дело № 2 -1- 303\2019
УИД-40 RS0011-01-2019-000370-73
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Козельский районный суд Калужской области, в составе председательствующего судьи Борзова И.А.,
при секретаре Ворониной Т.А.,
с участием представителя истца Лаушкиной С.В., ответчика Кирюшина А.Ю., Кирюшиной Е.Ю.,
а также помощника прокурора Козельского района Афанасьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Козельского районного суда г. Козельска
26 сентября 2019 года
дело по иску Федерального Государственного казенного учреждения «Центральное Территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации к Кирюшиной Т.А., Кирюшину А.Ю., Кирюшиной Е.Ю., Кирюшину А.А., Кирюшину М.А. об утрате права пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета и встречного иска Кирюшиной Т.А., Кирюшина А.Ю., Кирюшиной Е.Ю. к Министерству обороны РФ в лице Федерального Государственного Казенного Учреждения « Центральное Территориальное Управление Имущественных отношений» о признании права на получение жилого помещения и возложении обязанности предоставления жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Федеральное Государственное казенное учреждение «Центральное Территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчикам, согласно которого просит прекратить право пользования ответчиков жилым помещением по адресу: <адрес>. Выселить Кирюшину Т.А., Кирюшина А.Ю., Кирюшину Е.Ю., Кирюшина А.А., Кирюшина М.А. из жилого помещения по адресу : <адрес>. Снять с регистрационного учета по адресу аварийного дома по адресу: <адрес> Кирюшину Т.А., Кирюшина А.Ю., Кирюшину Е.Ю., Кирюшина А.А., Кирюшина М.А.
В судебном заседании ответчики предъявили встречный иск к Министерству обороны РФ в лице Федерального Государственного Казенного Учреждения « Центральное Территориальное Управление Имущественных отношений» в котором просят обязать собственника жилья предоставить ответчикам благоустроенное жилое помещении по договору социального найма.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала и показала следующее. Приказом заместителя Министра обороны РФ от 21.01.2019 года №24 « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» жилое многоквартирное здание по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу. Ответчики зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>. 07.03.2019 года ответчикам было предоставленное временное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в целях недопущения нанесения вреда их жизни и здоровья. Указанное жилое помещение было предоставлено ответчикам на основании краткосрочного найма жилого помещения, срок действия договора 9 месяцев. Договор социального найма не заключен с ответчиками в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>. Согласно решения председателя Горисполкома №181 от 27.08.1976 года жилое помещение по адресу: <адрес> было включено в специализированный фонд МО РФ. В спорном жилом помещении зарегистрированы ответчики, которые трудовых отношений с Минобороны России не имеют, поэтому не имеют право проживания в служебных жилых помещения МО РФ. Осуществить списание и снос аварийного объекта не представляется возможным при наличии зарегистрированных в нём граждан, поэтому просит исковые требования удовлетворить. В удовлетворении встречного искового заявления просит отказать.
Ответчик Кирюшина Е.Ю., Кирюшин А.Ю. исковые требования не признали в полном объеме и показали следующее. На основании ордера №2 от 01.07.1992 года ответчице Кирюшиной Т.А. была предоставлена комната 15,7 кв.метров, как работнику домоуправления в\ч 22034. При этом Кирюшина Т.А. проработала в в\ч 22034 более 13 лет. Остальные две комнату были предоставлены Кирюшиной Т.А. для улучшения жилищных условий. Учитывая, что квартира была предоставлена до 2005 года, поэтому просит в иске отказать.
Ответчики Кирюшина Т.А., Кирюшин А.А., Кирюшин М.А. в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» отделение ( территориальное г. Калуга), ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, представитель ОВМ МО МВД России «Козельский», в судебное заседание не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело без своего участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель войсковой части 54055 в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель опеки и попечительства Администрации МР «Козельский район» в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Прокурор в своем заключении просит исковые требования удовлетворить частично. Прекратить право пользования ответчиков жилой комнатой общей площадью 15,7 кв.метров, в остальном просит в первоначальном иске отказать, встречные исковые требования удовлетворить в части предоставления ответчикам жилого помещения исходя из двух комнат, по социальному найму.
Выслушав стороны, заключение прокурора, ознакомившись с материалами дела суд приходит к выводу о следующем.
Согласно перечня недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на основании приказа Министра обороны РФ №1772 от 06.07.2012 года, жилой дом по адресу: <адрес>, указан в данном перечне.
Согласно приказа №24 от 21.01.2019 года заместителя министра обороны РФ, был признан аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>. Руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ организовать мероприятия: по расторжению договоров найма жилых помещений в жилом доме в соответствии с законодательством РФ; по предоставлению гражданам, подлежащим расселению, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в срок до 1 января 2020 года.
Согласно договора краткосрочного найма жилого помещения от 07.03.2019 года №40-109\04 Кирюшиной Т.А. было предоставлено для временного использования и проживания жилое помещение, расположенное по адресу: : <адрес>, в качестве членов семьи вселены Кирюшин А.Ю., Кирюшина Е.Ю., Кирюшин А.А., Кирюшин М.А.
Согласно решения исполнительного комитета Козельского городского совета депутатов трудящихся №181 от 27.08.1976 года, «О включении в число служебного фонда квартир в\ч22034 по <адрес>», было решенное считать служебным фондом… квартиру № в доме № по <адрес> (жилая площадь 15,7 кв. метров) для заселения слесаря-ремонтника.
Согласно ордера №92 от 01 июля 1992 года, выданного КЭЧ №78 района военного округа Кирюшиной Т.А. с семьей из трех человек, сын А. ДД.ММ.ГГГГ года и дочь Е. ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно трудовой книжки на имя Кирюшиной Т.А., она была принята 20.06.1989 года в Домоуправление в\ч №22034 на должность штукатура-маляра. 07.08.2002 года уволена по ст. 80 ТК РФ ( по собственному желанию).
Согласно справки УПФР в Козельском районе Калужской области от 25.09.2018 года, Кирюшиной Т.А. установлена страховая пенсия по старости с 05.08.2018 года.
Согласно решения Козельского районного суда от 19.04.2000 года по иску Кирюшиной Т.А. к в\ч54055 и в\ч22034 о признании права пользования всей квартирой, решено комнату жилой площадью 12 кв.метров в квартире № дома № по <адрес> передать в пользование по договору найма жилого помещения Кирюшиной Т.А. Обязать восковую часть 54055 во изменении договора найма жилого помещения включить в договор найма жилую комнату 12 кв. метров дополнительно к двум комнатам площадью 16 и 20 кв. метров.
Согласно решения Козельского районного суда от 13.05.2011 года по иску Кирюшиной Т.А. к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «58 эксплуатационная - техническая комендатура» (войсковая часть 61683) о признании отказа должностного лица незаконным, решено в удовлетворении исковых требований отказать.
Согласно ответа на запроса суда, начальника Межмуниципального отдела по Козельскому, Ульяновскому и Хвастовичскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области следует, что сведения о характеристиках на объект недвижимости с кадастровым номером №- квартира, расположенная по адресу: <адрес> внесена в ЕГРН. Сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют. Сведения об отнесении указанной квартиры к специализированному жилому фонду в ЕГРН отсутствуют.
Согласно ответа на запрос Администрация ГП «Город Козельск» №1666 от 15.07.2019 года, сведениями о статусе жилого помещения- квартиры № в доме № по <адрес>, Администрация не располагает, муниципальной собственностью данная квартира не является.
Согласно ответа на запроса суда, начальника Межмуниципального отдела по Козельскому, Ульяновскому и Хвастовичскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области следует, что за Кирюшиной Т.А. зарегистрировано право собственности : Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, строение 1; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности за Кирюшиным А.Ю. и Кирюшиной Е.Ю., согласно данных ЕГРН отсутствует.
Согласно выписки из реестра федерального имущества от 19.07.2019 года №1118\1, выданной Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях следует, что правообладателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ФГБУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, на основании Постановления ВС РФ №3020 от 27.12.1991 года, на праве оперативного управления.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ответчики зарегистрированы по адресу: по адресу: <адрес> и занимали три комнаты, площадью 15,7 кв. метров, 20,3 кв. метров и 12 кв. метров.
Не оспаривается также сторонами и подтверждено в решении исполнительного комитета Козельского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ, «О включении в число служебного фонда квартир в\ч22034 по <адрес>», согласно которого было решено считать служебным фондом… <адрес> (жилая площадь 15,7 кв. метров) для заселения слесаря-ремонтника, а также в решении Козельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ то обстоятельство, что комната размером 15,7 кв.метров является служебной, а комнаты площадью 20,3 кв.метров и 12 кв. метров, таким статусом не наделены.
Таким образом при рассмотрении указанного спора суд исходит из того, что служебным помещением является только комната площадью 15,7 кв.метров.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, такое решение об обеспечении семьи Кирюшиных жилым помещением как лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорной квартиры, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов о предоставлении жилого помещения.
Согласно части 3 данной статьи выдача ордера на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Предоставленное ответчикам жилое помещение относилось к жилищному фонду войсковой части 54055 в лице войсковой части 22034 Министерства обороны.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
Как разъяснено в абз. 2 подпункта "е" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых (служебных) отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственными или муниципальным предприятием или учреждением в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность, или избранием на выборную должность в органы государственной власти или местного самоуправления. Служебное жилое помещение, предоставляемое в целях создания необходимых условий жизнедеятельности работника, обеспечения территориальной доступности места работы (службы) и места жительства, обеспечивает баланс интересов работника и работодателя. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав самого нанимателя и при прекращении нанимателем права пользования служебным жилым помещением за членом семьи нанимателя право пользования таким служебным жилым помещением не сохраняется.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц,которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, в служебных (трудовых) отношениях с учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, не находятся; к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, не относятся; обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность выселения из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения не имеется, права на обеспечение жильем в порядке статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" ответчики не имеют.
Таким образом, на основании изложенного ответчице Кирюшиной Т.А. было предоставлено служебное жилое помещение, комната площадью 15,7 кв.метров. В настоящий момент Кирюшина связи с МО РФ не имеет, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит и не может состоять, так как имеет в собственности жилые помещения в Козельском районе и в г. Калуге, превышающие учетную норму. Ответчики Кирюшин А.Ю., Кирюшина Е.Ю., Кирюшин А.А., Кирюшин М.А. вселены в служебное жилое помещение, как члены семьи Кирюшиной Т.А., трудовых отношений с МО РФ не имеют. Поэтому исковые требования в части жилого помещения площадью 15,76 кв. метров подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
При этом исковые требование о признании ответчиков Кирюшиных утратившими право пользования жилыми помещениями 20,3 кв.метра и 12 кв.метров удовлетворению не подлежат, но в данной части подлежат удовлетворению встречные исковые требования.
Так приказом зам.министра МО РФ от 21.01.2019 года №24, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из указанной нормы следует, что предоставление гражданам в связи с выселением из ветхих домов, подлежащих сносу, другого жилого помещения носит компенсационный характер. При этом условия проживания во вновь предоставляемом жилом помещении не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставляемое гражданину жилое помещение в связи с выселением должно быть равным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и состоять из того же количества комнат, что и ранее занимаемое. Жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены и предоставление в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений предполагает равнозначность не только в общей площади, вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в жилой площади данного жилого помещения по сравнению с ранее имевшимся.
В силу абз. 4 п. 37 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Поэтому при рассмотрении данного иска суд приходит к выводу о том, что ответчики могут быть сняты с регистрационного учета, выселены только с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, что должно учитываться истцом при расселении из аварийного жилого помещения.
Поскольку предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, суд считает возможным исковые требования Кирюшиной Т.А., Кирюшина А.Ю., Кирюшиной Е.Ю., удовлетворить в части жилых помещений площадью 20,3 кв.метра и 12 кв. метров (всего 32,3 кв. метра), обязав ответчика предоставить им в связи со сносом многоквартирного жилого дома, признанного аварийным, жилое помещение, отвечающее установленным нормам.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ удовлетворить частично.
Прекратить право пользование Кирюшиной Т.А., Кирюшины А.Ю., Кирюшиной Е.Ю., Кирюшина А.А., Кирюшина М.А. комнатой площадью 15,7 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес>.
Исковые требования Кирюшиной Т.А., Кирюшина А.Ю., Кирюшиной Е.Ю. удовлетворить частично.
Обязать Федеральное Государственное казенное учреждение «Центральное Территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации предоставить Кирюшиной Т.А., Кирюшину А.Ю., Кирюшиной Е.Ю., Кирюшину А.А., Кирюшину М.А. на условиях социального найма благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования ГП «Город Козельск» Калужской области жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящегося в черте населенного пункта г. Козельска Калужской области, жилое помещение состоящее общей площадью не менее 32,3 кв. метра.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требования и встречных исковых требования отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий : __________________________