Дело №2-969/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2024 года п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсудуровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования «Заиграевский район» и муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Заиграево» об обязании произвести ремонт трубопроводов тепловой сети,
при участии в заседании:
прокурор: Шахбазян К.А.
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просит, с учетом уменьшения исковых требований, обязать администрацию муниципального образования «Заиграевский район» (далее- АМО «Заиграевский район») и муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Заиграево» (далее – МУ МОП ЖКХ «Заиграево») в срок до 30.06.2025 года провести работы по капитальному ремонту трубопроводов тепловой сети на участке от <адрес>, протяженностью 12 метров.
В обоснование искового заявления истец указал, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере ЖКХ установлено, что ответчиками не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, вследствие чего создана угроза безопасности жизни и здоровью населения, проживающих в п.Заиграево, может привести к аварийным и чрезвычайным ситуациям, что повлечет прекращение бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения п. Заиграево.
В судебном заседании помощник прокурора Заиграевского района РБ Шахбазян К.А. уточнила исковые требования, просила обязать АМО «Заиграевский район» и МУ МОП ЖКХ «Заиграево» провести работы по капитальному ремонту трубопроводов тепловой сети на участке <адрес>, протяженностью 12 метров в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель МУ МОП ЖКХ «Заиграево», представитель АМО «Заиграевский район» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, в порядке заочного производства, о чем вынесено протокольное определение.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в том числе по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с п. 1 и п.4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения относятся кроме других: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования.
В силу ч.2 ст.20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического ресурса. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (ч.3).
Согласно ч.5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Согласно п.3.1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 года, при эксплуатации тепловых энергоустановок осуществляется систематический контроль за зданиями и сооружениями. Контроль осуществляют лица из числа управленческого персонала и специалистов организации, прошедших проверку знаний настоящих Правил и назначенных приказом.
Согласно пункту 3.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 года производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
Как следует из договора о закреплении муниципального имущества на право хозяйственного ведения № от ДД.ММ.ГГГГ МО ГП «Поселок Заиграево» в лице МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» АМО «Заиграевский район» как собственник объектов тепло-, водоснабжения поселения передало имущество (котельная с имеющимся оборудованием, тепловые, водопроводные, канализационные сети и т.д.) для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячей воды, водоотведению, подаче холодной (питьевой) воды МУ МОП ЖКХ «Заиграево».
В соответствии с ч.4 ст. 2 Устава МО ГП «поселок Заиграево» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация теплоснабжения населения в границах МО ГП «поселок Заиграево» отнесена к полномочиям администрации МО «Заиграевский район».
Актом осмотра тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в составе комиссии: начальником котельной МУ МОП ЖКХ «Заиграево», мастер ВКХ МУ МОП ЖКХ «Заиграево» установлено, что на участке тепловой сети <адрес> длиной 12 метров, на плитах верхних перекрытий присутствуют разломы, теплоизоляция обсыпалась, остаточная толщина стенки обратного трубопровода 30% от нормативной, имеют коррозию, в результате прорыва ДД.ММ.ГГГГ произведена замена подающего трубопровода в количестве 12 метров. Обратный трубопровод изношен на 70%.
Таким образом, техническое состояние тепловых сетей на указанном участке создает опасность возникновения аварийных ситуаций, что ставит под угрозу надежность и бесперебойность теплоснабжения жителей п. Заиграево.
Безаварийное прохождение отопительного сезона является одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления и предприятий ЖКХ, поскольку авария на котельной может привести к разморозке системы тепло- и водоснабжения, прекращению подачи тепло и водоснабжения населению и социальным объектам.
Согласно п. 2.2.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ МУ МОП «ЖКХ Заиграево» обязано содержать переданное имущество и осуществлять его эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить капитальный и текущий ремонт имущества за счет средств предприятия.
Таким образом, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что АМО «Заиграевский район», как собственник имущества переданного МУ МОП ЖКХ «Заиграево» и несущий бремя содержания имущества, и МУ МОП ЖКХ «Заиграево», как организация осуществляющая свою деятельность по выполнению работ и оказанию услуг для удовлетворения общественных потребностей, не в полной мере выполнены требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в п.Заиграево Заиграевского района, а также возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Срок для устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ суд считает достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198,233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования «Заиграевский район» и муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Заиграево» об обязании произвести ремонт трубопроводов тепловой сети, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Заиграевский район», муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Заиграево» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт трубопроводов тепловой сети <адрес>, протяженностью 12 метров.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.И. Минеева