Дело № 2а-520/2019
88а-1069/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 18 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Королевой Е.В., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заинтересованного лица - администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области Косяковой Е.С. на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 сентября 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ».
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылеву О.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Сахалинское УГМС») о признании незаконным бездействия по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ»: гидрологического поста I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 1 сентября 2008 года № 65 АВ 005758), гидрологического поста I разряда «Лесное - р. Очепуха», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 1 сентября 2008 года № 65 АВ 005755), морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Корсаков, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 8 сентября 2008 года № 65 АВ 005694); возложении на ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг перечисленных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» осуществляет полномочия федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Сахалинской области и прилегающей к ней акватории Тихого океана, Охотского и Японского морей. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» эксплуатирует стационарные пункты наблюдения: гидрологический пост I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, гидрологический пост I разряда «Лесное - р. Очепуха», расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, морскую гидрометеорологическую береговую станцию II разряда Корсаков, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №. Однако, в нарушение части 3 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 972, стационарные посты указанных объектов не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства, что может повлиять на достоверность получаемой с метеорологической станции информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе, экстренной информации в населенной пункте, и ведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Обязанность осуществить подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» является публичной обязанностью ФГБУ «Сахалинское УГМС», невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия со стороны данного учреждения.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 сентября 2019 года, требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
Признавая незаконным бездействие ФГБУ «Сахалинское УГМС», выразившееся в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» и возлагая обязанность устранить допущенное нарушение, суды исходили из того, что установление охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений предусмотрено законом, а обязанность по подготовке и представлению необходимых документов для их создания возложена на ФГБУ «Сахалинское УГМС».
В кассационной жалобе представитель заинтересованного лица - администрации Корсаковского городского округа Косякова Е.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в части возложения на ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в суда в законную силу осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что в действующем законодательстве орган, уполномоченный устанавливать охранные зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, не определен, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части принятия таких решений не разграничены. Земельные участки, на которых расположены наблюдательные посты, находятся в федеральной собственности, а органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и, следовательно, по установлению охранных зон на таких земельных участках, не обладают.
Административный ответчик и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения прав на землю, в том числе установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий (подпункт 12 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий утверждает Правительство Российской Федерации. В таком положении должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Частью 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 972 (далее – Положение).
Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положения в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
По смыслу приведенных норм однозначно следует, что охранная зона стационарного пункта наблюдения, включающего земельный участок с установленным на нем оборудованием, должна устанавливаться не внутри земельного участка, занятого наблюдательным пунктом, а вокруг его границ.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что охранные зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды подлежат установлению в пределах земельных участков, на которых расположены наблюдательные посты, которые в свою очередь находятся в федеральной собственности, являются необоснованными.
Согласно пункту 5 Положения предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что названный пункт Положения, а также Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» не определяют орган, полномочный принимать решение о создании охранных зон, то в данном случае следует руководствоваться общими положениями земельного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В материалах дела отсутствуют сведения о разграничении государственной собственности на земли, расположенные вокруг земельных участков, на которых расположены пункты наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ». Отсутствуют такие сведения и в кассационной жалобе администрации Корсаковского городского округа.
Учитывая, что охранные зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды подлежат установлению вокруг земельного участка с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения; земли, на которых подлежат установлению охранные зоны, расположены на территории Корсаковского городского округа и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена; соответствующее положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации до настоящего времени не утверждено, суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, обоснованно возложил на ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязанность представить необходимые документы для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ».
Принятые по настоящему делу судебные акты в части возложения на ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязанности по подготовке необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ»: гидрологического поста I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», гидрологического поста I разряда «Лесное - р. Очепуха», морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Корсаков, в поданной кассационной жалобе не оспариваются, являются законными и обоснованными, постановлены при правильном применении норм материального права и положений правовых норм, определяющих обязанности ФГБУ «Сахалинское УГМС», как организации, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Сахалинской области и прилегающих к ней акваториях Тихого океана, Охотского и Японского морей.
Указанное соответствует способу восстановления нарушенных прав в том смысле, в котором это установлено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и отвечает критерию правовой определенности, поскольку обязывает административного ответчика совершить определенные действия по конкретному вопросу.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены или изменения решения Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 сентября 2019 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области Косяковой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи