2-567-13 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Чебоксары ДАТА
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Мамуткиной О.Ф., с участием старшего помощника прокурора Московского района г.Чебоксары Арюхиной Ю.М., при секретаре Михайловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Р.Н. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по ЧР, Министерству внутренних дел по ЧР о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
Петров Р.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по ЧР, МВД РФ по г.Чебоксары ЧР о компенсации морального вреда в размере 400 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины по тем мотивам, что в ходе проведения судебно-психиатрической экспертизы по уголовному делу истец содержался под стражей в ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» в специализированном стражном отделении в период с ДАТА по ДАТА. Камера размером 2,5 х 5 м общей площадью около 12 кв. м имела 4 спальных места. В указанный период в камере содержалось 4 человека. Окно камеры размером 50 x 80 см не обеспечивало в полном объеме доступ свежего воздуха и дневного света. Кроме 4-х железных кроватей, соединенных между собой, и ведра, предназначенного для отправления нужды, в камере ничего не было. Камера не была оборудована санитарно - техническими удобствами, предметы личной гигиены не выдавались. В указанный период содержания истца на прогулку не выводили. Содержанием в указанные периоды ввиду приведенных в иске нарушений истцу причинены физические и нравственные страдания. Просит взыскать с казны компенсацию морального вреда и судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В судебное заседание истец Петров Р.Н. обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца Петрова Н.Е., действующий на основании доверенности, иск подержал и показал, что Петров Р.Н. содержался в РПБ, площадь помещения составляла 12 кв.м., что не обеспечивало жизненным пространством. Окно помещения было закрыто, система вентиляции отсутствовала, кроме кроватей, другой мебели в помещении не было. В помещении также отсутствовал водопровод и канализация. За все время содержания в РПБ Петрова Р.Н. ни разу не выводили на прогулку, в виду чего у него повысилось артериальное давление, снизилось зрение, появились головные боли.
Представитель ответчика МФ РФ Кондратьева В.Г., действующая на основании доверенности, иск не признала и показала, что казна РФ является ненадлежащим ответчиком по требованию об условиях содержания в КУ «РПБ».
Представитель ответчика МВД РФ по г.Чебоксары ЧР Сапожникова И.А., действующая на основании доверенности, иск не признала и показала, что ежедневные прогулки не проводились из-за отсутствия прогулочного места.
Представитель 3-его лица на стороне ответчика КУ ЧР «РПБ» Питеров В.Н., действующий на основании доверенности, иск не признал и показал, что Петров Р. находился в палате площадью более 15 кв.м, помещение имеет вентиляцию, оборудовано кроватями и столами. Туалет, умывальные комнаты имеются в каждом отделении. В туалет, умывальню, душевую находящиеся под стражей выводятся по их просьбе. Вывод на прогулку не предусмотрен, поскольку необходимо исключить возможность побега. Курящих в помещении не было, так как в больницах установлен запрет на курение.
Представитель 3-его лица на стороне ответчика, Управление ФСИН по ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания, как и доказательств уважительности причин не явки в суд представлено не было.
Выслушав объяснение сторон, заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С ДАТА по ДАТА Петров Р.Н. содержался в специализированном (стражном) отделении ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» (в настоящее время КУ ЧР «РПБ»).
Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в виду бесчеловечных и унизительных условий содержания в КУ ЧР «РПБ».
Согласно со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.).
Согласно ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права подследственных, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», должны обеспечиваться также во время проведения следственных действий, стационарных судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, в частности подследственные имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа.
Пунктом 24 Временного положения о психиатрической больнице со строгим наблюдением, являющегося приложением 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 марта 1988г. №225, согласованного Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством внутренних дел СССР предусмотрено, что ежедневная прогулка обязательна для всех больных, за исключением находящихся на постельном режиме. Для предотвращения выхода больных за пределы психиатрической больницы, а также проникновения на ее территорию посторонних лиц устанавливаются контрольно-пропускная система и охрана силами невойскового контролерского состава органов внутренних дел.
Судом бесспорно установлено, и стороной ответчика не оспаривается, что в период проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы и пребывания Петрова Р. в стационарном отделении КУ ЧР «РПБ» в период с ДАТА по ДАТА, он не имел возможности выходить на прогулку. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права истца на обеспечение ежедневной прогулки в период стационарной судебно-психиатрической экспертизы были нарушены. А само по себе требование истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с данным нарушением его прав законно.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии со ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ по требованиям истца о компенсации морального вреда надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, компенсация морального вреда взыскивается за счет казны РФ.
Доводы представителя Министерства финансов РФ в лице УФК по ЧР о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, судом признаны несостоятельными. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 13 марта 1997г. №35 «Об организации стационарной судебно-психиатрической экспертизы содержащихся под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» рекомендовано Министерству внутренних дел по ЧР осуществлять охрану указанных лиц и надзор за ними при проведении стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Таким образом, выплата компенсации морального вреда за нарушения прав истца на ежедневную прогулку в период проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы должна быть возложена на казну РФ.
Вместе с тем иные предполагаемые нарушения прав истца в период нахождения в КУ «РПБ» судом не установлены. А ответственность за соблюдение прав лиц, находящихся в стационарах, для проведения судебно-психиатрической экспертизы (обеспечения их минимальной площадью, вентиляцией, водопроводом, канализацией, необходимым питанием, санитарно-гигиеническим обслуживанием) не может быть возложена на казну РФ по следующему основанию. Уставом ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, утвержденного Приказом Минзравсоцразвития ЧР от 9 июля 2007г. №467 определено, что учреждение является юридическим лицом, координация и регулирование деятельности осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития ЧР. Учреждение является государственной собственностью Чувашской Республики и за учреждением на праве оперативного управления собственником или уполномоченным лицом закрепляется имущество. Далее, Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 утверждена система и структура федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития ЧР в указанную структуру федеральных органов исполнительной власти не входит.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, особенностей личности потерпевшего. При определении размера компенсации вреда суд учитывает требования разумности и справедливости. Кроме того, суд учитывает, что поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает его точное выражение в деньгах и полное возмещение, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения истца за перенесенные страдания. Учитывая указанные требования закона, а также длительность периода нахождения истца в КУ «РПБ», степени вины властей в нарушении требований закона, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда в 10 000 руб.
Подлежит так же взысканию с казны государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, так как в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Петрова Р.Н. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий: судья Мамуткина О.Ф.
Мотивированное решение составлено ДАТА.
Справка:
Решение Московского районного суда г. Чебоксары от ДАТА вступило в законную силу ДАТА
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЧР от ДАТА решение Московского районного суда г. Чебоксары от ДАТА оставлено без изменения.
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-567/2013 (2-7950/2012;) г. в Московском районном суде г. Чебоксары.