УИД № К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 сентября 2024 г.
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе судьи Чундышко Н.А., при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием: представителя истца <адрес> отделения Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов по доверенности – ФИО7
представителя ответчика Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов по доверенности – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> отделения Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов к Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>ное отделение Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов обратилось в Майкопский городской суд с исковым заявлением к Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов о признании незаконным и отмене решения. В обоснование своих исковых требований указало, что между сторонами были подписаны Договор поручения от ДД.ММ.ГГГГ и Договор о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ. Решением ФИО1 Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов ФИО9, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в одностороннем порядке указанные договоры расторгнуты с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным решением, считая, что оно является незаконным и подлежит отмене, поскольку ФИО1 Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов ФИО9, не управомочен на принятие таких решений, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Представитель истца по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, страховщик произвел истцу доплату страхового возмещения в сумме 3 601 рубль.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, дав им оценку, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, решением ФИО1 Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов ФИО9, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в одностороннем порядке расторгнуты с ДД.ММ.ГГГГ Договор поручения от ДД.ММ.ГГГГ и Договор о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемое решение принято ФИО1 Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов ФИО9 на основании пункта 4.2 Договора о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, договор может быть расторгнут по взаимному согласию сторон, или по инициативе одной из сторон.
Так же, в обоснование одностороннего расторжения Договора о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ в письме от 19.01.2024г. указано, что у Тульского охотхозяйства отсутствуют выделенные и закрепленные соответствующим образом территории, охотхозяйственным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ территории для ведения охотничьего хозяйства на территории <адрес> закреплены только за ФИО4, что указывает на отсутствие необходимости вести совместную деятельность.
Согласно пункту 5 Договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ, договор может расторгнуть в любой момент любой из сторон в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
ФИО4 и ее структурные отделения, в том числе и Майкопское РО ФИО4, действуют на основании единого Устава.
Согласно пунктам 1.1, 1.8 Устава ФИО4, Адыгейская республиканская общественная ФИО2 охотников и рыболовов, в дальнейшем именуемая «ФИО2», создана гражданами РФ, как добровольное, самоуправляемое общественное объединение, организационно-правовая форма которой – общественная ФИО2 и распространяет свою деятельность в пределах Республики Адыгея, ФИО2 и ее структурные отделения определяют свои цели и задачи в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, на основе широкой инициативы членов ФИО2 охотников и рыболовов по охране природы, борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства во взаимодействии с другими органами и общественными ФИО2.
В пункте 2.1 Устава ФИО4 указано, что ФИО2 создана в целях объединения охотников и рыболовов для создания и рационального ведения охотничьего-рыболовного хозяйства, спортивной и оргмассовой работы на территории Республики Адыгея, ФИО2 мероприятий по охране и воспроизводству диких животных, создания необходимых правовых и экономических условий для деятельности ФИО2 и ее членов, а также другие некоммерческие цели.
В параграфе 11 Устава ФИО4 указано, что структуру ФИО2 (ФИО4) составляют ее структурные подразделения – районные, городские отделения, действующие на основании Устава ФИО2.
Согласно пункту 3.1 (права и обязанности ФИО2) Устава ФИО4, для осуществления уставных задач ФИО2 и ее структурные подразделения – Отделения при наличии соответствующих разрешений-лицензий, полученных в установленном законодательством порядке имеют право: пользоваться закрепленными за ней охотничьими угодьями и водоемами для ФИО2 и ведения охотничье-рыболовного хозяйства, развития охотничьего и рыболовного спорта, проводить мероприятия по охране диких животных и рыбных запасов, улучшению кормовых, гнездовых и защитных условий для диких животных, увеличению численности полезных зверей и птиц, зарыблению закрепленных за ней водоемов; в закрепленных угодьях и водоемах в установленном порядке организовывать любительскую и спортивную охоту на диких зверей и птиц, вести любительское, спортивное и промысловое рыболовство и рыбоводство, создавать общественную егерскую службу для проведения мероприятий по охране и воспроизводству диких зверей и птиц, увеличению рыбных запасов, а также для борьбы с браконьерами, осуществлять меры по охране и воспроизводству диких животных, сохранению среды их обитания и другие права и обязанности, указанные в настоящем разделе Устава ФИО4.
Также пунктом 4.1 (права и обязанности структурных подразделений – отделений ФИО2) Устава ФИО4, предусмотрены аналогичные права и обязанности и для структурных подразделений, в частности для <адрес> отделения ФИО4.
Из вышеуказанных пунктов Устава следует, что независимо от того на кого оформлено разрешение-лицензия или с кем заключено охотхозяйственное соглашение, на ФИО4 или на его структурное подразделение, отделение имеет право: пользоваться закрепленными за отделением, охотничьими угодьями и водоемами для ФИО2 и ведения охотничье-рыболовного хозяйства, развития охотничьего и рыболовного спорта, проводить мероприятия по охране диких животных и рыбных запасов, улучшению кормовых, гнездовых и защитных условий для диких животных, увеличению численности полезных зверей и птиц, зарыблению закрепленных за ней водоемов; в закрепленных угодьях и водоемах в установленном порядке организовывать любительскую и спортивную охоту на диких зверей и птиц, вести любительское, спортивное и промысловое рыболовство и рыбоводство, создавать общественную егерскую службу для проведения мероприятий по охране и воспроизводству диких зверей и птиц, увеличению рыбных запасов, а также для борьбы с браконьерами, осуществлять меры по охране и воспроизводству диких животных, сохранению среды их обитания и другие права и обязанности, указанные в настоящем разделе Устава ФИО4.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общественных объединениях» членами общественной ФИО2 в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Таким образом, Адыгейская республиканская общественная ФИО2 охотников и рыболовов (ФИО4) и ее структурные подразделения – районные и городские отделения, имеют одни цели и задачи, поскольку действуют на основании единого Устава, а также одинаковые права и обязанности, например, в закрепленных угодьях и водоемах в установленном порядке организовывать любительскую и спортивную охоту на диких зверей и птиц, вести любительское, спортивное и промысловое рыболовство и рыбоводство, создавать общественную егерскую службу для проведения мероприятий по охране и воспроизводству диких зверей и птиц, увеличению рыбных запасов, а также для борьбы с браконьерами, осуществлять меры по охране и воспроизводству диких животных, сохранению среды их обитания и другие права и обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ согласно Уставу во исполнение единых целей ФИО4, районных и городских отделений, ФИО4 заключено охотхозяйственное соглашение № с Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея.
При этом, каждое структурное подразделение - районные и городские отделения, в том числе и Майкопское РО ФИО4, направили из собственных средств необходимую денежную сумму, согласно размера охотугодий, находящихся в их введении, для заключения вышеуказанного соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ, для выполнения уставных задач, а также условий охотхозяйственного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> отделения, между Майкопским РО ФИО4 и ФИО4 заключен договор о совместной деятельности (сотрудничестве).
Майкопское РО ФИО4, согласно вышеуказанного Договора, в частности по «договору – поручению» исполняет обязанности ФИО4 по охотхозяйственному соглашению, реализовывает путевки-договора на производство охоты, оформляет и выдает разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенные к объектам охоты на разрешенные виды охоты, с последующим предоставлением отчетности об их использовании в ФИО4, в том числе выполняет биотехнические мероприятия, принимает на себя полную ответственность за ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, а также для осуществления программ централизованных мероприятий, содержания исполнительного органа ФИО4, формирования централизованных фондов ежеквартально отчисляет ФИО4 – 10% от суммы членских и вступительных взносов.
При этом, согласно вышеуказанного Договора о совместной деятельности ФИО4 может реализовывать путевки-договора на производство охоты и оформлять разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенные к объектам охоты на разрешенные виды охоты, только лишь при наличии (договоры-поручения) с Майкопским РО ФИО4.
Таким образом, без наличия договора-поручения с <адрес> отделением ФИО4 не имело право реализовывать путевки-договоры на производство охоты и оформлять разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенные к объектам охоты на разрешенные виды охоты, на территории Майкопского РО ФИО4 (Тульского охотхозяйства).
Каких-либо иных выплат и отчислений районным отделение в ФИО4, кроме как 10% от суммы членских и вступительных взносов, Договором о совместной деятельности не предусмотрено.
В пунктах 4.3 и 4.4 Договора содержатся условия и порядок расторжения вышеуказанного договора о совместной деятельности от 10.01.2018г.
Согласно пункту 4.3 указанного Договора, все разногласия по настоящему договору разрешаются в соответствии с порядком, установленным действующим Уставом ФИО4, а также на основании решений и постановлений Съезда (Общего собрания) ФИО4, ФИО1 (или районного отделения ФИО4).
В пункте 4.4. Договора указано, что в случае неисполнения условий настоящего договора <адрес> отделением, неисполнением требований действующего законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охотхозяйственного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, трудового и иного законодательства РФ, настоящего договора, не исполнения решений ФИО1, нарушения порядка, нормативов, регламентов установленных в области охотхозяйственной деятельности, а также когда эти действия (или бездействия) могут нанести вред (ущерб) ФИО4 в целом, ФИО1, как охотпользователь единой охотхозяйственной территории несущий ответственность за сохранение целостности охотпользования системы ФИО4 может принять решение о расторжении настоящего договора и о прекращении охоты как на отдельные виды дичи, так и в целом на территории Тульского хозяйства, а также воспользоваться правом на возмещение нанесенного ущерба.
Таким образом, согласно пункту 4.4 данного договора о совместной деятельности, только ФИО2 (ФИО4), а не ФИО1, может принять решение о расторжении договора.
Кроме этого, в пункте 7.6 Устава указано, что именно ФИО2 (ФИО4) осуществляет права юридического лица от имени ФИО2, организовывает охотничье и рыболовное хозяйство, охоту, рыболовство, а также деятельность по предоставлению услуг, связанных с охотой, рыболовством, промыслом и разведением рыбы и дичи на территории закрепленных в установленном порядке за ФИО2 охотничье рыболовных угодий, а также осуществлять другую деятельность в соответствии с Уставными целями и задачами ФИО2.
В связи с чем, и договор-поручения от ДД.ММ.ГГГГ может быть расторгнут только по решению ФИО2, а не по единоличному решению ФИО2.
В соответствии с пунктами 43, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
При толковании условий договора суд с учетом особенностей конкретного договора вправе применить как приемы толкования, прямо установленные статьей 431 ГК РФ, иным правовым актом, вытекающие из обычаев или деловой практики, так и иные подходы к толкованию.
Доводы ответчика о том, что к компетенции коллегиального исполнительного органа – ФИО1 принятие решения о заключении каких-либо договоров, контроль за соблюдением этих договоров и принятие решения о расторжении таких договоров, не относится, что подтверждается пунктом 7.6 Устава (Полномочия ФИО2). Расторжение договоров возможно без соглашения сторон в одностороннем порядке. Именно в компетенцию единоличного исполнительного органа ФИО4 (ФИО1) входит принятие решения от имени ФИО1 о заключении каких-либо договоров, контроль за соблюдением этих договоров и принятие решения от имени ФИО1 для защиты имущественных прав ФИО2 о расторжении таких договоров, и предусмотрено главой 8 Устава ФИО4 суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Так, согласно частям 1, 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоммерческих ФИО2»:
- исполнительный орган некоммерческой ФИО2 может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой ФИО2 и подотчетен высшему органу управления некоммерческой ФИО2.
- к компетенции исполнительного органа некоммерческой ФИО2 относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой ФИО2, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой ФИО2.
Согласно части 2 статьи 123.7 ГК РФ, в общественной ФИО2 образуется единоличный исполнительный орган (ФИО10, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (ФИО3, правление, президиум и т.п.). Конкретизируя приведенное положение, статья 8 Федерального закона № закрепила, что в случае государственной регистрации общественной ФИО2 ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной ФИО2 и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
В соответствии с пунктом 7.1 Устава ФИО4, в период между очередными Съездами руководство деятельностью ФИО2 осуществляет постоянно действующий руководящий орган - ФИО3, избираемый сроком на 5 лет.
Пунктом 7.4 Устава предусмотрено, что свои решения ФИО2 оформляет постановлениями, принимаемыми простым большинством голосов членов ФИО2.
В пункте 7.6 Устава указано, что именно ФИО2 (ФИО4) осуществляет права юридического лица от имени ФИО2, руководит всей деятельностью ФИО2 в период между Съездами, организовывает охотничье и рыболовное хозяйство, охоту, рыболовство, а также деятельность по предоставлению услуг, связанных с охотой, рыболовством, промыслом и разведением рыбы и дичи на территории закрепленных в установленном порядке за ФИО2 охотничье рыболовных угодий, а также осуществлять другую деятельность в соответствии с Уставными целями и задачами ФИО2.
Согласно Уставу, данное право ФИО2 не предоставлено, и тем самым является исключительным правом ФИО2 (ФИО4).
В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано в частности, что в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;
- охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты;
- сохранение охотничьих ресурсов - деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства;
- добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов;
- охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Касаемо полномочий ФИО2, в частности ФИО9, в абзаце 2 главы 8 Устава указано, что ФИО2 действует от имени ФИО3 и ФИО2 без доверенности и обеспечивает выполнение решений руководящих органов ФИО2, то есть Съезда ФИО2, являющегося высшим руководящим органом ФИО2 и ФИО2, являющегося постоянно действующим руководящим органом (коллегиальный исполнительный орган).
В Договоре о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ указано, что настоящий договор о совместной деятельности по ведению охотничьего хозяйства заключен между ФИО1, в лице ФИО1, действующего на основании Устава, и ФИО3 <адрес> отделения ФИО4, в лице ФИО1 <адрес> отделения, действующего на основании Устава, поскольку заключение данного договора относится к исключительной компетенции коллегиального исполнительного органа.
Таким образом, суд повторно обращает внимание, что именно к исключительной компетенции ФИО2 (ФИО4) относятся вопросы, включая заключение и расторжение договоров, в области ФИО2 охотничьего и рыболовного хозяйства, охоты, рыболовства, а также деятельность по предоставлению услуг, связанных с охотой, рыболовством, промыслом и разведением рыбы и дичи на территории закрепленных в установленном порядке за ФИО2 охотничье рыболовных угодий.
Данные выводы, содержатся также в самом Договоре о совместной деятельности, которые ранее судом были отражены (стр. 4 абз. 4, 5, 6 настоящего решения).
Кроме этого, предметом договора-поручения от ДД.ММ.ГГГГ является предоставление права Майкопскому РО ФИО4 производить оформление и выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и реализацию путевок (договоров) на охоту в охотхозяйства Адыгейской республиканской РОООР, что относится в соответствии с Уставом к исключительной компетенции ФИО2, как коллегиального исполнительного органа. На данном основании, как было указано выше, только ФИО2 (ФИО4), а не ФИО1 может принять решение о расторжении данного договора.
Решение о расторжении вышеуказанных договоров должен был принять ФИО2 и оформить его Постановлением, и уже в последствии ФИО1, исполняя решение ФИО2, согласно Устава, должен был реализовать принятое решение ФИО2.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у ФИО1 Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов ФИО9 не было правовых оснований для расторжения в одностороннем порядке указанных договоров, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования <адрес> отделения Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов к Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение ФИО1 Адыгейской республиканской общественной ФИО2 охотников и рыболовов ФИО9, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении в одностороннем порядке с 02.02.2024г. договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ и договора о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Н.А. Чундышко