Решение по делу № 33-366/2018 (33-5339/2017;) от 21.12.2017

Дело №2-1505/2017 Председательствующий – судья Ульянова М.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-366/2018 (33-5339/2017)

г. Брянск 16 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.

судей Киселевой Е.А., Ильюхиной О.Г.

при секретаре Голодухиной А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе истца Кузнецовой Марии Семеновны на решение Брянского районного суда Брянской области от 1 ноября 2017 г. по иску Кузнецовой Марии Семеновны к Муниципальному учреждению Пальцовская сельская администрация о признании незаконными действий по отказу в постановке на жилищный учет и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения представителя Кузнецовой М.С. Шароварина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Муниципального учрежденияПальцовская сельская администрация Алиевой Л.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузнецова М.С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны, фактически проживает в непригодном для проживания доме по адресу: <адрес>. 22 сентября 2017 г. Кузнецова М.С. обратилась в Муниципальное учреждение Пальцовская сельская администрация (далее - МУ Пальцовская сельская администрация, Администрация) с заявлением о включении ее в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сообщением от 29 сентября 2017 г. ответчик фактически отказал Кузнецовой М.С. в постановке ее на учет, ссылаясь на необходимость предоставления заключения межведомственной комиссии.

Истец полагает, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства.

Кузнецова М.С. просила суд признать незаконными действия МУ Пальцовская сельская администрация об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первичного обращения.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечена администрация Брянского района Брянской области.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 1 ноября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Кузнецовой М.С. отказано.

В апелляционной жалобе Кузнецова М.С.просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права. Считает, что имеет право быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель МУ Пальцовская сельская администрация Алиева Л.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От представителя администрации Брянского района Брянской области Биндасовой Г.Р. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Судебной коллегией указанное ходатайство удовлетворено.

Кузнецова М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду не сообщала об уважительных причинах неявки и не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, заслушав объяснения представителя Кузнецовой М.С. Шароварина В.В., представителя МУПальцовская сельская администрация Алиевой Л.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное применение норм материального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении заявленного спора, в связи с чем решение суда подлежит частичной отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что Кузнецова М.С. состояла в зарегистрированном браке с КВИ с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о браке 1-ФЮ ).

ДД.ММ.ГГГГ КВИ приобрел у КЕИ дом,расположенный по адресу: <адрес>, общей полезной площадью 55,2 кв.м (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с Кодексом о браке и семье РСФСР, действовавшим на период приобретения спорного домовладения, имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 20).

Согласно свидетельству о смерти I-MP КВИ умер ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что жилой дом, в котором проживает Кузнецова М.С., был приобретен в период брака, суд пришел к правильному выводу о том, что данное имущество в силу вышеуказанной нормы Кодекса о браке и семье РСФСР, является совместно нажитым имуществом супругов Кузнецовых, истец является сособственником указанного объекта недвижимости.

Решением Брянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Кузнецовой М.С. к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным отказа в проведении обследования жилья удовлетворены, признан незаконным отказ администрации Брянского района Брянской области в проведении межведомственной комиссией обследования жилищных условий Кузнецовой М.С.Суд возложил на администрацию Брянского района Брянской области обязанность провести обследование жилого дома Кузнецовой М.С., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Брянского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, дом, расположенный по адресу: <адрес>, пригоден для проживания.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 27 июля 2017 г. исковые требования Кузнецовой М.С. к администрации Брянского района Брянской области, МУ Пальцовская сельская администрация о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, обязаниивключить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворены частично. Заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ, о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания, признано незаконным. В удовлетворении исковых требований о признании Кузнецовой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании администрации Брянского района Брянской области включить Кузнецову М.С. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано. Производство по делу по иску Кузнецовой М.С. к администрации Брянского района Брянской области, МУ Пальцовская сельская администрация в части требований о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания прекращено.

22 сентября 2017 г. Кузнецова М.С. обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Письмом от 29 сентября 2017 г. истцу фактически в постановке на учет отказано, в связи с непредоставлением Кузнецовой М.С. заключения межведомственной комиссии о состоянии жилого дома.

Суд, рассматривая заявленный иск в части признания незаконными действий администрации об отказе в принятии Кузнецовой М.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказал в удовлетворении указанных исковых требований, сославшись на то, что Кузнецова М.С. обязана была представить соответствующее решение компетентного органа о признании принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания.

Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда в данной части, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Иные основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит.

В силу части 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из письма МУ Пальцовская сельская администрация от 29 сентября 2017 г. следует, что Кузнецовой М.С. необходимо представить в администрацию заключение межведомственной комиссии, созданной при администрации Брянского района, о состоянии жилого дома, собственником которого Кузнецова М.С. является. Указанное письмо не содержит ссылок на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие основания отказа в принятии на жилищный учет.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ одним из оснований     такого отказа является не представление предусмотренныхчастью 4 статьи 52указанного Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Из вышеуказанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданином должны быть представлены документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, за исключением документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области установлен Законом Брянской области от 9 июня 2006 г. № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» (далее также – Закон Брянской области).

Статья 3 вышеуказанного закона определяет документы, которые необходимы для принятия на жилищный учет.

Согласно абз. 2 статьи 3 Закона Брянской области одновременно с заявлением гражданин обязан представить документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении:

а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи;

б) документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;

в) выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки из организации, управляющей жилищным фондом;

г) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения).

В силу п. «в» абз. 3 ст. 3 Закона Брянской области орган, осуществляющий принятие на учет, самостоятельно запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в соответствии с их компетенцией в порядке, предусмотренном соглашением о межведомственном взаимодействии, если такие документы не были представлены гражданином по собственной инициативе, в том числе, документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений.

Из вышеуказанной нормы Закона Брянской области следует, что обязанность по запросу документов о непригодности жилого помещения для проживания возложена на орган, осуществляющий учет, если данный документ не был представлен гражданином.

Таким образом, вывод суда о том, что решение о признании принадлежащего Кузнецовой М.С. жилого помещения непригодным для проживания обязана была представить истец, не соответствует действующим нормам материального права. Обязанность по запросу данных документов в силу вышеуказанных норм Закона Брянской области возлагается на орган, осуществляющий постановку на жилищный учет. В связи с чем, действия Администрации об истребовании у Кузнецовой М.С. документа, подтверждающего несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, являлись незаконными, нарушающими жилищные права истца.

На основании изложенного судебная коллегия отменяет решение суда в части отказа в удовлетворении иска Кузнецовой М.С. о признании незаконными действий администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и возлагает на МУ Пальцовская сельская администрация обязанность повторно рассмотреть заявление Кузнецовой М.С.

Одновременно судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о постановке на жилищный учет истца, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. В связи с тем, что полномочия по решению вопроса о постановке граждан на жилищный учет отнесены к органам местного самоуправления, разрешение данного вопроса судом приведет к нарушению принципа разделения властей, закрепленного статьей 10 Конституции Российской Федерации. С учетом изложенного судебная коллегия оставляет без изменения решение суда в части отказа в удовлетворении требований Кузнецовой М.С. о постановке на жилищный учет.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 1 ноября 2017 г. по иску Кузнецовой Марии Семеновны к Муниципальному учреждению Пальцовская сельская администрация о признании незаконными действий отменить в части отказа в удовлетворении искового заявления Кузнецовой Марии Семеновны о признании незаконными действий Муниципального учреждения Пальцовская сельская администрация об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В данной части принять по делу новое решение.

Обязать Муниципальное учреждение Пальцовская сельская администрация повторно рассмотреть заявление Кузнецовой Марии Семеновны о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи Е.А. Киселева

О.Г. Ильюхина

33-366/2018 (33-5339/2017;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова М.С.
Ответчики
МУ Пальцовская с/администрация
Другие
Администрация Брянского района Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
21.12.2017Передача дела судье
16.01.2018Судебное заседание
22.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее