Решение по делу № 2а-323/2018 от 03.10.2018

а-323/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тобольск                                               02 ноября 2018 года

Тобольский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Ф.

при секретаре Громовой В.С.,

с участием административного истца Жукова В.В. и его представителя Денисовой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика представителя администрации Тобольского муниципального района Широколобовой Д.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя заинтересованного лица АО «Тюменьэнерго» Потёмкиной Н.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ТРС -122

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жукова В.В. к администрации Тобольского муниципального района об оспаривании решения муниципального органа,

установил:

Административный истец обратился в суд с требованиями к административному ответчику и просит признать незаконным распоряжение администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, возложить обязанность принять решение о заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Жукову В.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Причиной отказа послужило расположение на участке опоры линии электропередач ВЛ-04, а также расположение участка на территории общего пользования за границей жилой застройки, который нарушает права и законные интересы административного истца, а именно право на перераспределение земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Такие причины не состоятельны и нарушают земельное законодательство. Жилой дом и надворные постройки, принадлежащие административному истцу расположены на земельном участке с кадастровым номером по вышеуказанному адресу и построены в соответствии с разрешением на строительство, соответствующим проектом планом для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, утвержденного должностными лицами территориального отдела Роспотребнадзора по Тюменской области, Отделом архитектуры администрации Тобольского муниципального района и другими. Для организации обслуживания жилого дома и надворных построек, в соответствии с утвержденным проектом, истец обратился в администрацию Тобольского муниципального района с заявлением о перераспределении земельных участков, предоставлена соответствующая схема расположения земельного участка, разработанная без нарушения требований к образуемым земельным участкам и не противоречит утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой территории. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЖКХ, строительства и архитектуры администрации Тобольского муниципального района, приложенная схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, участок расположен на территории общего пользования, на территории расположена опора линии электропередач. Местоположение линии электропередач соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, не противоречит положению об особо охраняемой природной территории, что подтверждается сведениями из Росреестра. Указанная опора электропередачи установлена в нарушение утвержденного проекта линии ВЛ-04, незаконно сдвинута в сторону жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , проходит над жилыми домами и угрожает жизни и здоровью граждан. О переносе опоры линии электропередач Жуков В.В. обратился в АО «Тюменьэнерго», которые пытаются устранить нарушения. Контроль со стороны административного ответчика за использованием территорий и инфраструктуры, отсутствует, мер по устранению нарушений не принимается. Администрация Тобольского муниципального района не проверила законность размещения опоры электропередачи на землях, не предназначенных для этих целей, не увидела угрозу жизни и здоровью граждан. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами и не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Территория общего пользования частично перераспределена в пользу соседей (<адрес>), на указанной территории расположен объект на территории общего пользования, построенный без разрешительных документов, являющийся самовольной постройкой, в связи с чем, было направлено обращение в Управление Росреестра по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении земельного законодательства, которое было выявлено и дан ответ ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером предоставлен ФИО9 администрацией Тобольского муниципального района на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Тобольского муниципального района, не нарушая интересы одной стороны, нарушает интересы другой стороны, зная, что оставшаяся тупиковая часть не является местом общего пользования, в использовании данной территории заинтересованы только Жуков и соседи. Земельный участок необходим административному истцу для проезда с целью обслуживания жилого дома и надворных построек.

Административный истец Жуков В.В. на требованиях настаивает, просит удовлетворить, суду показал, что он построил жилой дом в соответствии с планом, однако, со стороны АО «Тюменьэнерго» и соседей были нарушения, выразившиеся в том, что ему перекрыт доступ к подъезду к своему участку, где расположены ворота, поставлен столб линии электропередач, администрацией Тобольского муниципального района его соседям предоставлен земельный участок, также для обслуживания столба, ездят по его территории. При обращении за перераспределением земельного участка, он представил схему, которую не согласовали, испрашиваемый земельный участок составляет примерно <данные изъяты> кв.м., остается еще небольшой участок, также обращался в АО «Тюменьэнерго» с заявлением о переносе столба линии электропередач. В настоящее время он не может подъехать к воротам, где расположены гараж и баня. От имеющегося столба линии электропередач, идет подключение электроэнергии к его дому.

Представитель административного истца Денисова Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям и просила их удовлетворить, препятствий для предоставления земельного участка нет, участок находится в тупиковой зоне, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., его обслуживание невозможно, поскольку администрация предоставила земельный участок ФИО10 и перекрыла подъезд к воротам Жукова. Другой возможности подъехать к дому Жукова нет, испрашиваемый земельный участок небольшого размера, не пригоден для строительства и размещения на нем каких-либо объектов.

Представитель административного ответчика Широколобова Д.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, считает, что распоряжение администрации законно, на участке имеется охранная зона, так как расположен столб линии электропередач, это земля общего пользования, Жукову уже предоставлялся земельный участок, он обращался с заявлением о перераспределении земель и земельного участка.

Представитель заинтересованного лица Потёмкина Н.Г. возражала против заявленных требований административного истца, по основаниям, изложенным в возражениях, в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации № 160 установлена охранная зона по обе стороны от столба на расстояние 2 метра, АО «Тюменьэнерго» был отведен земельный участок для технологического присоединения от опоры .

Проверив доводы административного искового заявления, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тобольского муниципального района вынесено распоряжение , согласно которому Жукову В.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> на основании п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, п.п. 12, п. 9 ст. 39.29. ЗК РФ, п.п. 4 п. 14 ст.11,10 ЗК РФ. На испрашиваемом земельном участке, образование которого предусматривается путем перераспределения, расположена опора линии электропередач. Данный участок расположен на территории общего пользования за границей жилой застройки.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЖКХ, строительства и архитектуры администрации Тобольского муниципального района в части наличия (отсутствия) оснований для отказа в утверждении схемы по заявлению о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности по адресу: <адрес> установлено наличие оснований для отказа: участок расположен на территории общего пользования за границей жилой застройки, на участке расположена опора линии электропередач.

Как следует из представленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок имеет площадь кв.м., после его образования, остается небольшая часть из земель общего пользования и образует клин.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Тобольского муниципального района направила ответ Жукову В.В. на обращение о нарушении земельного законодательства в части предоставления земельного участка путем перераспределения по адресу: <адрес>, согласно которому предоставленный земельный участок не ограничивает свободного доступа смежным землепользователям к муниципальной автомобильной дороге общего пользования, не нарушает права третьих лиц. Земельный участок Жукова В.В. имеет неограниченный доступ к территории общего пользования.

Из ответа начальника отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 по адресу: <адрес> использует земельный участок с нарушениями норм законодательства и привлечен по ст.7.1 КоАП РФ за использование части земельного участка по <адрес>.

Суду представлена схема планировочной организации от 2009 года земельного участка по адресу: <адрес>, согласно которой одноквартирный жилой дом состоит из 1 этажа площадью <данные изъяты> кв.м. на площади земельного участка равной <данные изъяты> кв.м., на участке расположен гараж и хозпостройки.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» является собственником сооружения электроэнергетики электросетевого комплекса от <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям Публичной кадастровой карты, имеющейся в материалах дела, схемы расположения участка на кадастровом плане территории, а также представленной представителем административного истца топографической съемки, земля, часть из которой испрашивается административным истцом для перераспределения, расположена между участком истца и проходящей линией электропередач.

Суду представлены фотографии строящегося двухэтажного дома административного истца, на которых видна линия электропередач и анкерные столбы, что подтверждает нахождение указанной линии до начала строительства жилого дома Жуковым В.В.

Как следует из фотографии со спутника в <адрес> под номерами указаны столбы линии электропередач, столб расположен рядом с домом Жукова В.В.

Из ответа отдела земельных и имущественных отношений администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Жуков В.В. обращался с заявлением о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> площадь составляет <данные изъяты> кв.м., ранее Жукову В.В. по муниципальной услуге путем перераспределения на основании заключенного соглашения предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

Суду представлено соглашение о перераспределении земель и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , по которому стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью <данные изъяты> кв.м., в результате чего, образовался участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером .

Суду представлена схема расположения земельных участков с кадастровым номером и с кадастровым номером за 2008 год, согласно которой, земельные участки и их площадь располагаются в соответствии со схемой расположения, предоставленной административным истцом из публичной кадастровой карты.

Суду представлены градостроительные регламенты, утвержденные решением Думы Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым для индивидуальных жилых домов в Ворогушинском сельском поселении установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Из представленного администрацией Тобольского муниципального района акта обследования земельного участка и представленных фотографий по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на испрашиваемом Жуковым В.В. участке находится анкерный столб, отсутствуют какие-либо препятствия для въезда на территорию земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Жукову В.В. отказано АО «Тюменьэнерго» в выносе опоры , а также в предоставлении права собственности земельного участка под опорой.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В пункте 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, иных оснований отказа земельным законодательством не предусмотрено.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Подпунктом 12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

В силу статей 85, 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

По общему правилу территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу (статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

В соответствии с данными положениями Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила установления охранных зон).

Как указано в пункте 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон - в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Пунктом 10 Правил определено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение об отказе администрации Тобольского муниципального района в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствует законодательству и не нарушает права административного истца, поскольку часть образуемого в порядке перераспределения земель земельного участка будет находиться в границах территории общего пользования, а также в охранной зоне с особыми условиями эксплуатации, с расположенными на нем объектами электроэнергетики, обеспечение безопасного, безаварийного функционирования и эксплуатации которых необходимо в целях защиты публичных интересов населения для бесперебойного обеспечения жителей деревни электроэнергией, что согласно закону не допустимо.

Кроме того, представленный административным истцом проект схемы расположения земельного участка, образование в соответствие с ним новых земельных участков путем перераспределения будет нарушать названный выше принцип земельного законодательства, установленный в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, а формирование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к изломанности границ, и будет препятствовать рациональному использованию данного земельного участка и не позволит из оставшегося земельного участка сформировать самостоятельный земельный участок с соблюдением его минимального размера.

Административным истцом ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании не приведены конкретные доводы о нарушении прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий отсутствует.

Оспариваемый в настоящем деле отказ органа местного самоуправления является обоснованным, не противоречит действующему законодательству и не ведет к необоснованному нарушению прав административного истца.

Других доказательств не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-180,226,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Жукову В.В. к администрации Тобольского муниципального района о признании незаконным распоряжения администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, возложении обязанности на администрацию Тобольского муниципального района принять решение о заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, д. Медянки Русские, <адрес> - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2018 года.

2а-323/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Жуков В. В.
Жуков Вячеслав Владимирович
Ответчики
Администрация Тобольского муниципального района
Другие
Тобольское территориальное отделение филиала АО "Тюменьэнерго" "Тобольские распределительные сети"
Суд
Тобольский районный суд Тюменской области
Судья
Киселева С.Ф.
Дело на странице суда
tobolsky.tum.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация административного искового заявления
03.10.2018Передача материалов судье
05.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2018Подготовка дела (собеседование)
17.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Судебное заседание
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2019Дело оформлено
07.02.2019Дело передано в архив
04.05.2020Регистрация административного искового заявления
04.05.2020Передача материалов судье
04.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2020Дело оформлено
04.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее