23RS0№-39
По делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 февраля 2020 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
помощнике судьи Гилко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуркиной ФИО6 к Администрации Муниципального образования <адрес> о признании отказа незаконным, обязании назначить пенсию за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
Чуркина ФИО7 обратилась в суд с иском, в котором с учетом изменений указала, что она, ДД.ММ.ГГГГ рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала в должности главного специалиста отдела реестра, учета муниципального имущества в Управлении имущественных и земельных отношений (УИЗО) администрации МО <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, уволена с данной должности, в связи с сокращением численности штата по п. 1 ст. 81 ТК РФ. Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен пакет документов и на основании трудовой книжки ей был установлен стаж муниципальной службы 20 лет 7 месяцев. С ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена страховая пенсия по старости. В 2018 году она обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность более 20 лет, в муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципального образования <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ответом № по результатам рассмотрения заявления Администрация МО <адрес> отказал ей в назначении и выплате пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. Просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> в назначении ей пенсии за выслугу лет муниципального служащего и обязать администрацию муниципального образования <адрес> назначить ей пенсию за выслугу лет (дополнительном материальном обеспечении), пособии как лицу, замещавшему муниципальную должность в муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципального образования <адрес> со дня обращения с заявлением за счет средств бюджета <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Дроздова ФИО8 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в изменениях к исковому заявлению и просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации МО <адрес> Сердиченко ФИО9 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Управление ПФР по <адрес> в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Чуркина ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала в должности главного специалиста отдела реестра, учета муниципального имущества администрации МО <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, уволена с данной должности, в связи с сокращением численности штата, п. 1 ст. 81 ТК РФ.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ей был установлен стаж муниципальной службы 20 лет 7 месяцев.
С ДД.ММ.ГГГГ Чуркиной ФИО11. была установлена страховая пенсия по старости.
Чуркина ФИО12 обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность более 20 лет, в муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципального образования <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ответом № Администрация МО <адрес> отказала Чуркиной ФИО13 в назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, указав, что на основании Положения № «О предоставлении права на пенсию за выслугу лет (дополнительном материальном обеспечении), утвержденным решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет на сегодняшний день у нее отсутствует, поскольку страховая пенсия по старости установлена в 55 лет.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 24 названного Закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом Законом о муниципальной службе муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин "пенсия за выслугу лет", а в отношении муниципальных служащих - термин "пенсионное обеспечение за выслугу лет", юридическая природа таких выплат одинакова.*(1) Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства:
пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением;
при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований пп. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счёт средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и актами органов местного самоуправления.
Согласно Приложения 2к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 году составляет 15 лет 6 месяцев, в 2018 году- 16 лет.
В соответствии с п.1 ст. <адрес> №-КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы <адрес>» дополнительное материальное обеспечение устанавливается к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности, назначаемым в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к страховой пенсии по старости, назначенной на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", и выплачивается в порядке, определяемом положением, утверждаемым главой администрации (губернатором) <адрес>, в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. <адрес> №-КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы <адрес>» лица, замещавшие государственные должности, и лица, замещавшие должности гражданской службы, имеют право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Законом при прекращении исполнения полномочий по замещаемой государственной должности, освобождении от замещаемой должности государственной (гражданской) службы и увольнении с государственной (гражданской) службы после ДД.ММ.ГГГГ по достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности гражданской службы.
Положение о пенсии за выслугу лет (Дополнительном материальном обеспечении) лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальным служащим <адрес>, определен приложением № к решению городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п. 2. 1 ч. 2 приведенного Положения указано, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначаемым в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О страховых пенсиях», либо к страховой пенсии по старости, в том числе досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О занятости населения в РФ», и выплачивается в порядке, определенным настоящим положением.
ФЗ №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ статьей 7 внесены изменения в ФЗ № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», согласно которым право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Таким образом, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, она достигла возраста лица, имеющего право на страховую пенсию по старости по ране действовавшему закону о страховых пенсиях, которым возраст выхода на пенсию был установлен для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет.
Согласно записи в трудовой книжкеЧуркина ФИО14 уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, уволена с данной должности, в связи с сокращением численности штата, п. 1 ст. 81 ТК РФ.
Право на пенсию за выслугу лет у муниципального служащего возникает в случае увольнения с этой службы в связи с сокращением численности штата, до приобретения права на страховую пенсию по старости при условии наличия у служащего стажа муниципальной службы не менее 16 лет (в 2018 году, Приложение № о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальным служащим <адрес> (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Чуркиной ФИО15 был установлен стаж муниципальной службы 20 лет 7 месяцев.
В п.2.2 Положения о пенсии за выслугу лет (Дополнительном материальном обеспечении) лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальным служащим <адрес>(ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) указано, что лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе, и лица, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением при прекращении исполнения полномочий по замещаемой муниципальной должности, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям: в том числе сокращение штата муниципальных служащих.
Как следует из пункта 2.3 указанного Положения, пенсия за выслугу лет (дополнительное материальное обеспечение) устанавливается лицам, занимавшим муниципальной должности и должности муниципальной службы непосредственно перед увольнением и уволенным до истечения 12 полных календарных месяцев по основаниям, предусмотренным п.п. 2.2.1 пункта 2.2. Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению № к настоящему Положению и подтверждаемого соответствующим документом.
Таким образом, в отношении муниципальных служащих для назначения пенсии за выслугу лет требуется совокупность ряда условий: наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет, определенные основания увольнения со службы с правом на страховую (трудовую пенсию) и замещение должности муниципальной службы непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством <адрес>.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Из совокупного толкования Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии оснований для назначения Чуркиной ФИО16 как муниципальному служащему, пенсии за выслугу лет, является незаконным и нарушает ее права на дополнительное пенсионное обеспечение.
Исходя из этого, требования истца о признании отказа Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и обязании назначить Чуркиной ФИО17 пенсию за выслугу лет суд находит законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чуркиной ФИО18 к Администрации МО <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №в назначении Чуркиной ФИО19 пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> назначить Чуркиной ФИО20 пенсию за выслугу лет (дополнительном материальном обеспечении), пособии как лицу, замещавшему муниципальную должность в муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципального образования <адрес> до достижения 56 летнего возраста со дня обращения с заявлением за счет средств бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Приморский районный суд <адрес> в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме
Судья Иванова Л.Н.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2020г.