РФ, что также позволяет сделать вывод о необоснованности доводов административных истцов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что каких-либо нарушений прав административного истца при вынесении оспариваемого им постановления не допущено, постановление Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка, подлежащего образованию, и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Дреминой Е. В., Афанасьева В. В. к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка, подлежащего образованию, и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>