Решение по делу № 2а-3740/2018 от 18.09.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 ноября 2018 года г. Оренбург

    

Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Шиляевой С.Г., при секретаре Минигазимовой А.И.,

с участием: представителя административного истца Цыбина А.В., административного ответчика - военного комиссара Северного административного округа г.Оренбурга Торубарова В.М., представителя заинтересованного лица Щекотовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лутова В.В. к призывной комиссии Северного административного округа г.Оренбурга, военному комиссару Северного административного округа г.Оренбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности по выдаче военного билета,

УСТАНОВИЛ:

Лутов В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что он в период с 02.07.2018 г. по 13.07.2018 г. прошел призывные мероприятия в отделе военного комиссариата Северного округа г.Оренбурга. Из протокола заседания призывной комиссии № 1 от 13.07.2018 г. следует, что он признан не прошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас. С указанным решением призывной комиссии он не согласен по следующим основаниям. В 2003 году он с семьей переехал на постоянное место жительства в Р.Казахстан, оставаясь при этом гражданином Российской Федерации. В российской Федерации места регистрации он не имел, в Р.Казахстан проживает на основании вида на жительство. В связи с жизненными обстоятельствами он был вынужден вернуться в Российскую Федерацию, и 02.03.2017 г. получил свидетельство о регистрации по месту пребывания с 19.06.2017 г. по 19.06.2018 г., а затем в период с 07.05.2018 г. по 07.11.2018 г. по <...>. Им не совершены действия (бездействие) после 01.01.2014 г. по неисполнению обязанности по воинскому учету, или свидетельствующие об уклонении от призыва на военную службу. Также военным комиссариатом не представлено доказательств осуществления мероприятий по организации призыва на военную службу в период с 01.01.2014 г. и до достижения им 27-летнего возраста. Он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Полагает, что выдача справки взамен военного билета ограничивают его права, в том числе, трудовые, поскольку является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской службы. Просит суд признать решение призывной комиссии военного комиссариата Северного округа г.Оренбурга от 13 июля 2018 года незаконным. Обязать начальника отдела военного комиссариата Северного округа г.Оренбурга Торубарова В.М. выдать ему военный билет.

В судебное заседание административный истец Лутов В.В., представитель административного ответчика - призывной комиссии Северного административного округа г.Оренбурга, надлежаще извещенные о месте и времени слушания дела, не явились. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает. От административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Цыбин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования Лутова В.В., просил суд их удовлетворить.

Военный комиссар Северного округа г.Оренбурга Торубаров В.М., представитель ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» Щекотова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования Лутова В.В. не признали. Просили суд отказать в их удовлетворении. Полагали, что Лутов В.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Выслушав пояснения представителя административного истца и заинтересованного лица, административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества, как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации, может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, призыву на которую согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N 465), заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Статьей 8 названного Закона установлено, что граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

При этом абз.6 п.1 ст.10 данного Закона предусматривает, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст.10 упомянутого Закона граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства.

Пунктом 50 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, установлено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.

В силу ст.25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п.1 ст.26 названного Федерального закона).

В соответствии со ст.26 указанного выше закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п.3 указанной статьи).

Проверяя конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2017 года N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской обязанности, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.Конституционный Суд Российской Федерации указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

На эти же правовые позиции Конституционный Суд Российской Федерации указал в определении от 29 сентября 2016 года N 1899-О, отказывая в принятии заявления об оспаривании конституционности пункта 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе и пункта 34 Положения, которые, по мнению заявителя, допускают признание не уклоняющегося от призыва на военную службу гражданина незаконно не прошедшим военную службу по призыву.

Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что оспариваемое заявителем правовое регулирование, будучи направленным на реализацию конституционной обязанности по защите Отечества, с учетом приведенных правовых позиций не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права заявителя.

Из материалов дела следует, что Лутов В.В., <Дата обезличена> года рождения, 15 августа 2003 года был снят с регистрационного учета в Российской Федерации и убыл в Республику Казахстан.

В судебном заседании установлено, что на воинском учета в Российской Федерации Лутов В.В., являясь гражданином Российской Федерации, не состоял.

Из материалов дела также следует, что Лутов В.В. по прибытию в Российскую Федерацию был поставлен на регистрационный учет в период с 19.06.2017 г. по 19.06.2018 г. по адресу: <...>.

Вместе с тем, в нарушении статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Лутов В.В., в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет не явился, доказательств, подтверждающих уважительность не постановки на воинский учет в установленный законом срок, не представил.

В связи с уклонением Лутова В.В. от постановки на воинский учет, у военного комиссариата Северного округа г.Оренбурга отсутствовала реальная возможность организации призыва Лутова В.В. на военную службу, в том числе направлении ему повестки с обязательством о явке в военный комиссариат (в установленное время и место) для прохождения медицинского освидетельствования и отправки к месту прохождения военной службы.

Статьей 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане: а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 1.1 ст.23 Федерального закона установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Пунктом 34 Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

Из представленного в материалы дела заключения призывной комиссии следует, что Лутов В.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.

Вопреки мнению административного истца, оспариваемые действия призывной комиссии являются законными, поскольку осуществлены в соответствии с частью 1.1 статьи 28 «О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с ее компетенцией, которая, применительно к данному спору, установлена в разделе III упомянутого выше Положения.

В судебном заседании нашло свое подтверждение совершение Лутовым В.В. после 1 января 2014 г. до достижения им возраста 27 лет бездействия, которое сопряжено с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных указанным выше Федеральным законом, свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, создал препятствия для его надлежащего извещения о необходимости прибытия в военный комиссариат.

Доводы административного истца об установлении ему категории годности к военной службе «В» (ограниченно годен к военной службе) не свидетельствуют о незаконности принятого призывной комиссии решения в отношении Лутова В.В., а также не являются основаниями для освобождения его от прохождения военной службы. Более того, медицинское обследование Лутова В.В. проводилось летом 2018 года, т.е. после достижения им 27-летнего возраста, и не свидетельствует о том, что указанная категория годности к военной службе была бы установлена Лутову В.В. в 2017 г. (до достижения ми возраста 27 лет). Медицинское заключение Лутовым В.В. не оспаривалось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности принятого призывной комиссией Северного округа г.Оренбурга решения о признании Лутова В.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем, отказывает в удовлетворении административного иска.

Принятие призывной комиссией такого решения, невыдача Лутову В.В. военного билета конституционных прав административного истца не нарушает, что прямо следует из указанной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ -                                     

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

2а-3740/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Лутов Виктор Викторович
Ответчики
Военный комиссар Северного округа г. Оренбурга Оренбургской области Торубаров Валерий Михайлович
Призывная комиссия Северного округа г. Оренбурга
Другие
ФКУ Военный комиссариат Оренбургской области
Суд
Дзержинский районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.orb.sudrf.ru
01.05.2020Регистрация административного искового заявления
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Подготовка дела (собеседование)
01.05.2020Рассмотрение дела начато с начала
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.05.2020Дело оформлено
01.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее