Решение от 17.06.2022 по делу № 2а-2266/2022 от 18.03.2022

        25RS0001-01-2022-002141-78

Дело № 2а-2266/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    17 июня 2022 года    г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока

    в составе председательствующего судьи    Юлбарисовой С. А.

    при ведении протокола помощником председателя суда    Царакаевым А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Просвирнина Игоря Станиславовича к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Отделению по Арсеньевскому городскому округу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Просвирнин И. С. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал, что 04.02.2022 посредством единого портала государственных и муниципальных услуг обратился в отделение по Арсеньевскому городскому округу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (ИНН 2537108468, ОГРН 1142537005566) (далее в том числе – КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края») с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а именно на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В этот же день в дополнение к данному заявлению им были поданы следующие документы: о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), о том, что он осуществляет уход за престарелым гражданином, а также о том, что его супруга – ФИО1 зарегистрирована в качестве безработной. Решением отделения по Арсеньевскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 11.02.2022 ему было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты. С данным отказом он не согласен. В период с 01.10.2020 по 30.09.2021, то есть за 12 месяцев, которые предшествовали 4 месяцам перед датой его обращения с заявлением, ФИО1 имела статус безработной с 06.09.2021, то есть не более 6 месяцев. Он сам с 01.09.2021 осуществлял уход за престарелой матерью, достигшей возраста 80 лет. На основании изложенного Просвирнин И. С. просит: признать незаконным и отменить решение отделения по Арсеньевскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 11.02.2022; обязать отделение по Арсеньевскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» назначить ему ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно с даты подачи заявления – 04.02.2022.

В судебном заседании Просвирнин И. С. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что является самозанятым в сфере блогерства – ведет свой канал на онлайн-платформе «Яндекс Дзен» на условиях стандартной программы монетизации. С 28.09.2021 он начал получать доход от осуществления данной деятельности. Он предоставил административному ответчику документы о том, что является самозанятым, но сам административный ответчик дополнительные документы о наличии у него дохода в расчетный период не запросил.

Представитель административных ответчиков – Саркисян К. М., действующая на основании доверенности (л. д. 33, 34), в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала. Пояснила, что расчетный период для установления наличия права на получение ежемесячной выплаты – с 01.10.2020 по 30.09.2021. В независимости от того, осуществляет ли лицо, обратившееся за назначением выплаты, трудовую деятельность или является самозанятым, у него в течение расчетного периода должны быть доходы. Если доходов нет – в назначении выплаты отказывают. Нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, приведен исчерпывающий перечень уважительных причин, при наличии которых, в случае отсутствия у заявителя и членов его семьи доходов, выплата всё равно назначается. Совокупный период, в течение которого должны иметь место данные уважительные причины, должен составлять не менее 10 месяцев. Административным истцом к его заявлению были приложены справки о том, что он с 01.09.2021 осуществляет уход за престарелой матерью, а его супруга с 06.09.2021 зарегистрирована в качестве безработной. С заявлением о назначении выплаты административный истец обратился 04.02.2022, следовательно, расчетный период – с 01.10.2020 по 30.09.2021. Период, в течение которого у заявителя и его супруги имелись уважительные причины (уход за престарелой матерью с 01.09.2021 и регистрация в качестве безработной с 06.09.2021), в течение расчетного периода (с 01.10.2020 по 30.09.2021) составляет менее 10 месяцев. Следовательно, оснований для назначения ежемесячной выплаты не имелось. Действия административного ответчика соответствовали требованиям нормативных правовых актов и являлись законными. Административный истец при обращении с заявлением мог представить сведения о своих доходах в результате осуществления им деятельности в качестве самозанятого, но такие документы им представлены не были.

Выслушав пояснения административного истца, объяснения представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла части 1 статьи 218 КАС РФ следует, что для признания решений, действий (бездействий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.

По смыслу положений статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на административного истца возлагается обязанность доказать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также факт соблюдения им сроков обращения в суд; административный ответчик, в свою очередь, должен доказать факт соблюдения им требований нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие решения, порядок принятия решения, основания для принятия решения, а также факт соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее в том числе – Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199) в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено установить с 01.01.2020 ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Подпунктом «а» пункта 4 названного Указа Правительству Российской Федерации поручено до 01.04.2020 утвердить, в частности, основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Во исполнение данного поручения издано постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее в том числе – Основные требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384).

Порядок и условия назначения ежемесячной выплаты, а также требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты на территории Приморского края определены Порядком и условиями назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденными постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп (далее в том числе – Порядок назначения ежемесячной выплаты, утвержденный постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп).

Как установлено из содержания материалов дела, Просвирнин И. С. 04.02.2022 посредством единого портала государственных и муниципальных услуг обратился в отделение по Арсеньевскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л. д. 10, 28-32).

В этот же день (04.02.2022) административным истцом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг дополнительно представлены документы для назначения ежемесячной выплаты (л. д. 14, 15).

Решением отделения по Арсеньевскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 11.02.2022 Просвирнину И. С. было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с отсутствием доходов у ФИО1 (супруги административного истца) в период с 01.10.2020 по 30.09.2021 без уважительных причин (л. д. 16).

Согласно пункту 1.2 Порядка назначения ежемесячной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп, право на ежемесячную выплату возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, воспитывающей ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее – величина прожиточного минимума на душу населения).

В силу пункта 4.5 названного Порядка виды доходов семьи, порядок их учета при установлении среднедушевого дохода семьи, порядок расчета среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 384.

В соответствии с пунктом 22 Основных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Поскольку Просвирнин И. С. обратился с заявлением о назначении ежемесячной выплаты 04.02.2022, расчетный период в рассматриваемом случае – с 01.10.2020 по 30.09.2021 (12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления).

Виды доходов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, отражены в пункте 21 Основных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384.

Согласно подпункту «ж» пункта 16 Основных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, одним из оснований для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «ж», «л», «н» - «п» и «с» пункта 21 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований.

В этой же правовой норме приведен перечень случаев (исключений), при наличии которых в расчетный период при соблюдении конкретных условий решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты не принимается.

К таким случаям отнесены, в частности, следующие: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Аналогичные исключения установлены также подпунктом «ж» пункта 5.5 Порядка назначения ежемесячной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп.

Судом проанализированы документы, приложенные Просвирниным И. С. к заявлению о назначении ежемесячной выплаты.

Справкой от 19.01.2022, выданной военным комиссариатом города Арсеньев, Анучинского и Яковлевского районов, подтверждается, что Просвирнин И. С. с 01.09.2021 является лицом, осуществляющим уход за престарелым гражданином, пенсионером Минобороны России, ФИО3 (л. д. 13).

Из содержания уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе следует, что административный истец 22.09.2021 поставлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) (л. д. 12).

Согласно справке отделения КГКУ «ПЦЗН» в г. Арсеньев и Анучинском районе от 20.01.2022 ФИО1 (супруга Просвирнина И. С.) с 06.09.2021 зарегистрирована в качестве безработной (л. д. 11).

Подпунктом «ж» пункта 16 Основных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, конкретизировано, что периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты не принимается.

Такое же положение содержится в подпункте «ж» пункта 5.5 Порядка назначения ежемесячной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп. Данной правовой нормой дополнено, что неполный месяц отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, включается в расчетный период как один полный месяц.

Содержание описанных выше документов, приложенных Просвирниным И. С. к заявлению о назначении ежемесячной выплаты, свидетельствует о том, что совокупный период, в течение которого у административного истца и его супруги имелись уважительные причины отсутствия доходов (уход за престарелой матерью с 01.09.2021 и наличие статуса безработной с 06.09.2021), в течение расчетного периода (с 01.10.2020 по 30.09.2021) составляет менее 10 месяцев, что не позволяло административному ответчику назначить заявителю ежемесячную выплату.

В ходе рассмотрения дела Просвирниным И. С. указано на то, что он является самозанятым в сфере блогерства – ведет свой канал на онлайн-платформе «Яндекс Дзен» на условиях стандартной программы монетизации; с 28.09.2021 он начал получать доход от осуществления данной деятельности; он предоставил административному ответчику документы о том, что является самозанятым, но сам административный ответчик дополнительные документы о наличии у него дохода в расчетный период не запросил. В подтверждение данных доводов административным истцом представлены скриншоты интернет-страницы «Дзен-студия», скриншот электронной переписки со службой поддержки «Яндекс Дзен» (л. д. 44-51).

Оценивая указанные объяснения, суд учитывает следующее.

В заявлении о назначении ежемесячной выплаты Просвирнин И. С. указал, что получал доход в качестве самозанятого (л. д. 31).

Абзацами третьим и четвертым подпункта «в» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано до 01.07.2020 обеспечить: получение необходимых для назначения ежемесячной выплаты документов (сведений), в том числе в электронном виде, от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций; возможность обращения граждан за назначением ежемесячной выплаты через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе без истребования от граждан документов, находящихся в распоряжении указанных в абзаце третьем настоящего подпункта органов и организаций.

Вместе с тем, с учетом специфики применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», подпунктом «х» пункта 13 Основных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, установлено, что одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения) о размере доходов, полученных в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Аналогичное правило установлено подпунктом «х» пункта 3.4 Порядка назначения ежемесячной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп.

Согласно пункту 21 Примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, заявитель представляет документы, подтверждающие сведения о доходах, полученных в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Такое же требование закреплено в пункте 21 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося приложением к Порядку назначения ежемесячной выплаты, утвержденному постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп.

Следовательно, довод административного истца о том, что административный ответчик не запросил дополнительные документы о наличии у него в расчетный период дохода от деятельности в качестве самозанятого, не может быть принят судом во внимание, поскольку обязанность истребовать такие сведения у административного ответчика отсутствует.

Более того, даже при установлении факта наличия у Просвирнина И. С. в расчетный период дохода от деятельности в качестве самозанятого, необходимо учитывать, что у его супруги доходы за данный период отсутствовали вовсе.

Подпункт «ж» пункта 16 Основных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, подпункт «ж» пункта 5.5 Порядка назначения ежемесячной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп, устанавливают, что основанием к отказу в назначении ежемесячной выплаты является отсутствие доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет). То есть доход в течение расчетного периода должен быть как у самого заявителя, так и у членов его семьи.

Наличие у ФИО1 в период с 01.10.2020 по 30.09.2021 дохода не установлено, а совокупный период, в течение которого у административного истца и его супруги имелись уважительные причины отсутствия доходов, как указано судом выше, составил менее 10 месяцев.

По этому основанию отделением по Арсеньевскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и было отказано в назначении ежемесячной выплаты.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый отказ соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем оснований для признания его незаконным и отмене не имеется. С учетом этого также не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Просвирнина И. С. и назначить ему ежемесячную выплату.

При этом административный истец, в случае нахождения в жизненной ситуации, обстоятельства которой соответствуют критериям, изложенным в Указе Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199, Основных требованиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, Порядке назначения ежемесячной выплаты, утвержденном постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп, вправе вновь обратиться с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в установленном действующим законодательством порядке.

Руководствуясь статьями 175-177, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.02.2022, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.06.2022.

    ░░░░░    ░. ░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2266/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Просвирнин Игорь Станиславович
Ответчики
Отделение по Арсеньевскому городскому округу Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Краевое государственное казённое учреждение "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Юлбарисова Снежана Анатольевна
Дело на сайте суда
leninsky.prm.sudrf.ru
18.03.2022Регистрация административного искового заявления
18.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Подготовка дела (собеседование)
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее